"Съесть нельзя уничтожить". Годовщина эмбарго отметилась "ритуальным сожжением", но не успехами АПК
С 6 августа уничтожению подлежит вся запрещенная продукция, угодившая на территорию России. Символично, что ровно год спустя после введения продуктового эмбарго начинает действовать этот указ Владимира Путина. Согласно порядку, утвержденному Министерством сельского хозяйства РФ, "ритуальному" сожжению под прицелами видеокамер подвергнут любые товары из санкционного продовольственного списка. Не пощадят ничего. Мясо крупного рогатого скота и мясо птицы, рыбу и ракообразных, молоко и молочные продукты, овощи и фрукты, произведенные в США, странах Евросоюза, Канаде, Австралии и Норвегии. Все это будет нещадно истреблено "любым доступным способом". Россияне недоумевают: зачем варварски истреблять продукты, которым можно найти применение? Разве в стране мало бедных и нуждающихся, ветеранов и пенсионеров? Не говоря уже о семьях, проживающих в обстреливаемом Донбассе. Подробности – в материале Накануне.RU.
Предложение уничтожать запретные продукты 24 июля поступило от министра сельского хозяйства Александра Ткачева, который неоднократно призывал "перекрыть лазейку" для попадающих под контрсанкции продуктов. На сей раз реакция президента не заставила себя ждать, и 29 числа Путин подписал соответствующий указ. Президента обеспокоили участившиеся сообщения от сельхозпроизводителей о том, что в Россию продолжают поступать товары из стран, попавших под продуктовое эмбарго. Производители из Америки, Канады и Европы вышли на нелегальные каналы поставок и стали отправлять свои продукты через дружественные нам страны.
Так, например, произошло в Самаре. На днях местное управление Россельхознадзора заподозрило неладное в привезенной свинине. Было задержано шесть фур со 114 тоннами продукции якобы бразильского производства. После того, как Бразилия опровергла подлинность сертификатов, инспекторы сделали вывод о европейском происхождении мяса и "приказали казнить". Тонны замороженных мясных брикетов отправились в последний путь на ветсанутильзавод.
Многих россиян удивляет подобный подход к "санкционке". В сети интернет набирает популярность петиция, в которой граждане просят Путина раздать санкционные продукты малоимущим.
"Зачем нам уничтожать свежие европейские продукты, которыми можно накормить ветеранов, пенсионеров, инвалидов, многодетных, пострадавших от природных катаклизмов и других нуждающихся? Если товар можно просто съесть, зачем его уничтожать?" – недоумевают 185 тыс. россиян, подписавших обращение. Люди предлагают альтернативный вариант.
"Мы просим президента России отменить свой указ и обращаемся к Государственной думе с требованием рассмотреть и принять в ускоренном порядке закон о безвозмездной передаче ввозимых продуктов и товаров народного потребления, подлежащих уничтожению, особо нуждающимся категориям населения", - сказано в петиции.
Россияне справедливо замечают, что введение санкций заметно ударило по кошелькам сограждан. А с появлением обреченной на сожжение иностранной продукции государство может компенсировать бедствующим то, чего они лишились. Авторы обращения пообещали привлечь к распределению еды благотворительные организации, дабы избежать какой бы то ни было нагрузки на бюджет.
С момента подписания указа с подобными просьбами к президенту обратились немало экспертов и политиков, однако о его изменении или отмене речи не идет. "Указ президента вступает в силу, и он обязателен для исполнения. Пока нужно исходить из этого", — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам.
Он добавил, что Владимиру Путину сообщат о петиции против уничтожения санкционных продуктов, однако сам Песков сомневается в достоверности электронных подписей. "Единственное, что обращает на себя внимание, что этот ресурс, если я не ошибаюсь, не подразумевает какой-то достоверной идентификации. Поэтому здесь еще предстоит определить, насколько достоверным является это количество, с учетом темпа набора этого количества", — добавил Песков.
С решением президента согласны в Роспотребнадзоре. По словам главы ведомства Анны Поповой, санкционные продукты могут представлять угрозу для потребителя, поскольку по умолчанию имеют недостоверные данные о качестве, месте происхождения и безопасности.
"Ввезти санкционный продукт с истинными документами, подтверждающими качество, место происхождения и безопасность этого продукта, невозможно… Поэтому эта продукция, естественно, не может быть достоверного качества и достоверно безопасна, поэтому другого выхода, кроме того, как ее уничтожить, ее утилизировать, очевидно, нет и просто быть не может", — заявила Попова, назвав утилизацию "совершенно логичным решением".
Назвать уничтожение еды правильным не берется руководитель хозяйства "Галкинское", сопредседатель движения Федеральный Сельсовет Василий Мельниченко. Он сравнил предлагаемые методы со средневековыми и поддержал идею раздачи продуктов народу.
"Я не могу поддержать уничтожение еды, хлеба, считаю, что это в корне неправильно, когда можно организовать контроль. Если уж ввели санкции на ввоз, то, наверное, есть таможенные органы, которые не должны этого допускать. А если у нас таможня коррумпированна, то что ж мы в такие дикие дебри кидаемся? Это дискредитирует саму таможню, сами государственные органы, показывает их неумение работать и управлять процессом. Зачем мы тогда вводили такие запретительные меры, если понимаем, что мы даже не можем проконтролировать их исполнение? А потом ловим нарушения за тысячу километров в Самаре или за 5 тыс. км в Екатеринбурге и здесь будем эти крематории делать, показательно сжигать еду. Это мне Средние века напоминает", - отметил в разговоре с Накануне.RU Василий Мельниченко.
Эксперт предлагает поделиться конфискованной едой с малоимущим населением, доля которого в обществе заметно возросла с введением санкций.
Несогласен с этим президент ассоциации "Росагромаш", лидер "Партии дела" Константин Бабкин. Поток бесплатных зарубежных продуктов отобьет у российских аграриев всякое стремление к увеличению объемов производства. Если уж власти решились обходиться своим, то нужно идти до конца.
"Может быть, действительно, это некрасиво выглядит, сжигание продуктов шокирует взгляд. Но, если принят закон, по которому этих продуктов в России быть не должно, значит надо его соблюдать. Бесплатная раздача нанесла бы удар по фермерам не только в России, но и в Донбассе. Жителям Донбасса надо дать не рыбу, им надо дать удочку. Их надо защитить и дать им возможность самим выращивать продовольствие. В Донбассе – чернозем. Там прекрасные условия для развития сельского хозяйства, Донбассу нужны не бесплатные продукты, а реальная поддержка восстановления сельского хозяйства, защита рынка от несправедливой конкуренции из-за рубежа, ну и защита от обстрелов, конечно", - сообщил Константин Бабкин корреспонденту Накануне.RU.
Избежать "ритуального" сожжения, по мнению эксперта, помогло бы введение ответственности для торговцев, распространяющих в России санкционные продукты. "Я думаю, что ответственность розничных торговцев могла бы решить эту проблему. Если эти продукты нельзя было бы здесь продать, они бы сюда и не поступали. Но можно обходиться и уничтожением. Я думаю, что это недолго продлится, потому что и торговцы, и те, кто занимается провозом этих продуктов, увидят, что это нерентабельно и в конечном счете перестанут завозить эти продукты", - добавил Бабкин.
В скором времени объемы незаконных поставок из-за рубежа могут возрасти. Это произойдет, если президент поддержит предложение правительства о расширении списка стран, подпадающих под продовольственное эмбарго. Поводом стало продление присоединения к санкциям ЕС Черногории, Албании, Исландии, Норвегии, Лихтенштейна, Украины и Грузии.
Расширение эмбарго должно было дать фору российским производителям. По данным мониторинга Минсельхоза, ситуация в сельском хозяйстве с июня прошлого года улучшилась лишь по отдельным показателям.
Так например, в текущем году по сравнению с 2014 г. выросло производство мяса и субпродуктов, мясных полуфабрикатов, сливочного масла, сыров и сырных продуктов, молочных продуктов. Это стало возможным благодаря приросту производства скота и птицы на убой и молока в сельскохозяйственных организациях, являющихся основными поставщиками сырья для предприятий переработки.
По остальным показателям – производство зерна, овощей, молока, мясной продукции – ситуация за год заметно не изменилась.
Если летом прошлого года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 20,6 млн голов крупного рогатого скота, то в этом году их стало 20,4 млн. При этом производство молока сократилось на 3,2 млн. Сельхозпроизводители стараются компенсировать сокращение поголовья коров за счет увеличения их продуктивности.
Необходимость перехода к импортозамещению отразилась на размере государственной поддержки аграриев, впрочем, несильно заметно. В прошлом году субсидии сельхозпроизводителям составляли 122,7 млрд руб., в этом – 163,6 млрд руб.
Показатели изменения импорта наталкивают на мысль, что введение санкций действительно не отразилось на объеме ввоза иностранных товаров. В январе-мае 2015 г. доля таких продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшилась всего на 0,1 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.
Тем не менее, изменения в сельском хозяйстве Константин Бабкин оценивает как положительные. Эксперта огорчает лишь тот факт, что власти не берутся за решение системных проблем в отрасли. Вот и сейчас: введение санкций и защита отечественного производителя стала побочным эффектом внешнеполитической политики.
"Все эти меры по защите рынка вводятся как реакция на политические инициативы Запада. Стержнем инициатив по защите рынка является не поддержка наших производителей, а реакция на внешние раздражители. В идеале, в основе внешнеэкономической политики должно лежать системное создание условий для развития сельского хозяйства и других отраслей. На мой взгляд, нужно не реагировать на внешние раздражители, а посмотреть, в чем наши условия для аграриев менее выгодны, чем условия для аграриев других стран. И исправлять эти системные перекосы: удешевлять кредиты, защищать рынок, снижать налоги, увеличивать дотации. Такая системная работа дала бы гораздо больше эффекта, чем седативные временные меры", - отметил Бабкин.