Путин делает индо-пакистанскую связку
Индия десятки лет традиционно являлась партнером СССР, и Россия плавно заняла место развалившейся сверхдержавы. С неизбежными потерями в 90-е годы (свято место пусто не бывает), но партнерство сохранилось. Кстати, индийцы отказались от закупки во Франции 126 истребителей (благодарите "Мистрали"). Победителем тендера французский истребитель Rafale стал в конце 2012 года. И уже тогда стало понятно, что полностью он выполнен не будет. В результате, после получения первых 36 машин, Индия разорвала контракт.
"Мы купим только 36 истребителей, больше покупать не будем. Самолеты "Rafale" слишком дороги, — заявил министр обороны Индии Манохар Паррикар, пишет La Tribune со ссылкой на индийское новостное агентство PRI. — Я бы тоже хотел иметь BMW и Mercedes, но у меня их нет, потому что, во-первых, я не могу их себе позволить, а во-вторых, в них нет острой необходимости". По просочившимся из Минобороны Индии данным, стоимость контракта возросла с 12-ти до 20 млрд долларов.
Не будем гадать об истинных причинах разрыва контракта, но факт остается фактом - МИД Индии отметил ценовую привлекательность и надежность российских многоцелевых истребителей Су-30 по сравнению с "Rafale".
А друг Индии традиционно и вполне естественно являлся врагом Пакистана - эти искусственно разделенные хитрыми англичанами территории воевали между собой непрестанно и яростно.
США так рьяно помогали Пакистану, что даже снабдили его ядерным оружием. Его же, вроде как в пику России, Украина в 90-е годы оснастила танками - местные националисты были в восторге. И мало кто обратил внимание, что ради выполнения этого контракта Россия снабдила свою соседку технологиями изготовления пушечных стволов. В итоге новые танки на Украине не делают до сих пор, а Россия спокойно укрепляет и усиливает сотрудничество с Пакистаном, вытесняя оттуда США. Танки-то были советские, а модернизацию и обслуживание 250 машин надо осуществлять, боеприпасы и расходные материалы надо поставлять (те же стволы, которые на Украине так и не научились делать качественно. Да и броню танковую не льют).
А более надежная и дешевая в обслуживании советская техника вытеснила американскую. На радость местным, которые сегодня далеко не тихо ненавидят своих американских покровителей и регулярно отстреливают оных. Так что Россия в Пакистане желанна, а конфликты Индии и Пакистана из-за Джаммы и Кашмира обе стороны предпочитают держать в замороженном состоянии. Причем - в буквальном смысле - воевать там холодно, дорого и бесполезно.
Происходящее полностью укладывается в древнюю максиму - Tempora mutantur et nos mutamur in illls – времена меняются и мы меняемся вместе с ними.
Теперь Москва готова построить в Пакистане газопровод, который обеспечит поставки в эту страну газа из Ирана. На проекте она заработает $2 млрд. Некоторые эксперты предупреждают, что пакистанский газопровод будет лишь частью маршрута, по которому иранский газ пойдет в Китай. Таким образом, строя трубу, Россия сама создает себе конкурента на китайском рынке. Партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин говорит, что сейчас Иран ведет переговоры с Пакистаном и Китаем, и, в сущности, газопровод, который будет строить Россия, станет частью будущей газовой трассы из Ирана в КНР.
"Участие в пакистанском проекте России совершенно невыгодно: поставки из Ирана будут снижать потребность Китая в газе, в том числе и из России". Но так ли это на самом деле?
Сайт кабинета министров Пакистана сообщает, что речь идет о "создании благоприятных условий для строительства с участием российской стороны газопровода "Север - Юг" на территории Исламской Республики Пакистан от города Карачи до города Лахор" (побережье Пакистана - граница с Индией). Протяженность составит 1,1 тыс. километров, мощность — 12,4 млрд кубометров газа в год. Запустить газопровод планируется в 2017 году.
Изначально труба предназначена для поставок газа из Ирана, он будет поставляться морем в сжиженном виде и регазифицироваться в Карачи. Пакистан является ресурсодефицитным государством и испытывает острую нехватку электроэнергии на внутреннем рынке. Указанные объемы по определению не пойдут налево, да и сами объемы по сравнению с потребностями КНР малы. Как и малы они по сравнению с теми нитками, что тянут в Китай из России.
Кроме того, Россия страхуется и договорными отношениями.
В настоящее время Россия строит газопровод "Сила Сибири", по которому в Китай пойдет в три с лишним раза больше газа, чем планируется по этому контракту - 38 млрд кубометров газа в год. Кроме этого, ведутся переговоры по так называемому "западному маршруту" (газопровод "Алтай"), который позволит ежегодно поставлять в Китай еще 30 млрд кубометров ежегодно. Объемы пакистанского контракта на этом фоне теряются - 12 млрд кубометров против 68-ми.
При этом надо помнить и о том, что для какого-то неопределенного будущего, в котором "поставки из Ирана будут снижать потребность Китая в газе, в том числе и из России", надо будет проложить совершенно новые трубопроводы и построить новые заводы по приему сжиженного газа, новые терминалы - все новое. Чего не существует даже на бумаге.
Опять же, все мы помним, что свято место пусто не бывает. Если Китай нуждается в энергии, он ее получит. И если не Россия, то те же американцы, пусть и сквозь зубы, но будут сотрудничать, строить газопроводы и LNG-терминалы. Россия сегодня пользуется резким ослаблением позиций США в регионе, использует американский же опыт по экономическому вытеснению конкурента с ранее захваченных им рынков. Куда проще и умнее заработать на контракте и привязать к себе партнера, сделав экономически нецелесообразными будущие ссоры по каким-то надуманным политическим предлогам.
Возьмите, к примеру, последние 24 года политики и экономики Украины. Государственная власть при всех президентах неуклонно ухудшала экономическое сотрудничество с Россией под влиянием русофобской политики, на которой строилась вся государственность. Экономика и выгода были вторичны. Временные всплески "любви к России" не меняли общее направление на снижение всех связей – политических, экономических, научных, социальных. Итог известен.
Что касается действий России в Азии, то они укладываются в стратегию поддержания баланса интересов в важнейшем "треугольнике" стран - Китай, Индия и Пакистан, между собой имеющих сложную "связку" отношений. Подтверждением такого курса служит решение об одновременном принятии в состав ШОС и Индии, и Пакистана.
А Пакистан действует прагматично и спокойно меняет партнеров на международной арене, исходя из долгосрочных интересов. Неудивительно, что по мере выхода из-под политического давления США, усиливаются связи именно с соседями по региону – ведь Китай, Россия и Индия близко, а Америка далеко за океаном.
Именно этого США и боятся – что до всего мира постепенно доходит – США далеко и без них вполне можно обойтись. И тогда сверхдержава рискует превратиться в героя анекдота – ковбоя Джо. Которого никто не мог поймать, потому что он никому не был нужен.