Будни "евроПрибалтики": "Неужели снова страшно высказать свое мнение?..."
Для начала цитата: "По поводу демонтажа скульптур на Зеленом мосту были разные мнения, имелись и противники демонтажа. Председатель Госкомиссии культурного наследия Гражина Дремайте сказала то, что совершенно нормально для правового государства: пока скульптуры в списке культурных ценностей, их должны вернуть. Удивительно, что человек, чьи заслуги в сохранении ценностей Литвы несомненны, смешан с грязью, на него навесили обидные ярлыки. Неужели опять наступило время страха перед разнообразием мнений?" Именно так высказал свою боль Римантас Вайткус, и это мнение не какого-то записного возмутителя общественного спокойствия с той стороны баррикад, а своего в доску члена президиума социал-демократической партии, основы правящей коалиции. И говорит этот крик души о том, что далеко не все благополучно (скорее, все неблагополучно) в "датском королевстве", как пытаются уверить сограждан власти. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
В своей антисоветской паранойе, резко переходящей в антироссийскую, эта самая власть дошла до того, что даже записала патриарха второй республики Альгирдаса Бразаускаса в число врагов государства, разместив его портрет на так называемой доске позора среди руководителей регионального КГБ и МВД. Исходя из логики устроителей этой акции возмездия, фото президента Дали Грибаускайте должно бы начинать и заканчивать галерею, поскольку недостойных, тщательно скрываемых фактов и событий в биографии "красной Дали" с лихвой хватило бы на всех фигурантов. Однако увы...
Нет-нет, отдавая дань мужеству функционера правящей партии, не побоявшегося бросить камень во властный пруд, вынуждены внести существенные уточнения: атмосфера нетерпимости, дискриминации "чуждых" (это в одинаковой мере касается в целом "нетитульных" и отдельных личностей в частности, причем под раздачу попадают и свои, преследование лидера Социалистического народного фронта Альгирдаса Палецкиса - яркий тому пример) уже давно задает в стране тон, определяет дискурс. Об этом говорят и яркие выступления честных представителей элиты – члена Сейма Повиласа Гилиса, прошедшего через унизительную процедуру импичмента экс-президента Роландаса Паксаса, а Виктор Успасских, приговоренный к шести годам заключения исключительно по политическим, на его взгляд, мотивам, вообще считает, что ни о какой демократии в Литве и речи быть не может.
И неслучайно автор вышеприведенной цитаты употребил наречие "снова", думается, он имеет в виду режим первого диктатора Европы Антанаса Сметоны, который еще задолго - за семь лет до Гитлера - разогнал парламент и партии, кроме своей, уничтожил или пересадил своих политических оппонентов, ввел жесточайшую цензуру - и так сурово единолично правил аж полтора десятка лет.
И что же? Нынешние "фюреры" держат равнение на героя литовского народа (кстати, позорно бросившего страну при появлении первых советских танков), активно продвигают сооружение величественного мемориала душегубу в Вильнюсе. Вот и сейчас в тюрьму или в изгнание отправляются политические соперники и критики нынешнего режима, Неринга Вянцкене, основательница движения против педофилов во власти и лидер парламентской партии "Дорогой смелых", скрывается от литовской демократии за границей, уж она-то, бывшая судья, знает цену отечественному правосудию. Стоило Партии труда заявить о взаимовыгодной взвешенной политике в отношении Запада и Востока, как появляется дело о черной партийной бухгалтерии и мошенничестве в ее верхушке, и самое популярное движение, одержавшее на последних выборах в Сейм по партийным спискам победу за явным преимуществом, откатывается на последние роли.
Кампании против европарламентария, лидера Избирательной акции поляков Валдемара Томашевского недавно пошел второй десяток лет. Вся вина этого карбонария в том, что он осмелился говорить о правах этнических поляков на землю, которую осваивают в течение многих веков, на свой язык и возможность учиться и на нем же общаться на родной Виленщине. После того, как с трибуны европарламента он обвинил Грибаускайте во лжи (международные конвенции в области прав человека, подписанные Литвой, полностью соблюдаются, уверяла она Брюссель), как власть занесла его в черный список недругов государства и всячески пытается дискредитировать его самого и его движение: националисты при поддержке полиции варварски срывают таблички с польскими надписями с домов, чиновники самоуправлений наказываются такими огромными штрафами, а в Польше объявляют сбор пожертвований в их пользу и т.д.
Венцом демократии стали недавние обыски в русских школах столицы, когда учителей и учеников "опрашивали" (департамент госбезопасности посчитал уместным опустить букву "д", поскольку недемократично называть вещи своими именами) по сути действий и резговоров во время пребывания в российских детских лагерях. А секрет полишинеля о том, что все граждане (и неграждане тоже) в славном Евросоюзе находятся под колпаком спецслужб, прежде всего американских, открыли такие рыцари справедливости, как Асанж и Сноуден, отчего и стали смертельными врагами главного мирового бандита, а также его балтийских марионеток.
В Евросоюзе спорят, кто сильнее пострадал в войне санкций, и каждая страна, показывая десятки, если не сотни миллионов убытков, настаивает на своем "лидерстве". Считается, что прибалтам в этом сражении приходится очень несладко, однако власти делают приличную мину при скверной игре, диктуя правила поведения: козни России – выстрел в молочко. В частности, на этом настаивает Латвия, устами главы предствительства ЕС в стране Инны Штейнбуки заверившая обеспокоенных граждан: закрытие восточного рынка принесло только...пользу. И это при том, что расчеты на китайский, египетский и прочие экзотические рынки не оправдались, достойной замены российскому не нашлось, повсеместно падает уровень животноводческого производства, в Латвии фермеры вынуждены сдавать молоко ниже себестоимости, в Эстонии тонна молока с 400 евро упала до 230, что тоже на грани самоокупаемости, свинина подешевела на четверть.
В Литве доходы крупнейшаго молококомбината Pieno zvaigzde рухнули на треть, прибыль стремится к нулю. Добросовестные аналитики прогнозируют вал банкротств в сельском хозяйстве, отступление в, образно выражаясь, каменный век доисторического материализма. Не говоря уж о том, что падение грузооборота в портах Прибалтики приближается к десяти процентам, а продолжающаяся оптимизация российских грузопотоков грозит дальнейшим его сокращением.
Предание гласности этой горькой истины решительно не приветствуется, в Латвии, например, полиция применила грубую физическую силу и непарламентские выражения для того, чтобы остановить известного публициста Лато Лапса, сунувшего нос не в свое дело. Мало того, его обвинили в "сопротивлении законным требованиям полиции", но дать ход делу в суде отказываются. Линдерман, Граудиньш, многие другие могут служить классическим пособием по преследованию инакомыслящих.
В Эстонии "достали" даже уполномоченную по раноправию Мари – Лийз Сеппер, она, известная сторонница официального курса на построение национального государства, вынуждена была не согласиться с чиновниками столичного просвета, добившихся увольнения двух работниц русского детсада только за то, что от них требовали владения госязыком на уровне родного. "Налицо факт дискриминации по национальному признаку", - вывод омбудсмена.
С возмущением воспринято здесь сообщение о том, что директор правозащитного центра "Китеж" Мстислав Русаков отправил в ООН доклад с жалобой на "демократическую и толерантную". В нем утверждается, что в республике не выполняются рекомендации международных организаций и требования подписанных конвенций о защите прав нацменьшинств, нетерпимости любой дискриминации. "Жуткий поклеп, происки Москвы, которая хотела бы по- прежнему диктовать нам свои правила", - смысл комментариев местных СМИ.
Конечно, до прямого террора неугодных, практикуемого в Литве, здесь пока не дошли, но ведь все эти банановые недореспублики двигаются в одном строю к одной цели, которую указывает им великий кормчий с звездно-полосатым флагом.