"План нападения на Донбасс" – реальная перспектива или провоцирование России?
Ситуация в Новороссии вновь проходит в миллиметре от развязывания нового витка войны. По многочисленным данным, Украина вновь была готова развязать военную агрессию против Донбасса, что засвидетельствовали и первые лица российского государства. Так, 17 августа глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что "нас тревожит развитие событий последних дней, которые очень сильно напоминают подготовку к очередным боевым действиям", и "уже можно говорить не о линии соприкосновения, к сожалению, а о фронте". А через три дня зампостпреда России при ОБСЕ Андрей Руденко, выступая на заседании постоянного совета ОБСЕ, отметил, что Украина наплевала на Минские соглашения и еще больше наращивает свою военную группировку. Подробности - в материале специального корреспондента Накануне.RU в Донецке.
"Там сейчас регулярные войска, усиленные свежими подразделениями морской пехоты. Все это говорит о нежелании Киева реализовывать военные аспекты минского Комплекса мер и переходить к выполнению политических аспектов договоренностей. Вместо поиска развязок и диалога с теми представителями Донецка и Луганска, кто подписал Минские соглашения, – откровенная симуляция или имитация процесса", - сказал Руденко.
18 августа в Севастополе президент России Владимир Путин высказался в том же ключе, открыто поддержав Донбасс. "Мы сегодня наблюдаем эту эскалацию, и вина за это не лежит на ополчении Донбасса, она на противоположной стороне. Именно ополчение Донбасса предложило отвести всю боевую технику калибра менее 100 миллиметров. К сожалению, ПРОТИВНАЯ сторона этого не сделала, а, наоборот, по имеющимся у нас данным, концентрирует там свои подразделения, в том числе усиленные боевой техникой", - сказал Путин, выразив и свою политическую позицию в этой войне (Украина – противоположная сторона), и моральную (противная).
При этом Путин дал понять, что он не видит альтернативы Минску-2 и считает военное освобождение ДНР и ЛНР сейчас нецелесообразным. "В конечном итоге, безусловно, мир восторжествует. Наша задача в том, чтобы минимизировать потери, с которыми мы придем к этому миру", - подчеркнул Путин, что означает явный знак Донбассу, который никто не бросит, но который в силу обстоятельств должен соблюдать все соглашения.
На прошедшей неделе ДНР это демонстративно сделала несколько раз, когда казалось, что нападение Украины неизбежно. В тот же вечер, когда в Народном совете сообщили, что армия ДНР приведена в полную боевую готовность, замкомандующего штабом ополчения республики Эдуард Басурин опроверг это. "Никакой боевой готовности никто не объявлял. Об этом факте мне ничего неизвестно", - сказал он. На следующий день Басурин заявил, что "вооруженные силы республики переведены в готовность для отражения наступления, но техника на позиции не возвращалась". Хотя не нужно быть военным, чтобы понять, что отведенная куда-то техника не может отразить наступление врага. Очевидно, что это была очередная демонстрация приверженности Минским соглашениям: вся техника у нас отведена даже в такой момент. "Приказа на возвращение вооружения на позиции и об отводе из мест дислокации не было", - добавил Басурин.
При этом республики постоянно и подробно передают всю информацию о военных приготовлениях украинских войск. Например, было сообщено о стягивании к Донецку и Горловке тяжелой артиллерии. А 20 августа Басурин сообщил об информации из генштаба Украины о намерении взять Донецк в "котел". По его словам, после "проведения артиллерийского обстрела позиций ДНР, ВСУ начнут наступление на Мариупольском и Дебальцевском направлениях".
"Двумя сходящимися ударами в направлении населенного пункта Успенка Киев планирует нанести поражение ДНР и выйти на границу с Россией, и в дальнейшем не допустить выхода мирных жителей на территорию России. Одновременно с этим на Донецком направлении двумя группировками Украина намерена начать наступление севернее и южнее Донецка в направлении Иловайска, чтобы замкнуть кольцо вокруг столицы республики", - заявил Басурин, добавив, что в дальнейшем активные бои будут развязаны на Луганском направлении с целью выйти на границу с Россией. Понятно, что в сложившихся условиях лучший способ сорвать планы противника – это заранее рассказать о них.
18 августа Минобороны ДНР сообщило: "Разведка подтвердила данные о местонахождении в городе Часов Яр двух единиц тактического ракетного комплекса "Точка-У". По Донецку уже как минимум дважды украинские террористы запускали эту ракету, и оба раза (20 октября и 9 февраля) она попадала в завод химических изделий, вызывая мощную взрывную волну на десятки километров, которую было слышно далеко за пределами города. Очевидно, что целью терактов было спровоцировать мощнейший взрыв с последующей информационной кампанией против республик.
А вот что в этот раз готовили фашисты, останется неизвестным. Поздно вечером 19 августа восточная часть Донецка содрогнулась от мощного взрыва. Как рассказал Накануне.RU источник в ополчении, чуть восточнее Донецка и южнее Макеевки средствами ПВО республики были одновременно сбиты ТРИ этих ракеты, летящих на юг со стороны Артемовска. Напомним, что город Часов Яр – это сосед Артемовска, так что, скорее всего, были сбиты именно те ракеты, о которых сообщалось.
В этих условиях, когда республики Донбасса действительно могут отразить наступление, стягивание украинских войск и вооружений к линии фронта вызывает вопросы. Так ли Украина готова напасть на ДНР и ЛНР или это просто усиление своих политических позиций? А может быть, цель этого – спровоцировать Россию вмешаться в войну? Но ни одна из этих задач киевским режимом недостижима. Россия не вмешается, потому что сил у республик и так хватит, а вот духа у Украины напасть – это еще неизвестно, а если и решится, то ясно, чем это кончится. Никаких политических позиций Украины ее военная истерия не укрепляет. Она годится лишь для внутреннего потребления, держа население в постоянном страхе для проведения на этом фоне политических репрессий.
Сам украинский режим трещит по швам, потому что Путин заманил Киев в ловушку, из которой он не может выйти без потери лица. Напасть – катастрофа, уйти – позор, признать – предательство. В итоге Вальцман сохраняет свое шаткое положение, спасая собственную шкуру, чем вызывает ненависть радиальных элементов, которые на этом фоне никак не могут использовать политический потенциал. Неслучайно, что Вальцмана уже обвиняют в захвате власти. Но до отставки так и не доходит, да и США вряд ли рискнут. В этих условиях киевской хунте остается только одно – выполнять Минские соглашения, закрепляя особый статус Донбасса. Но делать это нельзя, и понимание этого все громче звучит на Украине.
На прошлой неделе был целый ряд выступлений против особого статуса Донбасса. Бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что в этом случае "Москва будет аплодировать очень сильно". Также, по его словам, "мы легализуем бандитские формирования, которые сегодня имеют власть на оккупированной части Донбасса", а кроме того, "встанем на путь очень быстрой потери международной правосубъектности Украины".
Огрызко считает, что "мы создадим прецедент для очень многих регионов Украины". Насчет реакции Москвы, наверное, он прав, но проблема Украины в том, что она ПОДПИСАЛАСЬ под необходимостью "ПОСТОЯННОГО законодательства об ОСОБОМ СТАТУСЕ" Донбасса (пункт 11 Минских соглашений). А значит, у Украины нет другого выхода, кроме признания за Донбассом такого статуса, хотя в тексте речь шла лишь об "отдельных районах". Поэтому тот же Огрызко категорически против изменений в конституции, "которые дают возможность – даже теоретически – боевикам становиться частью украинской власти". Но это должно произойти. Что написано пером – не вырубишь топором. Украина должна сама узаконить альтернативную украинскую государственность. Таков план России.
Украинских политиков можно понять. До них наконец дошло, что в Минске Путин их переиграл, и осознание этого привело их в ярость. Так, бывший депутат Рады от "Партии регионов" Инна Богословская, которая чуть ли не взасос целовалась с Януковичем, теперь вопит во весь голос. "О каком специальном статусе в конституции Украины мы говорим, если в то же время представители боевиков, которые шагу не ступят без поддержки Москвы, заявляют, что они переходят на расчет в рублях?" - возмущается Богословская.
"Если мы признаем специальный статус Донбасса… это пятно расплывется. Сегодня они – вне закона. Если мы их поставим в закон… Кстати, никто не ответил, как отменять результаты прошлых выборов, по которым избран Захарченко и остальная власть? Что будет делать Плотницкий? Что делать с тем, что они школы перевели на обучение по российским учебникам? Что делать с тем, что они переходят на рубли? Что они уже переписали историю? Если мы признаем, что все это – законно и в рамках Конституции, кто нам подаст руку?" - буквально вопит бывшая "регионалка".
В этих условиях, похоже, США идут на шаг, который для них является наиболее выгодным. Мы уже писали об этом в апреле: "США взяли курс на ампутацию освобожденной части Донбасса от бывшей Украины с тем, чтобы ослабить расползание по стране новой власти, уже установленной в ДНР и ЛНР. Экономическое удушение республик является побочным и краткосрочным эффектом и в силу близости России не может рассматриваться в качестве долгосрочной цели. Главное – именно отсечь свободные территории от тех, которые оккупированы фашистским режимом". Сейчас снова появились признаки того, что США, у которых не получается завоевать или задушить ДНР и ЛНР, вернулись к тактике изолирования их от Украины. Но для этого нужно подготовить общественное мнение, чтобы как-то обосновать отказ от "украинских земель".
В этой связи примечательно выступление бывшего президента Украина Леонида Кравчука, который заявил в интервью, что от территорий ДНР и ЛНР нужно отказаться, "отрезав" их до тех пор, пока не появится реальная возможность их захватить. Конечно, Кравчук на словах не "отказывается" от них, но по сути предлагает именно это.
При этом бывший завотделом агитации и пропаганды ЦК КП УССР (1970-1988) не постеснялся открыто высказать свою неприязнь к Донбассу. "Донбасс всегда был проблемным, - заявил этот предатель. – Я помню, когда баллотировался на президентских выборах, то ездил и на Донбасс – был в Донецке, в Луганске, во многих шахтерских поселках. Собирались люди прямо на площадях. Я таких ненавистных глаз, какие были у многих из тех людей, что стояли на площадях, в своей жизни фактически не видел... Я знал, что там есть часть людей, которые смотрят только в одну сторону – в Россию, и будут долго смотреть".
Тот же Огрызко уже высказался в поддержку ампутации ДНР и ЛНР, чтобы объявить их "временно оккупированной территорией".
Такая позиция, скорее всего, будет продвигаться в ближайшее время на Украине с целью ускоренного внедрения русофобии, бандеризации и мнимой "евроинтеграции", которым Крым и Донбасс мешали. Удовлетворение их потерей выразил в украинском эфире крымско-татарский журналист и бывший ведущий крымского канала АТР Осман Пашаев.
При этом на Украине намечается внутриполитический конфликт между "ястребами" и Вальцманом, который 31 августа на внеочередном заседании Верховной рады предложит принять новую конституцию с поправками о Донбассе. Никакого особого статуса там нет, но даже формальное выполнение Минских соглашений уже настроило против Вальцмана значительную часть украинского политикума, обвиняющего его в "сговоре с агрессором" ради своего конфетного бизнеса. При этом нет сомнений, что США таки продавят изменения в конституцию в пропагандистских целях, объявив о полном и окончательном выполнении Киевом Минска-2. Это, конечно, вызовет реакцию на Украине и может привести к расколу парламентской коалиции и внутриполитическому кризису. В июле, когда Рада принимала поправки в конституцию, многие депутаты выражали недовольство иностранным давлением в лице Виктории Нуланд. Что-то будет и в этот раз.
Задача России как раз в том и состоит, чтобы использовать брожение внутри Украины для ее переучреждения. Запад оказывается в сложной ситуации. Чтобы сохранить Украину прозападной, нужно отказаться от Донбасса. Этот путь сопряжен с большими рисками, но другого пути для Запада нет. Проблема Донбасса загнала его в угол, и Запад хотел бы сохранить все, как есть, лишь бы изолировать ДНР и ЛНР от Украины. Но время не остановишь. И в этом кроется интрига. Пойдет ли Запад и Киев на отказ от Донбасса, дав в руки России козырь защитника "территориальной целостности" Украины?
Россия же не собирается отказываться не то что от Донбасса, но от всей Украины. Путин не просто так еще раз напомнил: "Я считаю, что русские и украинцы – это вообще один народ, разницы мы не делаем". И сделал он это в Крыму, ясно дав понять, за какое будущее единого народа идет борьба. Вот вокруг чего разворачивается война в Донбассе. Это борьба за возврат России на свои южные территории. И у нас есть все шансы победить в ней.