Хуже всех креаклы. В итоге им остается продавать только Родину в чистом виде
Егор Холмогоров: Кого ненавидят патриоты заграницыОбщество в России делится на две категории. Первая – это те, кто уверен, что Рай на земле был построен один раз в истории – на Западе. И второго не будет и быть не может. Запад – это абсолют качества жизни, социальных и человеческих отношений, принципов мироустройства.
Россия при этом не Запад. В "Рашке" нет и не может ничего быть сравнимого хотя бы с Португалией. Почва не та, и особый воздух свободы не веет.
Соответственно, Россия не может быть ни Западом, ни стать как Запад. Все, что тут возможно – это "сделать как на Западе", подобно тому, как в колониях строили европейские кварталы, куда только что почву и воздух из Англии не завозили. Понятно, что все равно было не то, но хоть какие-то островки человеческой жизни.
Поскольку Единственный Рай там, то, соответственно, единственное, что можно сделать, – это постараться попасть туда хоть тушкой, хоть чучелком. Купить билет в Рай. А чтобы что-то купить, необходимо что-то продать. Проблема нашего сообщества патриотов заграницы состоит в том, что, как правило, им нечего продать, кроме Родины.
Особых компетенций и талантов, релевантных для тамошнего рынка, там нет. Как я заметил, люди реально уехавшие и реально там конкурентоспособные, как правило, умеренно, а иногда и очень критичны к Западу. Никаким патриотизмом заграницы там и не пахнет.
А вот если ли ты слышишь что-то вроде "мы, умные и востребованные миром люди, которых здесь не ценят", то почти 100% перед тобой дистиллированное хамоватое невежественное быдло, что не так давно очередная небыдло-селебрити с блеском доказала. Соответственно, им остается покупать билет, продавая Родину в самом буквальном смысле.
Чиновники этой породы делают это как феодалы-землевладельцы, используя Родину как источник ренты. Поэтому они часто бывают "большими патриотами" – вилланы должны оставаться на земле и никуда от крепостной зависимости не бежать. Но, по сути, их схема сводится к тому, чтобы выжатые в деревне (здесь) оброки потратить в городе (там). Вот и весь патриотизм.
Бизнесмены этой породы воспринимают Родину как оборотный капитал. Урвать контракт, попилить, откэшиться и свалить. Иногда они вызывают некоторые надежды, поскольку, покуда цикл не закончен, им приходится хоть немного вкладываться. Но всё это иллюзорно, поскольку цель предполагает только строительство времянок.
Но хуже всех креаклы. Хуже в том смысле, что они не обладают ни землями, ни деньгами. Про ум я уже сказал: был бы – давно бы свалили, а не ныли. В итоге им остается продавать только Родину в чистом виде, Родину как идею общественного блага. Кэш, необходимый для покупки билета, извлекается из разрушения понятия Родины и из пропаганды того самого "ничего не будет".
Крик обычно идет об отсутствии демократии, институтов и свобод. Но в реальности никакая демократия и институты им не нужны, поскольку "все равно ничего хорошего не будет". Им нужно, чтобы от них откупились: "Институты? Может, лучше наличными? На смузи вам хватит".
При этом из каждой конкретной операции разложения Родины кэша получается не так уж и много. В результате креаклы являются главными интересантами "экспатского" существования. Экстерриториальность пармезана, "умная среда для умных людей" и все такое...
Вот эти три силы патриотов заграницы Родину и терзают. Гнет чиновников самый брутальный и возмутительный, так как связан с внеэкономическим принуждением и злоупотреблением публичной властью. Гнет бизнеса самый разрушительный, так как подрывает производительные силы, оставляя мины замедленного действия вроде высотных домов на плывунах и без канализации. Гнет креаклов самый дурнопахнущий и провоцирующе оскорбительный.
Все фракции патриотов заграницы отчаянно ненавидят просто патриотов.
Патриоты – это люди, которые считают, что достойная жизнь для нас возможна в России. При этом речь идет не о какой-то "альтернативной" достойной жизни, идеал которой выдуман по принципу "зелен виноград", а о самой обычной – с хорошими дорогами и автомобилями, с хорошим образованием и лекарствами, с красивыми вещами, интересными путешествиями по всему свету и довольно урчащим желудком.
Признак нормального патриота – не капуста в бороде и даже не косоворотка, а умение создавать свой собственный стиль лучшей жизни без всякой фетишизации иностранного в положительном или отрицательном смысле. Для того чтобы этого добиться, нужно не присасываться к успеху Запада, а добиться собственного. Это, в любом случае, требует целого ряда действий, преодоления трудностей, иногда даже совершения преступлений, которые привели Запад к успеху.
Основу западного благосостояния составляет развитая индустриальная экономика. Страны Азии, развив собственную индустрию, оказались тоже в весьма благоприятном положении. А вот все разговоры о постиндустриализме оказались разводкой для лохов: как только стало возможным строить полностью роботизированные фабрики – США стали выводить производство назад из Китая и других стран.
Россия же дала "патриотам заграницы" уничтожить значительную часть своей индустрии как неконкурентоспособную и никому не нужную, а теперь обнаруживает, что не может себя обеспечить практически ничем.
Только достигнув определенных высот в экономическом развитии и перейдя от тарифной конкуренции к "антимонопольному законодательству" (новой форме борьбы с представляющими геоэкономических конкурентов транснациональными корпорациями), Запад перешел к проповеди свободы торговли. То есть уравнению: в обмен на совершенно свободную поставку к вам наших дорогих электронных устройств вы совершенно свободно можете поставлять нам свои бананы. Так мы включим идеальное разделение труда: каждый производит то, что у него лучше всего получается. Вы эффективно производите бананы, мы эффективно делаем "Айвотч".
Характерно, что как только обозначились хоть какие-то кривые и несогласованные усилия по воссозданию производительных сил и производства, все три фракции патриотов заграницы начало корежить. Они дружно рассказывают, что атмосфера стала совершенно невыносима и они отсюда немедленно уедут. Эти люди любят шоколад, но не шоколадные фабрики. В упраздненных шоколадных фабриках они предпочитают размещать креативные офисы и пугаются, что отечественные продукты отравлены хлоридом натрия.
И вот это уже более серьезная проблема. Мало того, что они хотят продать кусочек Родины и свалить с деньгами. Наши попытки добиться для Родины успеха противоречат их жизненной стратегии. Поэтому они не готовы просто свалить – они будут нам при этом активно мешать.
Третьего не дано. Либо вы создаете, в том числе и жесткими мерами, собственный успех и начинаете экспортировать его, либо вы пытаетесь импортировать чужой успех, а то и еще хуже – экспортироваться сами к чужому успеху. И в этом случае вам и в самом деле приходится торговать Родиной.
Но тут такая беда. Продажная цена вашей Родины падает. Те, кто продают вам свой успех, имеют сотни способов сбить вашу цену и задрать свою. У вас становится все больше конкурентов с другим кусочком вашей же Родины – и цена падает еще больше. Другими словами, при торговле Родиной действует закон убывающей отдачи. Каждый следующий кусок достается труднее, а продается дешевле, чем предыдущий.
Поэтому настоящий путь к благосостоянию лишь один: строить свой национальный успех, а затем начинать этот успех экспортировать. Производить лучшее качество жизни здесь, добиваясь возрастающей, а не убывающей, как у торговцев Родиной, отдачи.