"Ситуация крайне динамичная". Кремль может дать добро на расширение присутствия в Госдуме
В России завершился Единый день голосования, в восточных регионах уже подвели первые итоги, в первую очередь, по губернаторским выборам. Практически везде действующие губернаторы одерживают победу, за редким исключением, которые на этом фоне выглядят едва ли не сенсацией. Интригой стала ситуация в Иркутской области, где до сих пор неясно, состоится ли второй тур или губернатор Сергей Ерощенко преодолеет 50%-ный барьер. В любом случае, этот инцидент показывает, что запрос на альтернативу действующей власти существует, он высок и может вмешаться в любые сценарии. Подробности – в материале Накануне.RU.
К тому времени, когда в Калининградской области открылись избирательные участки, на Камчатке и Сахалине они уже готовились к закрытию. К моменту окончания единого дня голосования в этих субъектах уже практически официально были подведены итоги губернаторских выборов. На Сахалине Олег Кожемяко, исполнявший последние месяцы обязанности губернатора, успешно прошел процедуру выборов и получил мандат на управление от 67,8% избирателей области. На Камчатке победу одержал врио губернатора Владимир Илюхин, набравший 75,18% голосов избирателей.
В Амурской области, откуда ушел Кожемяко, победил Александр Козлов, который едва не пошел на второй тур, набрав 50,64%. В Кемеровской области на пятый срок переизбрался один из последних губернаторов- старожилов Аман Тулеев, набрав более 97% голосов. В Еврейской автономной области Александр Левинталь, врио губернатора с февраля 2015 года, набрал более 75% голосов.
Неожиданную для многих интригу смогли "закрутить" участники губернаторских выборов в Иркутской области. Кандидат от КПРФ Сергей Левченко после начала подсчета голосов заявил, что лидирует на выборах, позже действующий губернатор Сергей Ерощенко "догнал" оппонента и вышел вперед. Однако, даже после обработки 80% бюллетеней Ерощенко не обезопасил свои позиции – его поддержка стабилизировалась в районе 48%. Если он не наберет 50%+1 голос, в области состоится второй тур выборов – впервые за последние 10 лет. Как отмечают эксперты, последний раз выборы главы субъекта прошли в два тура в январе-феврале 2005 года в Ненецком автономном округе.
Эксперты отмечают, что ситуация в Иркутске отчасти похожа на кампанию по выборам мэра Москвы, когда Сергей Собянин с большим трудом выиграл выборы в первом туре, а его оппонент настаивал на том, что должен был состояться второй тур. Политолог Евгений Минченко отмечает, что электорат Ерощенко был "убаюкан" убеждением, что губернатор легко выиграет в первом туре, и не пришел на участки для голосования, а сторонники оппозиции были более замотивированы на то, чтобы прийти и проголосовать за своего кандидата.
"Даже если второго тура не будет, ситуация для кураторов политического блока весьма и весьма неприятная, потому что они уверяли руководство государства, что ситуация абсолютно под контролем. Все ожидали, что интрига будет только на муниципальных выборах, а на выборах в заксобрания, тем более, на губернаторских, сюрпризов не будет, но мы видим, что, по крайней мере, почти интрига состоялась, и это свидетельствует о том, что растет запрос на политическую альтернативу", – прокомментировал эту ситуацию Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
А вот в Костромской области потуги либеральной оппозиции, претендовавшей на депутатские мандаты, оказались "пшиком". Кампания была примечательна тем, что в этой области единственный раз вся "демократическая оппозиция" в лице "Парнаса" дорвалась до "настоящих выборов". Естественно, вся страна только и следила за тем, как Илью Яшина в белой рубашке и "под белы руки" задерживает полиция, а власть беспрерывно прессингует белоленточных. Дошло до того, что штаб "Открытой России", бдительно следящей за чистотой выборов, в день голосования и вовсе полицейские брали штурмом под предлогом сообщения о трупе в помещении. Как выяснилось, труп был политическим. Экзитполлы ВЦИОМ показали поддержку "Парнаса" на уровне 0,5 – 2,6%, то есть заведомо ниже проходного. "Демократические оппозиционеры" "нарисовали" себе 6% голосов избирателей и мандат в заксобрании на основании неких собственных замеров.
"Задача власти заключалась в том, чтобы все внимание федеральных СМИ, которые позиционируют себя оппозиционно, было приковано к Костроме. Именно поэтому, специально, фактически по указанию из Москвы была восстановлена на выборы партия "Парнас", и специально подогревался интерес к этой кампании. Задача заключалась в том, чтобы внимание федеральных СМИ было приковано к Костроме, а не к другим регионам, в которых осуществлялся довольно жесткий сценарий избирательной кампании. Судя по тому, что сегодня там происходило, ощущение, что власти очень серьезно перестраховываются, оказывают очень серьезный прессинг", – считает Салин.
Помимо выборов в Иркутской области, можно сказать, что достаточно успешно выступили коммунисты в Новосибирске. На выборах в горсовет они некоторое время лидировали, но в итоге у коммунистов и "единороссов" получается по 35% – учитывая, что еще часть мандатов возьмут ЛДПР и "Справедливая Россия", у партии власти с большинством может не получиться.
"Масштабы и сложность того, что происходит 13 сентября 2015 года, на порядок превосходит то, что будет в следующем году. Для избирателей – это точно не репетиция, потому что они выбирали людей, от которых будут зависеть условия их жизни. Они выбирают людей, на которых надеются. Надеюсь, что избранные сегодня депутаты всех уровней, главы, оправдают возложенные на них надежды избирателей", – отметил, подводя первые итоги, глава Центризбиркома Владимир Чуров.
Тем не менее, эти выборы, и в частности, кампании в Иркутске и Новосибирске показывают, что выборы в парламент в следующем году будут непростыми для партии власти.
"Что касается сценария, тот инерционный сценарий, который уже в Москве написали, в случае с Иркутском рушится, и теперь [кураторы выборов] будут подходить гораздо более тщательно к отбору кандидатов по одномандатным округам, которые пойдут от ОНФ. Вопрос сложный, ситуация крайне динамичная. Прогнозировать то, что будет через год, крайне трудно, но я думаю, что власти готовы пойти на то, чтобы расширить количество думских партий, хотя еще пару месяцев назад была установка, что проходят только нынешние четыре партии", – считает Салин.
В этом плане сложный вопрос должны решить лидеры "Единой России" – до конца месяца они определятся с механизмом праймериз по отбору кандидатов на парламентские выборы, в частности, решат вопрос предоставления квот для ОНФ. Нынешние выборы показали, что он может быть одним из ключевых для партии власти, если она намерена сохранить думское большинство и состав традиционных парламентских оппонентов.