Цинизм крепчал: прибалты увековечивают погибших в Холокост евреев памятниками "лесным братьям"
Совсем не риторический вопрос: есть ли у лидеров стран Балтии совесть? Если прислушаться к их многочисленным выступлениям, педалирующим свое гуманистическое подвижничество (особенно ярко их человеколюбие проявилось в украинском кризисе, где на стороне карателей воюют, по свидетельству СМИ, граждане этих ужас каких толерантных карликов), то есть, и ее много. А на деле? На днях в Израиле находился с официальным визитом премьер литовского кабинета Альгирдас Буткявичюс. Встречался с коллегами и от щедрот душевных возложил венок в иерусалимском музее истории Холокоста Яд ва – Шем, произнеся проникновенный спич о литваках (цитата): "Литовские евреи, сгинувшие во время Холокоста, были нашими согражданами..." Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Так отстраненно может говорить только циник, человек без сердца, ведь многие из 200 тыс. иудеев были варварски уничтожены еще до прибытия гитлеровцев, об одном из героев этого геноцида, "генерале Ветра", на руках которого кровь тысяч сынов израилевых, мы недавно рассказывали и показывали мемориальную доску, которая украшает центральное здание библиотеки Академии наук в столице, имя этого преступника носит школа, установлен памятный камень, в его честь слагают стихи и песни.
Эти "подвиги" хорошо известны Центру Симона Визенталя, ведущему поиск исполнителей чудовищной трагедии, об этом говорил Эфраим Зуров, один из его руководителей. Не может быть, чтобы глава правительства не знал этих страшных страниц истории - и промолчал, даже формально, намеком не обозначил вину. Вспоминается аналогичный, более чем десятилетней давности визит первого президента Альгирдаса Бразаускаса, который поступил достойно: он попросил прощения у народа Израиля.
Кстати, правые, ястребы встретили в штыки благородный поступок, и, видимо, далеко не случайно его портрет разместили недавно на "доске позора" вместе с фото руководителей силовых ведомств советской Литвы. Этот печальный опыт, а также боевитость националистического движения, дважды в год устраивающего устрашающие марши "истинных патриотов" под вечно живым лозунгом "Литва – литовцам!", инициатива президента Дали Грибаускайте соорудить величественный памятник Антанасу Сметоне, одному из первых кровавых диктаторов Европы, предшественнику Гитлера, имевшему самое прямое отношение к традициям фашиствующих головорезов, скорее всего, и определяет манеру поведения местных государственных деятелей: 90% евреев уничтожены, но литовская элита тут не при чем. Однако будем справедливы: совестливые люди здесь есть, это именно они выступили с протестом по поводу оскорбления памяти десятков тысяч загубленных "генералом Ветра" и его единомышленниками. Власть мельчает, если и появляются личности, то формата действующей главы государства, параноидального борца с фантомами в лице "восточного агрессора".
И это далеко не единственный случай, когда власть подрывает устои демократии, которая уже, если верить декларациям, победила окончательно в этом многострадальном крае. На минувшей неделе в Вильнюсе состоялись беспрецедентные акции протеста под собирательным лозунгом "Рабству – нет!", организованные Конфедерацией профсоюзов, Социалистическим народным фронтом (лидер Альгирдас Палецкис), сторонниками мятежного экс-мэра Витаутаса Шустаускаса. Протестующих поддержали в провинциальных городах , а также активисты Германии, Норвегии, Латвии, других стран Евросоюза, в частности, генсек Европейской конфедерации профсоюзов Бернадетт Сеголь, которая намерена говорить о проблемах со спикером Сейма. А выйти на улицы, вспомнить о международной солидарности людей заставило решение властей ужесточить социальную модель – внести поправки в Трудовой кодекс, согласно которым работодатель теперь может уволить работника буквально за три дня, сократить зарплаты и выходные пособия, а рабочую неделю увеличить до 60 часов, применить другие новшества, которые превращают наемника в бесправного раба.
И что же, в правительстве поняли решительный "намек", пошли навстречу или хотя бы пригласили профсоюзы к диалогу? Ничего подобного, там знай твердят о том, что это действуют провокаторы, по сути бунтовшики, не понимающие глубинной сути происходящего. А по мнению участников акции, подобная реакция еще раз подтверждает в общем-то известную истину: власть на службе у капитала, а заботы маленького человека ее мало волнуют. Иначе и быть не может, мотивирует корпоративная солидарность, ведь более половины министров и их замов сами обладатели крупных или сверхкрупных состояний и могут ли они пилить сук, на котором сидят?
Тому же, кого не устраивают правила игры, скатертью дорога, границы открыты. Что-то подсказывает, что многие вряд ли согласятся на новые кабальные условия и предпочтут выразить свое неприятие реформы ногами. И без того нерадостное положение на рынке труда (без работы остается каждый десятый) усугубят, без всякого сомнения, тысячи мигрантов, которых намерен направить в страны Балтии Евросоюз, и эти бедняги потеснят аборигенов, особенно на черных работах.
Глава Конфедерации промышленников Литвы Робертас Даргис считает, что страна не готова и, похоже, не жаждет готовиться к приему мигрантов, им негде работать, отсутствуют переводчики и языковые курсы, не известно, что с жильем. Кстати, первые ласточки уже появились, и их знакомство с местными реалиями оказалось нерадостным: в камере предварительного заключения в Лаздияй пытался покончить счеты с жизнью молодой выходец из Ирака, вьетнамцев, недовольных условиями в центре регистрации иностранцев в Пабраде, успокаивали выстрелами. Но это, как представляется, цветочки, ягодки созреют позже, когда счет иноземцев пойдет на сотни.
В Латвии власти тоже призывают народ потуже затянуть пояса: денег в казне мало, поэтому бюджет министерств сокращается в среднем на три процента, за исключением некоторых, прежде всего обороны, которому выделяются дополнительные миллионы. Правительство давало обещание не поднимать налоги, но слово не сдержало, коммунальные услуги вырастут на 5 – 20 евро, что многие семьи (более четверти из них и без того за чертой бедности) поставит в трудные условия. Увеличение акциза на топливо скажется на его цене, а это аукнется и на стоимости других товаров. Впрочем, да это что, рядовой факт, есть и просто вопиющая насмешка.
Правление партии "Единство", ведущей в правящей коалиции, рассмотрело скандальное происшествие, когда её председатель Солвита Аболтина унизила пенсионеров, протестующих у Сейма против тяжелой жизни (проходящая мимо экс-спикер парламента, этакая шалунья, передразнивала их и показывала огромный до неприличия язык). Разбирательство закончилось суровым приговором – ареопаг посчитал гнусный поступок "неудачной коммуникацией". Не больше и не меньше. Профсоюз пенсионеров, организатор митинга, определил такой вывод еще одним оскорблением и назвал клеветой оправдание Аболтины, что митингующие "вели себя агрессивно". Все это очень напоминает ситуацию, высмеянную в одной из басен Лафонтена, когда волку поручили рассмотреть жалобу овец на его жестокость. Вердикт серого один в один ложится в вердикт "Единства".
Это что же получается, уважаемые господа демократы, власть имущим можно оскорблять людей, издеваться над ними и им все сойдет с рук? О такой ли справедливости мечтали ветераны труда, оказавшиеся в трудной ситуации? Однако взывать к совести государственных мужей и дам – пустое дело, озабоченные грядущей с востока "агрессией", им не до простого люда. Правительство намерено прикупить дроны для армии, спору нет, вещь нужная, но чрезвычайно дорогая. А деньги где, как выражался герой известной песни Высоцкого? А отнимем у детей, правительство уже объявило о прекращении господдержки частных детсадов и нянь. Летающие убийцы, получается, важнее, чем воспитание юного поколения.
Полна любви и заботы о согражданах и эстонская власть, в начале нового учебного года она обрадовала сограждан радостным сюрпризом: она не станет впредь помогать оплачивать детский сад тем малоимущим, у кого есть задолженности перед банком, перед другими учреждениями. Как говорится, ничего личного, чистый бизнес, который, как всегда, играет в паре с циничной властью против народа.