Донбасс: если бы Россия не промолчала
Михаил Он - о последствиях непризнания республикПроизошедшее в Донецке 4 сентября утратило новизну. Все участвовавшие в этом лица сделали вид, что все нормально, ничего сверхъестественного не произошло. Ну, поменяли второго после главы правительства человека на другого, и что? Возможно, и были какие-то нарушения законов ДНР, и что? Во-первых, это внутреннее дело республики, а, во-вторых, "дело молодое, некоторые преступления закона во имя будущего республики оправданы". Вы слышали, что "Цель оправдывает средства"? Ну вот - люди и оправдывают.
Но если согласиться с правом относиться к молодым республикам (Донецкой и Луганской) подобным образом, то стоит бросить ретроспективный взгляд на ближайшее прошлое. Которое всем нам так хорошо знакомо. Оценить, все ли было сделано правильно или можно было сделать лучше.
Весна прошлого, 2014 года. В Киеве неделю назад успешно завершился вооруженный переворот. При полном одобрении США и ЕС и при непосредственном участии глав МИДов Франции, Польши и Германии. В день переворота из Харькова, практически сорвав съезд депутатов всех уровней, бежал не только Янукович, но и всё высшее руководство страны. Запад ликует, Россия вплотную занимается проблемой Крыма, не отвлекаясь на "мелочи".
Например, на то, что 1 марта в Харькове произошло то, что до этого происходило только на Западной Украине. Десятки тысяч горожан, собравшиеся послушать выступление мэра Харькова Геннадия Кернеса, после его слов: "Эти ребятки немного фашисты (о спрятавшихся в облсовете бандеровцах), а теперь послушаем нашу местную певицу…", развернулись и бросились штурмовать ряды милиционеров, стоявших между людьми и несколькими сотнями бандеровцев.
Харьковчан поливали водой из брандспойтов, расстреливали из пневматического и травматического оружия, запускали в лицо фейерверки и били всем тем, что показало свою эффективность на киевских улицах…
В результате облсовет был очищен от захватчиков, люди спокойно покинули здание, передав его под охрану милиции. И в последующие дни на самой большой площади страны до 100 тыс. человек скандировали "Россия!", поднимали плакаты сначала с надеждой, потом – с просьбой, в апреле – с мольбой – "Россия, помоги!".
Тщетно. Неорганизованные безоружные люди полтора месяца отвлекали на себя внимание и силы хунты. Именно в Харькове появились первые убитые нацистами будущего создателя полка "Азов" и депутата Белицкого люди. Перелом произошел через день после второго штурма облсовета. Когда горожане при молчаливой поддержке местной милиции выгнали из здания присланных хунтой иногородних милиционеров. Ранним утром 8 апреля здание было без сопротивления захвачено вооруженным до зубов спецназом из Винницы.
Россия не помогла. Тогда, полтора года назад, автор этих строк участвовал в организации протестных митингов, общался с самыми разными людьми – от не к ночи будь помянутого Кернеса до рядовых милиционеров. В те весенние дни России не нужно было вводить войска. Достаточно было за шкирку притащить в Харьков любого из сбежавших министров правительства Януковича и вывести к митингующим. А уж там ему бы объяснили, что он должен сказать: "В Харькове продолжает работать законно избранное правительство. Солдаты и милиционеры, все мы – с народом. Судьбу Януковича и мою личную судьбу и долю ответственности определит именно народ на внеочередных выборах, которые состоятся после выдворения из Киева хунты и суда Народного трибунала. Будущее Украины определит всенародный референдум".
Весной 2014-го этого было бы достаточно для того, чтобы справиться с переворотом без "военторга" и "Северного ветра". В самом худшем варианте сегодня бы Запад стенал и требовал ввести дополнительные санкции против правительства Украины, которое нарушает право галицаев на самоопределение. И не было бы десятков тысяч убитых и искалеченных, миллионов искореженных судеб.
Россия не помогла.
Все дальнейшие протесты в Харькове были обречены. Почувствовавшая безнаказанность хунта начала зачистку города. Да и страны в целом. Кто-то пропал без вести. Кто-то был убит или посажен, тысячи бежали на восток, где за это время успело подняться и окрепнуть протестное движение.
Сегодня бессмысленно гадать, кто и в какой степени способствовал организации протеста в Донецке и Луганске, кем был направлен в Славянск отряд Стрелкова, откуда появились первые грузовики с боеприпасами и как был организован переход слегка подзабытой сегодня "Ноны" и пяти БМП на сторону восставших в Славянске. Замечу, что за полтора года больше не было ни одного подобного случая! Есть о чем задуматься.
Как бы то ни было, к середине апреля хунта была вынуждена объявить войну против восставшего народа, названную "Антитеррористической операцией". С танками и вертолетами, бомбежками городов, сожжением людей в Одессе и расстрелами мирных жителей.
Совершенно очевидно, что Киев (и явно не по своей инициативе) провоцировал Россию на ввод войск. Тщетно. Как утверждают сегодня в Генштабе Киева, регулярные части российской армии появились в Донбассе где-то 24 июля.
Но до лета было еще далеко. 11 мая в ряде городов и сел Донецкой и Луганской областей прошел референдум, на котором подавляющее большинство проголосовавших признало государственную самостоятельность Донецкой и Луганской Народных Республик.
Россия не признала. И постепенно верные Киеву войска научились стрелять в людей не от случая к случаю, а повсеместно. С помощью добровольцев из России, других государств, многих тысяч мужчин, съехавшихся в Донбасс со всей Украины, удалось на сегодняшний день отстоять 16 тыс. кв. км. 576 тыс. остались под контролем Киева.
Но и независимость того, что удалось отстоять, Россия не признала.
А если бы наоборот? Если бы Российская Федерация признала шоу с выборами Порошенко незаконными (каковыми они и были по всем канонам международного права) и, наоборот, признала право народа на самооборону? Признала референдум (честно говоря – такой же легитимный, как и выборы президента в том же мае)? В конце концов, ЛНР и ДНР ничем не хуже Абхазии и Южной Осетии.
Санкции против России США, ЕС и компания ввели бы все равно. Просто за один Крым. И были бы они ровно такими же, как и сегодня. Торгово-экономические санкции по отношению к нелегитимному Киеву Москва могла бы вводить первой и выбирать именно те сегменты, в которых потери для России минимальны. И уже прошлой весной в строгом соответствии с международным правом прекратить поставки газа на Украину, поставив ЕС перед фактом – хотите получать транзитный газ через полгода – разбирайтесь с Киевом сами. Иначе – только "Северный поток".
Крыму было бы так же тяжело, как и было. И воду бы перекрывали, и электричество. Но на дворе тогда был май и до критического ноября, когда в Крыму начинают включать обогреватели и отопление, было еще полгода.
В признанные молодые республики Россия была вправе поставлять что угодно официально и законно. Любые предприятия и предприниматели имели бы возможность законно работать с ЛНР и ДНР. Местные жители имели бы признаваемые Россией паспорта, нотариат, иные жизненно важные институты.
Еще более существенно то, что добровольцы были бы легализованы в России. Например, отдельным законом, как бойцы Интербригад. В которые охотно шли бы и жители других государств, демонстрируя поддержку республик. Такими же легальными были бы и поставки оружия.
Что самое важное – население ВСЕЙ Украины, люди по обе стороны фронта видели бы зримую, явную и однозначную поддержку Россией именно республик. Видели и ощущали, что Россия не признала хунту (между прочим, закрыв заводы Порошенко в России и введя санкции против всех активов членов хунты).
Возможно, не видевшие происходящего и не испытавшие его на себе недооценивают значение "человеческого фактора" и важности для жителей Украины отношения России к ним и происходящему. Признание республик и осуждение Киева, как преступного режима, было бы фатальнее для него, чем поражение на фронте. Последнее бы просто послужило спусковым крючком развала.
Летние поражения прошлого года, Иловайский и прочие котлы в этом случае привели бы не к Минску-1 и псевдоперемирию, а к массовому дезертирству из вооруженных сил хунты. Прошлым летом добровольческие батальоны количеством около 30-ти не имели тяжелого вооружения и являлись, по сути, карательными отрядами, призванными запугивать местное население и мотивировать регулярную армию воевать и стрелять хотя бы в сторону противника.
Взятие Мариуполя прошлым летом пополнило бы зарождавшиеся Вооруженные силы республик десятками тысяч добровольцев. Деморализованные каратели с удовольствием бы поехали разбираться с "предателями" в Киеве очередным майданом, а солдаты с удовольствием бы сдавались батальонами.
Здесь не надо забывать, что при таком развитии событий России не было бы нужды выдавать забежавших на её территорию солдат хунты – их можно было бы на законном основании интернировать до конца войны. А это привело бы к массовому переходу границы тысяч и тысяч солдат, не желавших воевать и умирать за незаконный режим.
И вот как раз в прошлом августе-сентябре восстание населения Харькова было совершенно реальным. Еще 23 августа, в день освобождения города от фашистов, по центру пронесли Георгиевскую ленту в десятки метров длиной. Тысячи людей под охраной местной милиции несколько часов митинговали возле памятника Солдату-освободителю под красными флагами и флагами движения "Юго-Восток". Решение о запрете которого суд уже принял. Но, как объясняли злорадно милиционеры немногочисленным провокаторам, "решение еще не вступило в законную силу". И выступал на митинге еще не посаженный в тюрьму лидер движения Юрий Апухтин. Выступал со следящим браслетом на ноге и еще не отросшей после первой "посадки" седой шевелюрой.
Год назад восстания в городах были реальны. Немногочисленные батальоны теробороны не знали, как себя вести, на их патрули бросались горожане, требуя не ходить по городу с оружием. На том же митинге 23 августа люди отбили одного из активистов, которого попытались задержать. Не помог и автобус с боевиками тербата, так и не вылезшими из салона.
Лилась бы на Украине кровь? Безусловно. Возможно, даже сегодня была такая же линия фронта, шли бы переговоры об отводе вооружений, особом статусе республик и гарантиях, закрепленных в Конституции . Маловероятно, но возможно.
Вот только называлась бы эта республика Галицией и линия фронта проходила неподалеку от польской границы. Возможно, речь бы шла и о Закарпатской республике. Но маловероятно – там очень не любят галицаев.
Вряд ли России подобное развитие событий стоило бы дороже (во всех смыслах), чем тот ужас без конца, который царствует на руинах Украины сегодня. Никто из аналитиков не спорит с тем, что превращение крохотных ЛНР и ДНР в очередное Приднестровье, а всей остальной континентальной Украины с более чем 30 млн населения на полумиллионе с лишним квадратных километров выгодно только США. Кстати, подобное развитие событий плохо закончится и собственно для Приднестровья, которое сегодня оказалось окружено врагами со всех сторон.
Никакие перестановки кроватей в публичном доме "Хунта" и даже смена бандерши не изменят для России ничего.
Можно поменять Порошенко на Лёвочкина, а парламентское большинство набрать из бывших регионалов, перекрасившихся в "Оппозиционный блок". Можно разогнать по углам вооруженные до зубов банды нацистов, теперь уже умеющих убивать. Можно даже убрать из армий и руководства республик всех идейных людей, добровольцев, заткнуть рты антифашистам и впихнуть республики со своим особым статусом и даже своими армиями в эту псевдодемократическую Украину.
Ничего не изменится в лучшую сторону. Когда с этой территории окончательно изгонят всех, осмеливающихся протестовать против нацистов и русофобов, на руинах некогда процветающей Украины построят нищее и до зубов вооруженное государство, население которого, как показывает печальный опыт всей "Украины не России", лютой ненавистью будет ненавидеть все русское, каждого русского и Россию в целом.
И, к сожалению, вполне вероятно, что самыми убежденными врагами России станут дети тех, кто отдал свои жизни за освобождение Украины от фашизма. Дети, которых матери воспитают в убеждении, что их отцы умерли как герои за свою русскую землю...
И что тогда? Опять последняя линия обороны окажется в пределах Третьего кольца МКАД?
Неужели Россия каждый раз должна восставать из пепла сожженной Москвы и разбомбленного Сталинграда?