Кто платит - тот и заказывает музыку! СМИ в России заставят отчитаться
7 октября группа депутатов от разных фракций - Вадим Харлов ("Справедливая Россия"), Александр Ющенко (КПРФ) и Вадим Деньгин (ЛДПР) - внесли в Государственную думу проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В инициативе предлагают в случае получения издателем и (или) редакцией средства массовой информации денег или иного имущества (дома, машины и прочие радости "сладкой жизни") от иностранного государства или международной организации, а также находящихся под их контролем организаций (то есть здесь учитываются и всевозможные фонды и их гранты), а также иностранных юридических лиц, просто иностранных граждан или даже лиц без гражданства, или с двойным гражданством - обязать СМИ уведомлять об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации в течение 30 дней с момента получения этих "подарков". В пояснительной записке говорится, что, если СМИ умолчат о "взятках", у Роскомнадзора появятся основания для прекращения судом их деятельности. Под закон не подпадают телеканалы, вещающие за рубежом и имеющие там доходы от зарубежных рекламодателей, не затронет закон и блогеров (чьи материалы могут размещать у себя СМИ на определенный условиях).
"Я считаю, что закон полезный и правильный, - комментирует Накануне.RU депутат Государственной думы Вячеслав Тетекин. - Дело в том, что уже больше 30 лет в наших СМИ, особенно в ведущих телевизионных, в газетах, доминируют друзья Запада. И очевидно, что дружба эта имеет небескорыстный характер. Ведь СССР сломала не экономическая ситуация, она была не такой плохой, как сегодня пытаются изобразить, во всяком случае, гораздо лучше, нежели то, с чем мы сталкиваемся сегодня. Советский Союз сломало разрушительное воздействие телевидения, которое начало изображать советскую модель как порочную и тупиковую, а западную модель как ведущую к немедленному процветанию. Именно эта лживая картинка, которая была внушена населению, привела к массовой поддержке так называемых демократов. На самом деле, этим занимались профессионалы, которые получили подготовку высокого уровня и мощное финансирование с Запада. И по сегодняшний день - приходится к великому сожалению констатировать - зачастую целый ряд СМИ проводят информационную политику, которая, как минимум, не соответствует национальным интересам нашей страны".
В проекте закона оговорено – новые правила не касаются представительств зарубежных холдингов, руководства большинства СМИ ("Первый канал", СТС, "Дождь", РБК и др.) отказались от комментариев, посчитав, что новшество их не касается. Тогда насколько необходима эта мера? Или она уже излишняя после закона об ограничении иностранного капитала в СМИ на уровне 20%, ведь СМИ с иностранным финансированием и так должны регистрироваться в реестре "иностранных агентов"? Политолог Павел Салин считает, что внесение подобных проектов - просто попытка соответствовать тренду.
"С учетом тех бюрократических рецептов, которые происходят последнее время в России, данная мера необходима, потому что каждое ведомство и каждый депутат считает нужным встроиться в тот тренд, который с 2015 г. проявляется, - сказал Салин в беседе с Накануне.RU. - И здесь фактор целесообразности не играет никакой роли. Да, действительно, я думаю, что, на самом деле, с фундаментальной точки зрения достаточно закона, который предусматривает ограничения на владение иностранными игроками 20% акций российских СМИ. Но необходимо все-таки определенным политикам доказать свою нужность. Поэтому здесь кто во что горазд. Здесь, скорее, вопрос пиара, чем целесообразности. Целесообразность была достигнута еще год-два назад".
Осенью 2014 г. у нас уже приняли закон, запрещающий иностранным акционерам владеть долей свыше 20% в российских СМИ, также новый закон обязывает российских владельцев СМИ, контролирующих их через зарубежные оффшоры, к 2017 г. переоформить собственность в российской юрисдикции. Закон касается всех, за исключением только СМИ, которые были созданы на основе международных договоров. Несмотря на то, что закон вступит в силу только в 2016 г., многие компании включили оперативную реструктуризацию. На самом деле у СМИ есть два варианта, как отреагировать на подобный закон: просто гордо уйти, признав страну "недемократичной", лишить ее плодов творчества собственной телекомпании или таблоида - но этот путь иностранные СМИ не приемлют. Второй вариант – нужно перестроить бизнес, чтобы он формально отвечал требованиям законодательства.
Вячеслав Тетекин считает, что целый ряд СМИ непосредственно или журналисты в частности получают финансирование из-за рубежа. Другое дело, что сегодня возможности для финансирования обширные: "Это не просто принесли кейс с деньгами или спортивную сумку с долларами, так по нынешним временам не делается, существуют некие системы грантов, субсидии, стипендии, приглашения на обучение. То есть здесь разветвленная система, которая позволяет влиять на политику издания, не показывая, что они находятся явно под контролем наших "заклятых друзей". Поэтому такой законопроект, который выявляет иностранное влияние на то или иное СМИ, на мой взгляд, весьма полезен".
Первыми обеспокоились холдинг ЮТВ (собственники, насколько можно судить, теряются в оффшорах) и издатель с "американскими корнями" Hearst Shkulev Media. ЮТВ был образован в 2009 г. в результате слияния "Муз ТВ" (сейчас "Ю") Алишера Усманова, телеканалов "7ТВ" (сейчас Disney) и региональных телестанций группы "Медиа-1". По данным rbcdaily.ru, основатель и основной владелец "Медиа-1" Иван Таврин сейчас является гендиректором "МегаФона" (основной акционер — Усманов). Среди миноритариев "Медиа-1" — давний партнер Таврина Дмитрий Сергеев (сейчас первый заместитель гендиректора Mail.Ru Group, где Усманов также является основным акционером) и Игорь Мишин (сейчас гендиректор входящего в "Газпром-Медиа" телеканала "ТНТ"). Кроме того, среди совладельцев "Медиа-1" фигурирует еще и инвесткомпания "Эльбрус Капитал". Таврин в этом месяце учредил ООО "Новый медиахолдинг", свидетельствует СПАРК.
Два источника в окружении Таврина говорят, что "Новый медиахолдинг" будет задействован в реструктуризации канала Disney. Другие бенефициары ЮТВ также зарегистрируют подобные компании, уточняет еще один источник, близкий к ЮТВ, пишет РБК. "Любой нормальный бизнесмен найдет способ, как не обидеть своего партнера", — заявлял в минувшем декабре гендиректор USM Advisors Иван Стрешинский, комментируя ситуацию с каналом Disney. "Мы будем думать, как решить этот вопрос, например, переделить доли в бизнесе таким образом, чтобы доходы у них сохранились, а лицензией мы бы владели на 80%".
CBS Reality, CBS Drama, JimJam, Outdoor Channel и Extreme Sports, решили уйти с российского рынка. Axel Springer SE продает 100% своего российского подразделения, созданного в 2004 г., российскому бизнесмену, владельцу издательства ARTCOM Media Александру Федотову. Предметом сделки стали торговые марки Forbes, Forbes.ru, finanz.ru, OK!, GEO и Gala Биография.
Как сообщали "Известия", руководство медиахолдинга CTC Media (каналы СТС, "Домашний", "Перец", СТС Love) попросило Минкомсвязи и Минэкономразвития помочь с отсрочкой вступления в силу закона об ограничении иностранного капитала в российских СМИ – они отправили письма министрам Николаю Никифорову и Алексею Улюкаеву и надеются, что для них сделают исключение, как для публичных компаний, чьи акции обращаются на иностранных фондовых биржах. Желаемая СТС отсрочка — 1 год, до 1 января 2017 года.
Среди других иностранных СМИ - Hearst Shkulev Media, которой на паритетных началах владеют Виктор Шкулев и американская Hearst Corp. Hearst долгое время развивался как бизнес по выпуску глянцевых журналов: помимо Maxim компания издает в России местные версии таких журналов, как Elle, Marie Claire, Psychologies, телегид "Антенна-Телесемь", а также управляет сетью региональных интернет-ресурсов (NN.ru в Нижнем Новгороде, E1 в Екатеринбурге, NGS.ru в городах Сибири и т.д.). Также в конце 2014 г. HSM предварительно договорился о покупке части журнального бизнеса издательского дома Sanoma Independent Media (SIM), сообщают "Ведомости". Недавно Hearst сократил долю в Hearst Shkulev Media, чтобы не попасть под ограничения закона.
Из всего вышесказанного понятно, что иностранные СМИ, за редким исключением, легко обходят требования о 20%-ом владении российскими СМИ.
"Представьте себе, что сегодня существуют СМИ, которые вообще на 100% принадлежат российскому владельцу, а при этом получают из иностранных источников 100% своего бюджета и выполняют их указания, - говорит в беседе с Накануне.RU политолог, экс-сотрудник Администрации президента РФ, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. - Финансирование из-за рубежа – это практически то же самое, что с некоммерческими организациями, которые должны поставить себя в статус иностранного агента. Может быть, некоторые НКО вреда приносят меньше, чем иные СМИ, которых не приравняли к этому статусу, а на самом деле вреда в информационной войне наносят очень много. Правильный закон, надо его поддерживать".
Политолог уверен, что в перспективе нужно думать о законе, который вообще всех граждан из любой организации – коммерческой, не коммерческой – обязывал бы давать отчет о любых получениях денег из-за рубежа и ставить в известность соответствующие службы.
"Потому что человек может быть никак не связан со СМИ, с НКО, это может быть ректор какого-то вуза, который каждый месяц ездит в Америку на стажировки, получает огромные гонорары за лекции, а потом он делает вузовские программы в определенном духе. Несколько тысяч молодых человек будут "околпачены". Вред это в информационной войне? Вред. Но за этим никто не следит", – заключил Матвейчев.