"Большой Екатеринбург": от поглощения к полицентрии
Вновь оживший проект "Большой Екатеринбург" теперь носит подчеркнуто дружественный характер по отношению к городам-"спутникам". Его инициаторы и лоббисты отказываются от слов "поглощение" и "присоединение" и говорят исключительно о создании полицентрической агломерации. На заседании ТОП-клуба, который организовали "Деловая Россия" и Агентство стратегических инициатив при поддержке областной администрации, агломерацию поддержали практические единогласно. Подробности - в материале Накануне.RU.
Промышленники, чиновники, предприниматели и представители муниципалитетов встретились на одной экспертной площадке, чтобы вновь проговорить плюсы и минусы объединения муниципалитетов. Никаких других целей модераторы не ставили. Да и стоило ли надеяться на что-то большее, учитывая, что среди участников обсуждения не было тех, кто действительно решает судьбу проекта.
Стоит отметить, что на членство в агломерации теперь претендуют не четыре, а пять городов: помимо Берёзовского, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Арамили, в состав "Большого Екатеринбурга" войдет Первоуральск. Формирование агломерации, и не одной, а сразу трех, уже предусмотрено в стратеги развития области до 2030 г., которая вскоре будет утверждена.
"Все сошлись во мнении, что нужно концентрироваться на развитии уже сложившихся агломерационных процессов и просчитывать их перспективу. Три агломерационных блока на сегодняшний день есть: екатеринбургская агломерация, нижнетагильская агломерация и северный куст городов Свердловской области", - рассказала заместитель министра экономики Свердловской области Наталья Вышегородская.
Она отметила, что для развития этих трех зон концентрации экономической активности, нужно устранить разногласия в стратегиях планирования между областью и муниципалитетами. Города принимают свои планы развития без учета создания агломерации, например, Первоуральск увердил стратегию-2030 в то время, как областной проект еще находится в стадии разработки.
"Муниципалы" не хотят "засыпать"
В дискуссии экономического круглого стола участвовали представители Первоуральска и Берёзовского. Круг проблем, очерченный муниципалами, похож, как и их опасения, связанные с реализацией проекта агломерации.
Екатеринбург для Первоуральска большой тормоз в развитии, ситуация подходит к тому, что город становится "большим общежитием" для "большого завода", сказал глава комитета по инвестициям Первоуральска Леонид Лугинин. В неделю порядка 30 тыс. жителей уезжают в Екатеринбург, это 20% от всего населения города и почти половина – от работающего. Поэтому мегаполис получает основной налог – НДФЛ, а муниципалитету остаются лишь скачки в потреблении коммунальных ресурсов, когда эти 30 тыс. человек приезжают домой на выходные.
Переломить ситуацию может рост численности населения, определена задача удвоения населения через улучшение качества городской среды, рассказал Лугинин. Первоуральск за основу роста берет именно городское благоустройство, когда жителям не захочется уезжать в Екатеринбург, подтянется предпринимательство. Агломерация даст дополнительное развитие строительной отрасли, так как жилье в Первоуральске значительно дешевле, чем в Екатеринбурге, и многие "столичные" жители присматриваются к окраинам.
"Есть подводный камень – все начинает попахивать пригородной агломерацией, когда крупный город начинает устремляться в пригород. Это любимая многими модель, заимствованная в послевоенных Штатах, которая себя исчерпала и работать уже не может. Екатеринбург должен развиваться, как сфера услуг, выселять из себя предприятия и это потянет производственный сектор, сместит население", - отметил Леонид Лугинин.
Глава Берёзовского Евгений Писцов тоже упомянул про риск для муниципалитета стать спальным районом Екатеринбурга, а меж тем город готов разместить от 50 до 80 производственных предприятий. Земельные ресурсы у Берёзовского, в отличие от Екатеринбурга, есть.
"Было бы совершенно неэффективно все централизовать, сказать, что все будет управляться из одного центра. При этом реальное положение вещей демонстрирует, что управляя на местах, мы можем более эффективно использовать бюджетные средства. По многим показателям мы развиваемся быстрее, чем Екатеринбург в целом", - сказал мэр.
По мнению главы, с привлечением бюджетных инвестиций от государства, агломерация сможет развиваться быстрее. Сейчас существенным образом инвесторов сдерживает отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, которая и должна создаваться за государственный счет. Берёзовский, как и Первоуральск, рассчитывает на развитие рынка жилищного строительства. Как рассказал Накануне.RU Евгений Писцов, его емкость – порядка 6 млн кв. м жилья.
"Жилищное строительство предполагает наличие рабочих мест, если мы говорим о гармоничном развитии территорий. Мы готовы предложить инвесторам площадки в районе западной и северной промышленных зон, где можно разместить производства 4-5 класса вредности с санитарной зоной 50-100 м. Это производства, которые не ухудшают экологию", - рассказал глава.
Кроме того, в городе есть ресурсы для развития туризма (на это работает бренд Родины русского золота) и спорта – в завершающей стадии проект строительства лыжероллерной трассы, которая пока работает лишь в зимнем режиме. После завершения строительства она может стать круглогодичной тренировочной базой для спортсменов области. Большой коммунальный проект - поставка шахтных вод для бытового снабжения Екатеринбурга. Сегодня Екатеринбург испытывает дефицит такой воды, перекачка ведется из отдаленных водоемов.
"На протяжении нескольких лет предпринимаются попытки найти инвестора для этого направления, мы докладывали эту инициативу на инвестсовете при губернаторе Свердловской области. Половина средств на откачку воды выделяется из областного бюджета, половину покрывает рудник. Средства – 200 млн руб. – в чистом виде являются затратами, мы сбрасываем воду в реку. А эти деньги можно возвратить, если продавать воду в Екатеринбург, что исключило бы бюджетное финансирование", - рассказал мэр.
… бизнес требует новых рынков
Депутат заксобрания Свердловской области, владелец сети магазинов "Кировский" Лев Ковпак поддержал идею агломерации от имени представителей ритейла. Муниципалитеты перенасыщены крупными сетевыми магазинами и ФАС не позволяет открывать новые. Для торговли агломерация – возможность выйти на новый рынок.
"Нам интересно было бы, чтобы рынок муниципальных образований объединили в одно целое. К тому же, когда мы будем все вместе, мы можем претендовать на совершенно другое финансирование из федерального бюджета, потому что мы станем третьим муниципальным образованием в РФ. Главное, чтобы была политическая воля, в чем у меня большой вопрос. Готовы ли будут все главы объединить усилия, чтобы создать сильную точку притяжения. Но это уже полномочия руководителя нашей области", - сказал Ковпак.
Представитель строительного бизнеса, начальник управления проектами компании "Атомстройкомплекс" Виктор Ананьев согласился с сильной стороной объединения – большим бюджетным рычагом. Причем, по его словам, госбюджет будет заинтересован в финансировании развития агломерации:
"Бюджет РФ последние 15 лет расходует дополнительные деньги преимущественно на спецпроекты: Олимпиада, Универсиада, и создание агломерации тоже спецпроект. Мы не говорим, "дайте нам кусок", а просим финансирование на развитие проекта".
Ставку первоначально нужно делать на господдержку, а не на бизнес: первые вложения сделают инвесторы, заинтересованные в развитии, затем необходимо создание инфраструктуры – эту работу частники на себя не возьмут. И уже на финальном этапе в города зайдет основанная часть инвесторов, говорили бизнесмены.
… а КРСУ вновь готова освоить бюджетные деньги
Одна из основных проблем, о которой говорили участники экспертной панели – отсутствие бюджетирования межмуниципальных программ. Это усложняет реализацию инфраструктурных и дорожных проектов, важных для агломерации. В качестве примера глава Берёзовского привел реконструкцию улицы Проезжей, которая соединяет город с Екатеринбургом. Дорога в реестре муниципальной собственности столицы Среднего Урала, но в расширении дороги заинтересован Берёзовский. Можно было бы вскладчину профинансировать проект, но тогда руководителям грозит ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств. Встал вопрос об операторе межмуниципальных проектов, который мог бы решить, в том числе и правовые проблемы схем финансирования. Гендиректор "Корпорации развития Среднего Урала" Дмитрий Попов не стал предлагать услуги Корпорации, как финансового оператора, отметив, что цель структуры – это все же поиск инвесторов и сопровождение проектов. В то же время именно через КРСУ проходили финансовые потоки для строительства стадиона в Екатеринбурге, и создания "Титановой долины". По-видимому, сказывается печальный опыт КРСУ по освоению бюджетных денег. Но если по определению убыточные межмуниципальные проекты (дорожные и инфраструктурные) будут подкреплены финансированием, КРСУ готова за них взяться, сказал Попов.
"КРСУ - это коммерческие предприятие. Фактически все наступили на эту мину, что, существуя де-юре, как коммерческая организация, Корпорации обязаны вести действия, как минимум, на самоокупаемость. Они не могут вести убыточные инфраструктурные проекты. Поэтому Корпорация могла бы быть (финансовым оператором, - прим.), оперируя соответствующим областным бюджетом. Когда есть заказчик в виде правительства области и когда этот заказчик платит", - сказал Дмитрий Попов.
Он отметил, что первый такой межмуниципальный проект уже появляется – площадка за Ново-Свердловской ТЭЦ, находящаяся на стыке Екатеринбурга и Берёзовского. Напомним, что региональные власти хотели построить там промышленную площадку, но со стороны Берёзовского строится коттеджный поселок, который вплотную подходит к санзоне.
А вдруг "проглотит"?
У игроков "Большого Екатеринбурга" разная весовая категория. У муниципалитетов есть земля, а Екатеринбургу необходимо расти, развивая свои инвестиционные возможности. Деньги идут в мегаполисы и города, попавшие в различные ТОПы. Екатеринбург входит в мировой ТОП-600 городов, поскольку в мире есть тенденция не к росту территорий, а к росту отдельных точек, Екатеринбург может потерять свои позиции в рейтинге и лишиться части инвесторов, которые ориентируются на такие показатели, сказал член экспертной группы Агентства стратегических инициатив Александр Трахтенберг. В разговоре с корреспондентом Накануне.RU эксперт отметил, что в ТОПе только пять российских городов: Питер, Москва, Тюмень, Красноярск и Екатеринбург.
"Далеко не факт, что в этом рейтинге не произойдут замены. Екатеринбург может быть сменен на Новосибирск. Вряд ли там появится Краснодар, а вот Казань, учитывая темпы развития города сейчас – вполне возможно. Сам факт наличия города в мировой элите притягивает инвесторов. Мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы в этом рейтинге остаться. Это поглощение. В мировой практике агломераций практически нет, либо они были неудачны, есть только поглощение. Но если вместо пяти муниципалитетов останется один, это не значит, что город растворяется. Высказали опасение, что если будет соединение, то Берёзовский, например, получит только один мандат в гордуме. Но никто не запрещает сделать гордуму из двух палат, почему в российском парламенте два уровня – чтобы были представители субъектов. Здесь возможен такой же вариант", - пояснил свою точку зрения Трахтенберг.
Но сторонники слияния на заседании были в меньшинстве, не использовался даже сам термин. Наталья Вышегородская рассказала Накануне.RU, что объективные проблемы, о которых говорили участники панели, решаемы в рамках агломерации. В частности, стратегия развития Свердловской области предусматривает совместное финансирование межмуниципальных проектов в рамках госпрограмм. Неэффективными такие траты не признают.
"На сегодняшний день существуют инструменты. Мы говорим о реализации стратегии и предполагаем комплекс мероприятий, набор государственных программ Свердловской области. Мы будем концентрироваться на самих программах, на крупных инвестиционных проектах. Сейчас уже существуют инструменты софинансирования в рамках межмуниципального сотрудничества, это госпрограммы Свердловской области, когда на ту или иную территорию направляются средства. Вопросы муниципалитетов можно решать в рамках этих госпрограмм", - рассказала замминистра.
Сроки реализации проекта она связала с горизонтом планирования стратегической программы развития – с 2016 г. по 2030 гг. Но когда будет запущен проект "Большого Екатеринбурга", зависит от политической воли, о чем неоднократно говорили участники круглых столов. Политолог, модератор дискуссии Анатолий Гагагрин отмечает, что помимо политической, нужна коллективная воля, он считает, что подобные экспертные площадки помогают подойти к стадии реализации проекта.
"Если мы будем ожидать, что будет некая политическая воля и только тогда что-то у нас начнет меняться, то мы останемся с этими мечтаниями. Часто бывает так, что действие является результатом соединения "маленьких воль". Коллективная воля вчера была продемонстрирована: мы хотим жить в Большом Екатеринбурге. Но мы не должны формулировать проект одинаковым для всех, он будет привлекательным для разных групп по-разному. Это многогранный проект, который поворачивается к каждому одной из своих граней, в том числе и для людей, которые принимают политические решения. Область заинтересована в проекте, губернатор создал рабочую группу по рассмотрению предложений, которые вырабатываются специалистами, экспертами и гражданским обществом - всеми, кто присутствовал на круглых столах. Затем мы формулируем привлекательные предложения для федерального центра. И чем более многослойным, многоаспектным и просчитанным проект будет, тем выше его шансы на поддержку", - рассказал Накануне.RU Гагарин.
Он отметил, что первым результатом дискуссии стало намерение депутатов Екатеринбурга создать рабочую группу с участием коллег из муниципалитетов для обсуждения проекта "Большого Екатеринбурга".