29 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgByVht
Все мастера Москвы: http://remont.youdo.com/repair/kitchen/9/ по этой ссылке.
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/repair/flat/geo/remont-kvartir-v-odintsovo/, отзывы.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

За перелет "Трансаэро" в "Сибирь" заплатит государство?

Как только второй крупнейший российский авиаперевозчик начал подавать сигналы тревоги,  власти заявили, что бесславно сгинуть "Трансаэро" они не дадут. Были и правительственные совещания, и попытка буксировки увязшей в долгах авиакомпании государственным "Аэрофлотом". Но в итоге контрольный пакет  получит владелец компании-конкурента "S7" Владислав Филев – сделку накануне анонсировали руководители авиакомпаний. В "Трансаэро" говорят, что Филев сделал более выгодное предложение, однако эксперты сомневаются, что акции компании-банкрота, летающей на лизинговых самолетах, можно продать за цену, хоть сколько-нибудь близкую к рыночной. И подозревают, что решение все-таки принималось не собственниками, а Правительством. В конце концов, санацию "Трансаэро" будет проводить бюджет, а не новый собственник.

Филев купит "Трансаэро" за сумму, "существенно большую, чем 1 руб.", сказал акционер "Трансаэро" Александр Плешаков, не назвав цифру. 

"Что касается суммы сделки, то она не разглашается, но, опять же, как сообщается в СМИ, она гораздо больше одного рубля, за которую перевозчика собирался приобрести "Аэрофлот". В этой связи не исключено, что долги компании временно были "выведены за скобки" и в оценке компании не учитывались, пока, по крайней мере", - предположил ведущий эксперт УК "ФИНАМ" Дмитрий Баранов.

100 тыс. руб. или даже 200 – сумма, безусловно, более существенная, но даже в этом случае можно говорить, что бизнес семья Плешаковых отдала за символическую цену.  По-настоящему существенные деньги покупатель за актив не предложит: во-первых, на "Трансаэро" висит долг в 250 млрд руб., который не был реструктуризирован после банкротства, во-вторых, у авиакомпании отозван сертификат эксплуатанта,  что лишает ее возможности зарабатывать. Тот факт, что владельцы S7 - "Сибири" готовы взять на себя долги компании и что-то при этом заплатить, говорит о преференциях, которые, вероятно, были обещаны государством взамен такой услуги.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Правительство не могло бросить "Трансаэро" хотя бы потому, что в начале года Минэкономики включило перевозчика в перечень системообразующих предприятий России, которым была обещана поддержка. На "Трансаэро" в 2014 г. приходилось 13,1 млн пассажиров, "ЮТэйр", которой были обещаны госгарантии, за аналогичный период перевезла примерно 8,5 млн человек, а "Сибирь" - 7,9 млн. Несмотря на тот факт, что пассажиропоток "Аэрофлота" за тот же период превысил данные "Трансаэро" почти в два раза (23,6 млн человек), авиакомпания была единственным частным авиаперевозчиком, который конкурировал с государственной структурой, отмечает управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова.

"При этом собственных самолетов у "Трансаэро" было не так много. Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале сентября высказывал мысль, что причиной финансовых затруднений перевозчика стал избыточный авиапарк. "Трансаэро", можно сказать, еще с начала своей деятельности в 1991 г. ушла целиком в лизинг, что всегда было рискованным предприятием. Например, финансовый кризис 1998 г. вынудил компанию отказаться от части самолетов и сильно сократить пассажиропоток. На сегодняшний день структура авиапарка компании представлена на официальном сайте, где значится 106 воздушных судов, в начале месяца по данным СМИ в парке авиаперевозчика осталось 90 воздушных судов", - рассказала она Накануне.RU.

Государство уже помогало "Трансаэро": в 2014 г. Правительство одобрило госгарантии по кредиту размером 9 млрд руб. Деньги, как ни странно, выделялись на поддержку основной операционной деятельности авиаперевозчика.

"Вполне возможно, что и сегодня мы наблюдаем картину реструктуризации долгов силами авиакомпании "Сибирь". Государство могло не решиться рисковать активами "Аэрофлота" или бюджетными средствами в связи с высоким риском "уронить" рынок авиаперевозок из-за помощи пострадавшему "Трансаэро". Оно предложило игроку с устойчивой финансовой моделью бизнеса поддержать авиаперевозчика и провести санацию "Трансаэро", ожидая положительного отклика от связанных с компанией банков", - отмечает Касьянова.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

После информации о покупке 75% "Трансаэро" "Аэрофлотом" на рынке действительно началась паника: перевозчики опасались монополии госкомпании, туроператоры - повышения цен с параллельным сокращением числа маршрутов, пассажиры - всего и сразу. "Аэрофлот" в это время строил планы по захвату неба.

"Это решение полностью соответствует нашей стратегии и должно ускорить достижение тех целевых показателей, которые заявлены в стратегии развития "Аэрофлота". Мы намерены к 2025 г. перевозить 70 млн пассажиров в год и войти в топ-5 европейских и топ-20 мировых авиакомпаний по выручке и пассажиропотоку. Не сомневаюсь, что опыт, знания и компетентность команды гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева станут ключевыми факторами успеха для достижения заявленных целей", - комментировал принятое решение председатель совета директоров авиакомпании Кирилл Андросов

По мнению аналитика агентства Road research Кирилла Антонова, ключевую роль в срыве сделки сыграло не желание владельцев "Трансаэро" получить большую сумму за акции, а угроза стабильной работе рынка перевозок после усиления "Аэрофлота".

"Сейчас о мерах поддержки российские авиакомпании просят вместе, обычно объединяются "Сибирь", "Ютэйр" и "Трансаэро". Любые меры господдержки распределяются, исходя из числа перевезенных пассажиров, объемов бизнеса, социальной нагрузки. После объединения "Аэрофлот" по этим показателям превосходил бы всех своих конкурентов вместе взятых. И тогда пришлось бы отдавать государственные деньги государственной компании, что априори снижало бы рентабельность работы остальных. Продажа контрольного пакета S7 – более хитрый шаг, но и он потребует бюджетных инвестиций", - отметил в разговоре с Накануне.RU Антонов, предположив, что следом будет сделано заявление о госгарантиях для "Сибири".

Сегодня, выступая в Госдуме, вице-премьер Игорь Шувалов, под руководством которого заседала межведомственная комиссия по спасению "Трансаэро", сказал, что ситуация разрешится "мягко":

"Проект сложный. На протяжении нескольких месяцев правительство работает, чтобы мягко разрешить, чтобы не допустить сложных ситуаций с перевозкой пассажиров". 

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Для "мягкого разрешения", когда и овцы целы, и волки – банки-кредиторы, обижать которых Правительство в принципе не любит – сыты, понадобятся средства на условную санацию. В ином случае "Сибирь" может объявить "Трансаэро" банкротом и после решения суда госбанки спишут долги, лишь небольшую часть которых можно будет погасить за счет продажи имущества. Поэтому весьма кстати на столе у Шувалова завалялась депеша от "Сибири" и "Аэрофлота". Авиакомпании совместно просили выделения госгарантий для всей отрасли, а не только для "ЮТэйра", неприятности которого получили наибольшую огласку, но на землю его так и не спустили. 

Остается открытым еще один вопрос: будет ли "Трансаэро" функционировать, как отдельный перевозчик. Эти подробности готовящейся сделки стороны тоже не раскрывают.

"Наилучшим вариантом было бы сохранение "Трансаэро" в качестве самостоятельного перевозчика под своим собственным брендом, тогда бы действительно удалось сохранить конкуренцию на рынке, что пошло бы на пользу всем: и перевозчикам, и пассажирам, и стране в целом", - поделился своим мнением с Накануне.RU Дмитрий Баранов. Об этом же, напомним, Накануне.RU рассказывали и туроператоры: за счет конкуренции перевозчиков появляются более выгодные предложения.

В любом случае, большим преимуществом для "Сибири" станет доступ к маршрутной сети "Трансаэро", что будет приносить дополнительную прибыль несмотря даже на сложную ситуацию в российской экономике и большую зависимость стоимости авиабилетов от курсовой разницы. Статистика показывает, что россияне не отказываются от полетов в теплые страны.

"Маршрутная сеть "Трансаэро" имела выход на 156 международных направлений, в том числе на популярные туристические направления в Турции и Египте. По официальным данным статистического агентства Египта в мае и июне этого года страну посетило на 14% и на 9% больше туристов из России. Хотя поток в Турцию сократился соответственно на 28% и на 19%. С получением доступа к маршрутной сети "Трансаэро", "Сибирь" могла бы нарастить число своих рейсов по этому и другим популярным туристическим направлениям", - резюмирует Тамара Касьянова. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС