"Отношение к студентам в Правительстве РФ чревато серьезными политическими последствиями"
Сергей Комков: Голодец пора напомнить про студенческие волнения во Франции XX века, которые привели к отставке правительстваНевзирая на обещания министра образования Дмитрия Ливанова повысить стипендии, российские студенты недополучают свои пособия. Проблема дошла до сведения "социального" вице-премьера Ольги Голодец, которая ошарашила общественность реакцией. Голодец заявила, что Правительство РФ не намерено повышать стипендии студентам, поскольку те "здоровые и сильные" и смогут сами "себя прокормить". Более того, сегодня студент – это "надежда развития экономики" и "серьезное подспорье для страны", считает она. Такое отношение чревато серьезными политическими последствиями для государственной стабильности, считает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор Сергей Комков. О нездоровой ситуации в российской системе образования эксперт рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: В отличие от Голодец, министр образования Дмитрий Ливанов уже который раз обещает студентам повышение стипендий, но все тщетно. В одних вузах сокращают выплаты, в других – задерживают. Сергей Константинович, о чем, по-Вашему, может свидетельствовать такой "разлад" в Правительстве, когда министр образования обещает повысить стипендии, а вице-премьер это опровергает?
Сергей Комков: Это просто говорит о том, что в Правительстве по данному вопросу нет единой точки зрения. И порой там правая рука не знает, что делает левая. Министр образования Ливанов вынужден заигрывать со студентами и ректорами ВУЗов. Вот он и раздает обещания, не зная при этом, как их выполнить. Так как реально не в состоянии решить данный вопрос. Это ему явно авторитета не прибавляет. И это еще раз подтверждает тот факт, что ситуация в системе российского образования в целом и в системе высшего профессионального образования в частности на сегодня сложилась крайне нездоровая.
Вопрос: На Ваш взгляд, чем можно объяснить ситуацию с сокращением стипендий? Вузы винят во всем Министерство образования, Министерство образования перекладывает ответственность на вузы, которые "самостоятельно определяют конечные размеры государственных стипендий".
Сергей Комков: Легче всего, конечно, перекладывать с больной головы на здоровую. Действительно, ВУЗы сегодня катастрофически недополучают причитающиеся им средства из госбюджета. В среднем недоплата из госбюджета ежегодно составляет от 30% до 40%. И даже несмотря на это, руководство ВУЗов не рискует посягать на стипендиальную статью расходов. Эта статья считается неприкосновенной и наполняется исключительно за счет федерального бюджета, то есть, за счет Министерства образования. И именно Минобр несет прямую ответственность за выплату базовой части стипендии. ВУЗ отвечает лишь за разного рода надбавки к базовой части: за особые успехи в учебе, за социальную активность, за научную деятельность и прочее.
Таким образом, Министерству образования и лично министру образования господину Ливанову и его куратору – "социальному" вице-премьеру госпоже Голодец нужно помнить о том, что именно они несут прямую ответственность за сегодняшнее "благосостояние" российских студентов. И, в конечном итоге, - за благосостояние всего нашего государства сегодня и в ближайшей перспективе.
Вопрос: Заявления Голодец о том, что студенты сами могут себя прокормить, - это отказ Правительства от своих обязательств? Чем, по-Вашему, это чревато для страны?
Сергей Комков: Такие заявления "социального" вице-премьера говорят, как минимум, о ее политической недальновидности. Потому что она объективно "работает" на создание в стране ситуации политической дестабилизации, так как именно студенческие и молодежные волнения во всех странах мира всегда приводили к серьезным политическим последствиям. А подобного рода политика обязательно рано или поздно породит возмущение в студенческой среде. И чем это все закончится, предсказать сейчас невозможно. Хотелось бы, чтобы подобного сценария у нас не было. Чтобы не быть голословным, могу напомнить всего лишь один исторический факт: в конце 60-х годов прошлого века студенческие волнения во Франции привели к отставке правительства генерала Де Голля.
Вопрос: Есть мнение, что студенческие движения тогда были использованы для свержения Де Голля - а реальной причиной стали усложнившиеся отношения французского руководства с США... Но тем не менее, какие последствия сулит такой подход к нашим студентам со стороны Правительства?
Сергей Комков: Совершенно очевидно, что главная задача студента - не зарабатывание на жизнь, а получение знаний, которые позволят ему в дальнейшем стать высококлассным специалистом. Именно таким он нужен в системе хозяйства и в социальной сфере России.
Отвлекаясь на зарабатывание средств для существования (особенно в отраслях, весьма далеких от его будущей профессии), студент наносит вред и себе, и государству. Так как в результате этого государство получит специалиста-недоучку.
Вопрос: Как Вы думаете, есть ли здравое зерно в высказываниях Голодец, учитывая, что после окончания вузов при трудоустройстве новоиспеченным специалистам будет необходим опыт работы?
Сергей Комков: То, что госпожа Голодец имеет в виду, не может считаться опытом работы ни при каких условиях. Это всего лишь вынужденная подработка. Как у нас раньше выражались, "халтурка". Вот опыт подобного рода "халтурки" студент и получит. И может перенести его на всю свою дальнейшую трудовую жизнь. А это – прямой подрыв всей системы российской экономической политики.
Вопрос: На Ваш взгляд, являются ли сегодняшние студенты "надеждой российской экономики" и "серьезным подспорьем для страны", как это утверждает Ольга Голодец?
Сергей Комков: Странно слышать подобного рода заявления из уст государственного чиновника. Это говорит о полном непонимании данным чиновником того, что является движущей силой экономического развития страны.
Главной движущей силой российской экономики должны быть высококлассные специалисты, способные грамотно и квалифицированно выполнять задачи экономического развития страны. А заставляя сегодняшних студентов вместо постижения основ наук заниматься добыванием себе куска хлеба, госпожа Голодец фактически лишает их возможности стать полноценными созидателями будущей экономической мощи государства.