Дмитрий Абзалов: Перевалка товаров в российских портах за рубли повысит их конкурентоспособность
Президент России Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭКу призвал отказаться от долларовых расчетов при перевалке нефтепродуктов в российских портах. Крупнейшие транспортные хабы: Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск – устанавливают цены в долларах или пересчитывают рублевую стоимость работ практически ежедневно, в зависимости от поведения американской валюты на бирже. Если о переводе экспортных контрактов в рубли говорилось неоднократно (президент еще раз попросил наращивать долю таких договоров с иностранными партнерами), то конвертация портовых расчетов была предложена впервые. Расчеты в портах в национальной валюте повысят конкурентоспособность продукции, рассказал Накануне.RU президент российского Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. К тому же, это станет дополнительным стимулом к открытию производств в регионах их расположения.
Говорить о большом финансовом эффекте от ослабления рубля, который должны были почувствовать нефтяники, уместно в том случае, когда все их внутренние расходы номинированы в российской валюте. Но у российских компаний-экспортеров есть валютные расходы внутри страны. В первую очередь, это долларовые расчеты за перевалку, это нивелирует эффект от девальвации. Проблема фиксации рублевой стоимости перевалки нефтепродуктов актуальна, но ее не решали, потому что портовые структуры тоже несут много долларовых издержек: по торговым операциям, закупкам иностранного оборудования, часть резидентов, занимающихся импортом, рассчитываются в долларах. Нужно аккуратное регулирование.
И хотя перевалка за доллары – мировая практика, в некоторых странах от нее отказываются, что резко повышает конкурентоспособность. При ослаблении национальной валюты стоимость перевалки уменьшается, поскольку транспортные расходы заложены в стоимость товара, то он поступает на рынок по более низкой цене. В свое время Украина перевела три основных порта – Одесский, Бердянский и Южный – на расчеты в гривне. Ослабление валюты тогда сделало транспортировку товаров с перевалкой в украинских портах очень перспективным направлением. России тоже пора переходить на эту схему.
Сейчас, если происходит резкое ослабление рубля, цены на портовые услуги для российских производителей поднимаются. С учетом, что некоторые компании и без этого несут валютные издержки, у них снижается возможность инвестирования в производство. Резкое изменение валютных показателей ставит экономическую стабильность компаний под удар.
С другой стороны, необходимо продумать систему страхования валютных рисков. Даже если в России все производить за рубли, что пока сложно представить, риски возникнут при экспорте. портовым компаниям придется каким-то образом страховать валютные риски, международные инструменты существуют, и их необходимо адаптировать под Россию.
В первую очередь, нефтяников интересуют порты в южном и дальневосточном контурах. Компании выиграют финансово, увеличат возможности для реинвестирования в добычу. Но речь идет не только о поставках нефти, мы экспортируем зерно, ряд других товаров. Кроме того, если российские порты перейдут на рубль, а хабы стран Балтики по-прежнему будет "привязаны" к доллару и евро, то маршруты через северо-западные регионы России станет более выгодным.
Фактор оплаты услуг по перевалке рублями станет важным стимулом для открытия производств и развития инфраструктуры в регионах, где находятся порты. Например, на Дальнем Востоке, в территориях опережающего развития. Резидент несколько раз подумает, стоит ли заходить в ТОР и брать на себя валютные риски поставок товаров на внутренний рынок через порты. Но расчеты в рублях эту проблему снимают.
Рост рублевых расчетов важен в условиях дестабилизации экономической системы. В том числе наращивание их объема во внешнеторговых операциях. Цена на энергоносители зависит от доллара, усиление или ослабление американской валюты приводит к аналогичным колебаниям цены на нефть. Соответственно для того, чтобы отвязаться от этого процесса и убрать валютные качели в российской экономике, необходимо значительную часть нефти, в том числе новых марок вроде ВСТО, продавать именно за рубли. И такая система в принципе возможна, так как Россия поставляет энергоносители не только в ЕС, но и в Китай. Сейчас с Китаем мы проводим свопы без включения долларовой составляющей, выгодно было бы торговать с развивающимися странами, так как их валюты тоже ослабевали в последнее время. Перевод контрактов со странами Евросоюза в рубли будет носить, скорее, политический характер, потому что стоимость, так или иначе, будет привязана к валютам торговых партнеров.
Дмитрий Абзалов специально для Накануне.RU