"Запретное" развитие: получится ли на Южном Урале развивать бизнес в городах атомщиков?
В трех закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) Челябинской области – Озерске, Трехгорном и Снежинске – уже в 2016 году заработают программы по опережающему развитию. На прошедшем 28 октября совещании у губернатора области Бориса Дубровского представители "Росатома", вотчиной которого являются эти муниципальные образования, презентовали соответствующие планы. Подробности - в материале Накануне.RU.
Сейчас готовятся необходимые документы, которые войдут в заявку для правительства России, а оно и должно дать отмашку для создания на базе южноуральских ЗАТО так называемых территорий опережающего развития (ТОР). Если коротко, то эта идея, высказанная президентом Владимиром Путиным в ежегодном послании еще два года назад, сводится к следующему: в определенных границах муниципалитета создается особый правовой режим для резидентов ТОРов, вводятся налоговые льготы и каникулы для предпринимателей (о них ниже), формируется благоприятная среда для развития производств, инфраструктуры и т. д. В каждой такой территории этот режим действует сроком до 70 лет и по решению правительства страны может быть продлен. В общем, чем-то эта идея напоминает подзабытые уже "свободные экономические зоны" (СЭЗ), в которых российский бизнес активно работал как в своеобразных офшорах в 90-е годы прошлого века и которые были свернуты как раз с приходом Владимира Путина во власть. Кстати, печально известная компания "ЮКОС", работавшая в том числе и через такой налоговый офшор в южноуральском Трехгорном, в свое время привлекла внимание правоохранительных органов, а тогдашний глава Трехгорного Николай Лубенец даже был осужден, правда, условно. Но это так, к слову…
Несмотря вроде бы на похожесть схемы ТОРов и СЭЗ, думается, между ними существует и большая разница. Например, по планам государственной корпорации "Росатом", которая выступает застрельщиком идеи для южноуральских "запреток", каждая из них как ТОР получит собственную четкую специализацию.
Например, для Озерска, где расположен и работает крупнейший в мире химический комбинат "Маяк", такой специализацией станет разработка новых материалов и технологий. Специалистов и предпринимателей, которые станут работать в Снежинске, нацеливают на развитие нефтегазового и энергетического секторов экономики, и в Трехгорном делают ставку на развитие точного машиностроения и станкостроения.
Это следует из представленной на совещании у Дубровского концепции, которая разрабатывалась совместно экспертами "Росатома" и министерства экономического развития Челябинской области.
"Думаю, что представленная модель может успешно работать, тем более что люди, которые сегодня работают в министерстве экономического развития области, скажем, и исполняющий обязанности министра Сергей Смольников, и его первый заместитель Ирина Акбашева, имеют положительный опыт реализации таких проектов. До этого та же Акбашева в команде прежнего мэра Сатки успешно занималась подобными вопросами и, надо признать, она и команда добились для саткинцев хороших результатов по федеральной программе развития моногородов", - отмечает директор аналитической группы "Интро-Н" Дмитрий Чудиновских. По его словам, успешная работа саткинской команды в 2009-2010 годы позволила привлечь для развития города и инфраструктуры сотни миллионов рублей из федерального бюджета, и не вина саткинцев, что позже программа была свернута: бизнес получил все же мощный импульс для развития территории. Так может произойти и на этот раз, тем более что лоббистом и активным игроком выступает такая мощная федеральная структура, как "Росатом".
По данным начальника управления по работе с регионами госкорпорации Александра Харичева, на сегодняшний день атомщики отобрали порядка 30 проектов, которые в будущем на правах резидентов могут быть реализованы в южноуральских ТОРах. Если заявка, включающая Озерск, Снежинск и Трехгорный, будет положительно рассмотрена в правительстве, то инвесторов и операторов проектов ждут выгодные условия: это и нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, обнуление налога на имущество и земельного налога, а также пониженные ставки по страховым взносам: в Пенсионный фонд – 6%, в Фонд социального страхования – 1,5%, в ФОМС – 0,1%.
Впрочем, если в будущем году, повторимся, "Росатом" и правительство области продавят создание ТОРов для трех "запреток", останавливаться на этом никто не думает. Для Челябинской области характерна проблема так называемых моногородов, когда единственное градообразующее предприятие дает работу и, в общем-то, жизнь населенному пункту. Если по каким-либо причинам предприятие переживает кризис – соответственно, лихорадит и муниципальное образование, погружая его в пучину депрессии. Сейчас к такому типу поселений можно отнести Ашу, Бакал, Верхний Уфалей, Карабаш, Миньяр, Нязепетровск, Усть-Катав, это только навскидку. Конечно же, везде своя специфика, но проблемы этих территорий во многом схожие и потому логично, что команда Бориса Дубровского видит выход в том числе и через создание ТОРов. Что из этого получится, покажет время.
"Идея хорошая, лучше бы всю Россию, конечно, сделать ТОРом. А почему ЗАТО? Если говорить про уникальность региона для инвесторов, то ЗАТО в Челябинской области – тот самый уникальный случай, такого больше нет нигде в мире. Опять же по ядерным технологиям Россия пока еще лидирует в мире, так что создание территорий опережающего развития в наших ЗАТО - это логично. В предыдущие годы, ЗАТО рассматривались как база для "наукоградов", "особых экономических зон" и прочего. Проблемой для развития этих ТОРов будет только то, что города закрытые и попасть туда внешнему инвестору будет непросто", - утверждает председатель совета директоров аудиторской компании "Авуар" Алексей Овакимян. В администрации губернатора Михаила Юревича Овакимян занимался в том числе и инвестиционными вопросами в статусе вице-губернатора.
Резюмируя, можно признать, что выбранная для создания ТОРов схема – развитие через "запретки", практически заповедники со сложившейся инфраструктурой, наличием высокообразованных кадров и высоким производственным потенциалом, представляется на сегодняшний день наиболее удачным вариантом. Что из этого выйдет – другой вопрос, многое, очевидно, будет здесь зависеть и от позиции федеральных властей.
Денис Лузин