ОБСЕ "раскатала" Прибалтику за реабилитацию пособников Гитлера
В Литве власти бьются в истерике: ей нанесли смертельное оскорбление, разрушающее устои государственности. И кто – ОБСЕ, организация, с которой у стран Балтии полный консенсус, самое теплое сотрудничество по отражению "агрессии восточного соседа" на Украине и вообще удушению "сибирского медведя". И вот нате вам - коварный удар ниже пояса, прямо в самую больную точку. Но по порядку. Большая коллегия Европейского суда по правам человека (она собирается преимущественно по громким резонансным делам) с штаб-квартирой в Страсбуре вынесла страшный для официальной Литвы вердикт: балтийская республика необоснованно приравняла к геноциду уничтожение "партизан", боровшихся с действующей в то время советской властью (нынешние вожаки называют ее оккупационной, что неудивительно, когда в героях - пособники Гитлера). Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Свой вывод уважаемые судьи сделали после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств того времени в общем и в частности - осуждения работника госбезопасности Витаутаса Василяускаса, принимавшего участие в борьбе с этими самыми "воинами свободы", известными как "лесные братья". Высокий суд пояснил, что Василяускаса несколько лет назад приговорили в Литве к четырем годам лишения свободы незаконно, поскольку в послевоенное время, когда "лесные братья" развязали террор против собственного народа, было другое государство и он был "осужден на основе положений, которые не действовали ни во внутреннем, ни в международном праве". Согласно логике, требует нового осмысления обвинительная база и, как следствие, должен быть пересмотрен приговор.
Реакция элиты на это решение напомнила молчаливую финальную сцену из гоголевского "Ревизора" - шок. И это можно понять, ведь это ставит под сомнение всю политическую конструкцию второй республики, законодательно утвердившей "советскую оккупацию", расплачиваться сотнями миллиардов за которую "обязана" Россия как правопреемница. Первые лица до сих пор не могут прийти в себя, а вот через пару дней подали голос подчиненные. Председатель Конституционного суда Дайнюс Жалимас (именно этот высший орган трактовал действия властей как геноцид), назначенец президента Дали Грибаускайте, причину поражения видит в том, что литовские суды "недостаточно и исторически, и количественно аргументировали обвинения по уничтожению целой национальной группы". Продолжил философ Кястутис Гирнюс: "Европа мало знает о геноциде литовцев русскими. Когда там в деталях познакомятся с ужасными фактами, поймут, что Литва права. Мир только через сто лет осознает факт массового уничтожения армян турками". Получается, как раз ЕСПЧ и виноват в том, что недостаточно глубоко изучил вопрос, что прозрение к нему придет позже и Литва еще научит Европу различать, что такое хорошо, а что такое геноцид.
Согласно официальной статистике, в послевоенные годы уничтожено более 20 тыс. резистентов, как называют их иногда местные чиновники. Среди них были разные люди: неадекватные идейные "борцы за независимость", заблудшие души, оболваненные лживыми речами крупных коллаборационистов типа деда нынешнего наследственного русофоба Ландсбергиса. Точных данных по составу отрядов "лесных братьев" нет, однако большинство исследователей, прежде всего российских, склоняется к тому, что подавляющее большинство тайных бандитов составляли гитлеровские каратели, принимавшие участие в истреблении евреев (из 208 тыс. их осталось меньше 10%), цыган, староверов и просто чужих русских. Часть из них ушла вместе с отступающими фашистами на Запад, а не успевшие прыгнуть в последний вагон вынуждены были с оружием в руках скрываться от заслуженной кары в лесах и болотах. Занимались убийствами советской номенклатуры, грабили, насиловали, по приблизительным данным, на их руках десятки тысяч актов террора. В последние годы точные цифры усиленно замалчиваются, так как говорят явно не в пользу красивой версии о войне за свободную Литву. Многих руководителей сопротивления увековечили в мемориалах, назвали их именами школы, местечки, улицы. "Генерал Ветра", создававший по поручению гитлеровцев гетто и причастный к уничтожению тысяч евреев, признан героем, его мемориальная доска красуется на здании библиотеки Академии наук.
Террористическая война против собственного народа шла также в Латвии и Эстонии, последних "героев леса" удалось ликвидировать здесь тоже в начале 50-х. Почему это движение оказалось таким живучим? Есть мнения, что отступающие гитлеровские войска готовили кадры из своих подручных и инфраструктуру, закладывали тайники с оружием и продуктами, печатали соответствующую литературу. Имелись у бандитов и пособники среди местного населения, которое или само было причастно к преступлениям фашистов, или имело другие веские причины не любить новую власть, например, лишилось собственности, постов.
Вот в Латвии, например, "национальные партизаны" (так здесь кличут лесных разбойников) участвуют в маршах легионеров Ваффен СС, а недавно эти "герои" потребовали учредить для них специальный орден. Впрочем, государство и без того их не забывает, выплачивает ежемесячную прибавку к пенсии более полсотни евро (а вот участникам антигитлеровской коалиции никаких доплат не положено, более того, того и гляди, как бы их за это не призвали к ответу). Латвийский историк Янис Дзинтарс, публицист Эбин Элкин и другие считают, что они причастны к гибели тысяч граждан, единственная вина которых заключалась в том, что они строили новую жизнь. И хотя большая коллегия пока ЕСПЧ указала только на Литву, в других балтийских республиках понимают, что прямым образом это касается и их и им тоже придется основательно задуматься о всей архитектуре государственного строительства после восстановления независимости, ведь тогда все базировалось на примитивном постулате: все, что до 90 года – незаконно.
Отмена геноцида – не единственное поражение балтийских сестер на международной арене. Еще одну оплеуху отвесил им свой в доску Европарламент, принявший по предложению депутата от Эстонии Яны Тоом, близкой соратницы ныне третируемого на родине Эдгара Сависаара, резолюцию, осуждающую существование института негражданства как формы дискриминации огромной части населения: 90 тыс. в Эстонии и почти в три раза больше в Латвии. Ущемление идет по 80 позициям, "негры" не допускаются до госслужбы, в том числе в армии, они ущемляются в праве на собственность, при рассчете пенсии и главное - им закрыт вход на избирательный участок.
Кстати, аналогичную критику неоднократно высказывали комиссии ООН по правам человека, но с вожаков прибалтов как с гуся вода. Более того, здесь считают необходимым учить европейцев жить. Посол Литвы на Британских островах Аста Скайсгирите направила письмо недавно избранному лидеру Лейбористской партии Джереми Корбану. Содержание послания, сердитого по духу и тону, изрядно позабавило местные масс-медиа и политикум. Где это видано: полномочный представитель банановой республики высекла главу партии, еще недавно возглавлявшей правительство, как неразумного мальчишку за то, что он не понимает сути действий России, которая "терроризировала пол-Европы, оккупировала страны Балтии и не хочет за все это выплачивать компенсации", а сейчас "ведет войну" на востоке Украины и "угрожает" Литве. Очень не нравятся дипломату критическая оценка Корбаном НАТО в целом и его наступления к границам России – кажется, так и поставила бы хоть сейчас к стенке. Каково?
А проницательные политологи задаются вопросом: уж не пробный ли это шар по дискредитации неугодного политика, пущенный по инициативе заокеанского дяди Сэма, там не скрывают, что нынешний председатель лейбористов не самая удачная фигура в качестве будущего сменщика Кэмерона? Вот Блэр, этот мальчик на побегушках, был самое то. История попала в британские СМИ, но обвиняемый лейборист не посчитал нужным ввязываться в полемику с не очень воспитанной дамой, не улавливающей тонкостей политической жизни, ведь и здесь известно правило о монастыре, куда не ходят со своим уставом.
В Вильнюсе на днях прошла многотысячная (по данным организаторов, активистов Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ) и Русского альянса, собралось более 4-х тыс. человек) акция протеста против новой социальной модели, превращающей наемных рабочих по сути в бесправных рабов (следует отметить, что начало осени отмечено повышением протестных настроений, бастовали и протестовали работники наробразования, медучреждений, организовали свой митинг и профсоюзные организации).
Любопытная полемика разгорелась в связи с этим между премьером кабинета Альгирдасом Буткявичюсом и главой ИАПЛ, европарламентарием Валдемаром Томашевским. Председатель правительства на голубом глазу уверял, что в стране построено самое демократическое общество, что поляки и прочие нацмены имеют такие возможности для самореализации, о каких в других уголках ЕС только мечтают. Польская сторона обвинила оппонента в том, что, выдавая черное за белое, он способствует межнациональной розни и этим льет воду на мельницу чужого государства. Буткявичюс не нашел ничего лучшего, как отбить атаку тем, что Томашевский совершил ужасное преступление – пришел на церемонию, посвященную Великой Победе, с георгиевской ленточкой на лацкане пиджака. Логично в этом случае задаться вопросом: не грызут ли лидера соц-демов после этого недостойного выпада муки демократической совести? Или бесполезно?