"Без восстановления Уралмаша разговоры об импортозамещении - пустой звук"
Ветераны "Уралмаша" и общественники вновь подняли вопрос о путях возрождения одного из крупнейших и ключевых промышленных гигантов – "Уральского завода тяжелого машиностроения". Накануне на площадке областной общественной палаты состоялся круглый стол, организатором которого стало движение "Общественный комитет за возрождение промышленности", там были озвучены и проблемы легендарного Уралмаша, и пути выхода из кризиса. Прислушается ли руководство УЗТМ к этим предложениям, пока неясно, но стоит отметить, что на днях произошли изменения в структуре собственников завода и совете директоров. Подробности - в материале Накануне.RU.
Как известно, в свое время "завод заводов" производил буровые установки для геологов, нефтяников и газовиков, машины и оборудование для металлургических предприятий: машины непрерывной разливки стали, доменное и прокатное оборудование, агломерационное оборудование, кузнечное и прессовое оборудование, мощные краны; оборудование для АЭС, машины и оборудование для горнорудной и строительной промышленности: карьерные и шагающие экскаваторы, мощные дробилки и мельницы, уникальные заготовки для роторов паровых турбин и запчасти к своим машинам. Благодаря уралмашевским мощным прессам была заложена основа для создания космических аппаратов "Восток", "Союз", ракеты-носителя "Энергия", орбитального корабля "Буран".
Продукция завода была востребована и за границей – не только в соцблоке, но и на Западе. Оборудование, производившееся на Уралмаше, закупали в Швеции, Италии, Испании, Франции, Японии, а сейчас такое же оборудование мы покупаем в разных странах, даже в Лихтенштейне. Ковавший щит победы в годы Великой Отечественной войны, завод неспособен нынче выпустить ни одного танка, ни одного прокатного стана, ни одного мощного пресса. С 2013 года остановлено металлургическое производство, которое было одним из китов, на которых держался "Уралмаш", нет и системы подготовки собственных кадров – института, который тоже был закрыт, напоминают организаторы.
По мнению экспертов, деградация Уралмаша несет прямую угрозу национальной безопасности сразу по нескольким направлениям. Общественники напоминают, что в годы расцвета уралмашевское оборудование обеспечивало до 80% добычи нефти и газа, формировало целые отрасли промышленности, на которых сейчас, во многом, лежит бремя ответственности за российский бюджет.
"Сейчас от 65 до 90% по некоторым позициям – доля иностранных компаний в нефтегазосервисе. Это прямая угроза национальной безопасности. Особенно мы должны поднимать нефтегазосервисное машиностроение. Это тянет за собой науку, систему образования. Речь идет не о том, кто конкретно сейчас будет бурить скважину, а это комплексная проблема", – прокомментировал Накануне.RU депутат Госдумы от Тюменской области и ХМАО Вячеслав Тетекин.
Помимо нефтегазовой отрасли, которая подвергается жесткому давлению режимом санкций, речь идет об опасности в другой сфере – энергетике. Дело в том, что металлургическое производство "Уралмаша" напрямую обеспечивало промышленность сплавами с уникальным содержанием редких элементов, придающих долговечность изделиям.
"Необычайным долголетием турбин из уральских сплавов мы непроизвольно "подложили свинью" и Турбинке (Уральский турбинный завод, – прим. Накануне.RU), и металлургическому производству Уралмаша: отдельные турбины работают с начала 60–х годов, отработав по три – четыре регламентных срока. Это, безусловно, "расхолодило" нынешнее руководство ТЭЦ и власти в регионах, в том числе столичные. Дело в том, что в Москве с начала 60-х годов более 40 Т–100, а сначала 70-х 19 турбин Т–250. Около 70 % тепла "выдают" Москве именно эти машины, регламентные сроки эксплуатации которых давно истекли. Более 400 турбин Т–100 работают на теплофикацию областных центров России. И вот здесь на повестку дня выходит металлургия Уралмаша, так как именно Уралмаш не просто поставлял Турбинке литые и кованые заготовки, но и участвовал в термообработке валов роторов. Без металлургического производства Уралмаша изготавливать теплофикационные турбины будет невозможно!" – отметил в своем докладе председатель Комитета, бывший руководитель УТЗ Сергей Борисов.
Получается, что отказ от восстановления металлургии Уралмаша ставит под угрозу энергетического коллапса большинство крупных городов России, поскольку ресурсы УТЗ не безграничны.
Также Борисов привел характеристику состояния производства наиболее крупных изделий, которыми славился завод и в советское время, и сейчас. Так,"производство карьерных экскаваторов, в том числе шагающих, было очень развито – выпускалось до 300 в год, сейчас – единицы. Буровые установки с глубиной бурения до 3 км – до 350 единиц в год, сейчас они не производятся", а специальное, то есть производство для нужд Минобороны вынесено на площадку завода №9. Кроме того, катастрофическая ситуация с кадрами. Между тем, на предприятии уточнили, что производством буровых установок занимается на промплощадке Уралмаша специализированное предприятие "Уралмаш - буровое оборудование", производящее установки в том числе, по госзаказу.
"Уралмаш" был всесоюзной кузницей кадров - от высококвалифицированного рабочего, конструктора, технолога до руководителей высшего звена управления. Во многих странах работали и обучали себе на смену работников из местных жителей. Вот почему марка "Уралмаш" остается знаменитой во многих странах мира! Хочу подчеркнуть, что когда появлялась потребность в новых видах сложных изделий, никогда раньше не изготавливаемых, их проектирование и изготовление головных образцов поручалось "Уралмашу", – подчеркнул Борисов.
Рассказал он и о том, как начать и по каким направлениям запустить восстановление завода. По его мнению, возрождение завода начинать придется с нуля, поскольку именно на таком уровне завод и находится. Для восстановления нужно привлекать "всю страну", то есть собственников крупнейших промышленных предприятий, которые могли бы выступить заказчиками продукции Уралмаша.
"Задача сводится к тому, чтобы привлечь их к участию в возрождении Уралмаша, желательно экономическими рычагами воздействия. Для этого, по нашему мнению, должен быть лидер, способный участием своего общества подать пример остальным партнерам объединить свои ресурсы для возрождения Уралмаша. Не бескорыстно, а с ценовой компенсацией в будущем при поставке оборудования. По нашему мнению, таким лидером мог бы быть председатель правления ПАО "Газпром" А.Б.Миллер. "Газпром" наряду с нефтяниками, по существу, может стать крупнейшим заказчиком оборудования, в то же время, являясь крупнейшим финансовым обществом. С другой стороны, у него есть своеобразные экономические рычаги воздействия на энергетиков и далее", – считает Борисов.
Партнеры завода, по мысли докладчика, могли бы заключать долгосрочные договоры с Уралмашем на срок от 10 до 20 лет.
"Безусловно, участники возрождения Уралмаша должны обеспечить как деятельное участие в разработке новых видов оборудования, так и в управлении обществом, участвуя в работе совета директоров", – подчеркнул он.
Что касается кадрового потенциала, председатель Комитета предложил разработчикам промышленного оборудования, созданного и производимого на заводе, многие из которых еще живы и здоровы, подключать студентов, давать им в качестве творческих работ разработку и модернизацию существующих элементов, с учетом российской компонентной базы – это позволит не только модернизировать продукцию, привлечь молодежь, но и сделать "взгляд в будущее".
В частности, он предложил модернизировать экскаваторы и драглайны новыми гидравлическими приводами, взамен электрических, оснастить их новыми энергонезависимыми генерирующими установками, сделать аналогичные замены на дробилках, машинах непрерывного литья заготовок, установках непрерывной разливки стали, на прокатном и кузнечно-прессовом оборудовании. Это позволит снизить вес, сделать механизмы более надежными и продуктивными.
"Со своей стороны, имея множество различных технических предложений как по применению современных материалов и комплектующих изделий, так и по их применению в создании конкурентоспособного оборудования готовы к сотрудничеству как со службами ПАО "Уралмашзавод", так и с профильными кафедрами учебных заведений", – резюмировал Сергей Борисов.
Готовы ли к этому на УЗТМ, пока выяснить не удалось. Тем временем, 27 октября на Уралмаше состоялось заседание акционеров, которые утвердили новый состав совета директоров, в соответствии с новой структурой акционеров предприятия. Как пояснили Накануне.RU в пресс-службе завода, если ранее акционерами на паритетных условиях были "Объединенные машиностроительные заводы" и Газпромбанк , то сейчас было принято решение, что банк получает 77,84% акций, а ОМЗ теряет право принимать решения и сохраняет номинальный пакет, Газпромбанк, в свою очередь, убирает дополнительное звено в согласовании стратегии развития, инвестиций в развитие и упрощает схему работы.
"Прямое владение Газпромбанком акциями Уралмашзавода создает дополнительные условия для расширения портфеля заказов предприятия и привлечения инвестиций в дальнейшее его развитие как лидера российского рынка оборудования для горнодобывающей промышленности и металлургии", – пояснил принятое решение первый вице-президент Газпромбанка, председатель совета директоров ПАО "Уралмашзавод" Ян Центер.
В состав совета директоров вошли новый гендиректор завода Андрей Кузнецов и его первый зам Георгий Шалаев. Уралмаш в совете директоров представляет также Центер. Кроме того, в составе осталось семеро представителей Газпромбанка – первые вице-президенты Данияр Камилов, Александр Степанов, Владимир Винокуров, зампреды правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс, Александр Муранов, заместитель начальника департамента регионального развития Газпромбанка Светлана Качалина и начальник управления экономического анализа промышленного департамента банка Дмитрий Васильков.
Таким образом, в совет директоров вошли представители самого завода и, если не сам Миллер, то ряд его первых заместителей и наиболее близких по статусу топ-менеджеров. По мнению участников "круглого стола", это решение не ухудшит ситуации на заводе, даже есть надежда на то, что концентрация рычагов управления позволит более активно заниматься модернизацией и развитием. Однако удастся ли переломить ситуацию в корне? Представитель "Партии Великое Отечество" Александр Боданин и вовсе заявил в ходе "круглого стола", что львиная доля собственников российской промышленности находится в оффшорах, и намеренно разрушает конкурентные предприятия.
Активисты не оставляют попыток внести изменения в федеральный закон об акционерных обществах, которые они декларируют уже не первый год - о порядке регистрации акционерного общества по месту нахождения его головного предприятия; о составе совета директоров общества и его гендирекции; о выплате зарплаты, вознаграждений и других выплат членам совета директоров и гендирекции по результатам работы за год из прибыли, остающейся в распоряжении общества.
По словам "комитетчиков", разговоры об импортозамещении и новой индустриализиации остаются пустыми словами, если не начнут восстанавливаться ключевые предприятия отрасли, в том числе, "завод заводов" "Уралмаш".