Казнить Киев нельзя кредитовать
Судьба трехмиллиардного кредита, который Россия выдала Украине в декабре 2013 года, стала одной из насущных проблем для Киева. Финансовая операция была реализована на Ирландской фондовой бирже через еврооблигации, что исключало какие-либо разночтения и неясности – речь идет о межгосударственном кредитовании. Деньги поступили на счета Национального банка Украины, и их дальнейшая судьба международное финансовое сообщество не интересует. Образовались государственные долговые обязательства Украины перед Россией, погашать которые предстоит в этом декабре. Между тем, в Киеве платить отказываются, играя словами и понятиями – дефолт, технический дефолт, ограниченный дефолт et cetera. Отчасти, словесную эквилибристику Киева поддерживают и на Западе, прежде всего – в США. О долговых обязательствах Киева и угрозе дефолта - в материале Накануне.RU.
Чтобы разобраться в ситуации и понять, к каким глобальным последствиям ведет эта, казалось бы, мелкая частная (по сравнению с мировыми финансами) проблема, начать надо с азов. Чтобы не играть словами и не путаться самим. Для государства есть понятие "Суверенный дефолт".
Суверенный от "суверен" - от фр. souverain - высший, верховный. Дефолт от англ. default - невыполнение обязательств. Соответственно, суверенный дефолт - банкротство именно государства (суверена, а не его подданных), отражающее упадок большинства секторов экономики и приводящее к неплатежеспособности по внешним и внутренним долговым обязательствам. Возникает при неспособности или отказе правительства суверенного государства оплачивать долг в полном объеме и может сопровождаться официальной декларацией правительства об отказе, частичной оплатой долговых обязательств или фактически прекращением выплат.
То бишь, государству вовсе не обязательно объявлять "У нас дефолт". Как и не обязательно объяснять, что дефолт не по всем обязательствам, он не совсем чтобы полный и вообще - чисто технический. Разновидности дефолта придумывают в последние десятилетия для того, чтобы использовать тяжелое положение того или иного государства с максимальной выгодой для кредиторов.
По сути же все предельно просто. С тех самых пор, как люди начали давать друг другу в долг, возникла проблема - как разбираться с теми, кто долги не отдает. И тысячи лет все было просто и ясно. Если должник не возвращал кредит, у него возникал дефолт. Не технический или частичный, а вполне себе суверенный для данного индивида. И его объяснения и оправдания, что он, мол, не совсем пропащий, а по некоторым обязательствам платит, никого не интересовали.
К примеру, считалось, что карточные долги дело чести. Не отдавшие такие долги стрелялись, не в силах вынести позора. А те, кто платили по таким долгам, но не платили, например, дюжине других кредиторов, спокойно садились в долговую яму по заявлению любого из кредиторов. Суд не интересовало, с кем и почему должник расплачивается своевременно. Есть факт неуплаты долга в срок - в яму, имущество отдаем за долги. Удалось расплатиться - выходи, нет - на нет и суда нет.
Пример из современной жизни островитян, прародителей правового демократического государства - Великой Британии. Там весьма популярны скачки. Это - спорт королев! Заправляет им Национальный комитет по скачкам (от лица государства) и Жокей-клуб, организация вроде бы как общественная. В которую входят заслуженные любители конного спорта, в основном - дворяне, богатые люди (спорт очень дорогой) и жокеи-любители. Никаких профессионалов. Это достаточно замкнутый мир скачек, со своими правилами, по-своему, очень жесткими.
Разумеется, для скачек лошадей готовят тренеры, которые берут за подготовку лошадей тысячи фунтов ежемесячно с каждого владельца лошади - за содержание и тренаж, фурах и подготовку к скачкам, за доставку лошадей к месту соревнований, их лечение et cetera. В общем, для владельцев, особенно нескольких лошадей, расходы немалые. Иногда особенно ушлые владельцы прибегают к хитростям. Подержат лошадей у одного тренера, а потом неожиданно забирают лошадей и переводят к другому. А с предыдущим расплачиваются с большим опозданием и только за содержание, хотя львиную долю составляют расходы на тренаж и многое другое, что превращает лошадь в победителя. Постфактум судиться с такими тренеры не хотят - соглашаются получить часть суммы. И подобные трюки некоторые проделывают по несколько раз, пока не угробят свою репутацию и их лошадей без предоплаты никто не возьмет.
Это и есть по сути пример реструктуризации долгов государства. Когда оно не может расплатиться полностью и начинает шантажировать кредиторов. Соглашайтесь, мол, на частичную оплату долга, с рассрочкой, или не получите ничего. А если по судам затаскаете, то все равно буду тянуть до последнего и все равно заплачу не скоро и не все.
В мире скачек для таких хитрож... владельцев лошадей есть Жокей-клуб. И толковый владелец как собака на сене сидит и следит, чтобы владельцы и близко к своим лошадям без тренера не подходили и втихаря их не забрали. И в случае неплатежей, удерживают у себя собственность должника вплоть до полной оплаты своих услуг да еще и угрожают включить владельца в штрафной список. Эта страшная угроза. Попавшие в список штрафников с позором изгоняются со всех ипподромов. Разумеется, их лошади лишаются допуска и возможности участвовать в соревнованиях. Что лишает смысла держать лошадей. Мало того, это позор и изгнание из клуба избранных с волчьим билетом, потеря престижа и места в высшем свете.
Аналогично и с государствами. Как только государство перестает платить по своим внешним долгам, наступает дефолт. Ему перестают давать деньги и начинаются переговоры о реструктуризации долга. То есть, об условиях, на которые согласны ВСЕ кредиторы. Нельзя договориться с половиной или 60-70-80 процентами. Точнее, договориться-то можно, но остальные вправе через суд вытребовать свои деньги и в случае неуплаты накладывать арест на любое имущество и активы должника, вплоть до выставок, самолетов, зданий за пределами государства, но находящихся в его собственности, авуаров в банках. Короче - на все, что этому государству принадлежит. Разве что кроме диппредставительств, защищенных иммунитетом дипломатической неприкосновенности. В общем, государству приходится договариваться со всеми или отказываться от своей собственности за рубежом и от возможности брать в долг.
Система успешно работала до тех пор, пока правила существовали одни для всех, как в Жокей-клубе. Стоит сделать исключение, и все посыплется. Исчезнет доверие и понимание, что допустимо, а что - нет.
Изменение правил кредитования, например, по отношению к Украине повлечет тяжелые последствия для всего международного института кредитования. А к тому все идет. Правительство Яценюка неоднократно заявляло, что платить по долгу в 3 млрд долларов России не будет.
В ноябре этого года Международный валютный фонд планирует изменить правила, согласно которым он предоставляет кредиты. Так, МВФ планирует отказаться от практики "не выдавать кредиты странам, которые все еще имеют задолженности перед иными суверенными государствами".
Проще говоря, некоторые кредиты можно не выплачивать, а МВФ при этом продолжит давать Украине в долг. А так как именно США с союзниками держит "контрольный пакет акций" МВФ, подобное решение реально. Другое дело, что тогда исчезает понимание в мировой кредитной системе, какими критериями определяется выдача кредитов. Точнее, приходит понимание того, что МВФ не международный, а чисто американский финансовый институт, который делает только то, что угодно США.
Это решение однозначно имеет политический подтекст. Что замечено даже на Украине. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко комментирует данную ситуацию следующим образом: "Интересно, что вообще данное решение МВФ было достаточно критично воспринято в Европе, европейскими участниками фонда. Это решение было проведено в жизнь, прежде всего, США. В Европе же данное решение вызвало волну возмущения. Все вспоминают Грецию и т.д..
Признание того, что они ошиблись в отношении Украины – вопрос болезненный для руководства МВФ. Сейчас им нужно под любым предлогом продолжить финансирование Украины. Только так они могут спасти лицо. Это кризисное решение, принятое просто потому, что надо что-то сделать. Если правила МВФ изменятся, то автоматически вопрос о предоставлении ей новых кредитов со всей легитимностью сможет поднять Аргентина. Не исключено, что и Греция может потребовать пересмотра своего долга. Наконец, может снова подняться вопрос африканских стран".
И это абсолютно справедливое замечание. Если можно Украине, то почему нельзя остальным игрокам мирового рынка? Может ли МВФ рискнуть и принять решение, подрывающее основополагающие мировые институции? Безусловно, может. И уверены - что будет принято решение продолжить финансирование режима в Киеве. Продолжить именно потому, что без денег извне хунта рухнет. Тут Охрименко ошибается. Спасает лицо не МВФ, а США за счет МВФ. Вашингтон прекрасно понимает, что прекращение кредитования уже в следующем году приведет к краху киевского режима и смене власти. Порошенко и Ко держатся исключительно на иностранных деньгах и штыках. Нет денег - "штыки" разбегутся. Разбегутся и области - в первую очередь именно востока и юга - самодостаточные и не любящие режим в Киеве. Именно поэтому США через МВФ продавливают изменение правил игры.
Беда в том, что ради сиюминутных целей и выгод именно администрации Обамы в предвыборный год обрушивается сложившийся миропорядок в части финансовых операций. Все игроки поймут, что отныне удар доской по голове - новое правило проведения шахматных соревнований. И будут искать иные формы сотрудничества. Да уже и сегодня ищут. Именно поэтому постепенно отказываются от доллара в межгосударственных расчетах, создают региональные кредитные союзы, банки и организации, которые независимы от решений, принимаемых в Белом доме.
Даже в среднесрочной перспективе (5-10 лет) подобное решение МВФ (под давлением США) приведет к негативным последствиям для самих инициаторов изменения правил игры. Доллар будет вытесняться, а роль и значение МВФ и любых подконтрольных США институтов уменьшаться уже не по политическим причинам, а из чувства самосохранения. Такие игроки, как Китай, Россия, Индия, большая часть Латинской Америки, ЮАР и их сателлиты, ускоренными темпами будут строить собственные межгосударственные институции именно из чувства самосохранения.
В конечном итоге, США смогут удержать в сфере своего влияния Западную (возможно и Центральную) часть Украины, потеряв области по дуге от Одесской области до Харьковской, Сумской и (скорее всего) Полтавской. Смогут даже построить там свои базы. Но эта важная для США (сохранить буфер между Россией и Евросоюзом) задача будет реализована за счет куда больших потерь на международной арене - и имиджевых, и финансовых.
Количество государств и территорий, которые зависимы от США или напрямую, или через такие подконтрольные им институции, как МВФ еt сetera, будет неуклонно снижаться. Как будут съеживаться реальные объемы финансовых рынков, ориентированных на США. В итоге, принимаемое исходя из сиюминутных выгод США на Украине решение МВФ приведет к долгосрочным негативным последствиям как для США, так и для всего мира.
В Китае еще со времен Конфуция наиболее страшное проклятие: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Именно к этому и привели нас сиюминутные выгоды США от развала СССР и желание властвовать во всем мире, включая и Украину, да и Россию тоже.
Грядут перемены...