Украинский кризис "отбросило" на полгода назад. Киев окончательно отказался от возможности политического урегулирования
Развитие украинского кризиса в данный момент напоминает возвращение на позиции примерно марта 2015 года, когда Украина так же, как и сегодня, должна была сделать то, что она не сделала до сих пор. И, похоже, делать все так же не собирается. Все идет к тому, что перенос выборов в ДНР и ЛНР на весну 2016 года просто отложил наступление неизбежного – самостоятельного выполнения республиками Новороссии Минских соглашений в одностороннем порядке. Киев, видимо, по совету американских кураторов, сделал ставку на ампутацию освобожденных территорий Донбасса и политическое заматывание вопроса. С потерей этих территорий США смирились и взяли курс на замораживание Украины в тех фактических границах, в каких она находится в настоящее время. Подробности - в материале специального корреспондента Накануне.RU в Донецке.
Пока позиция Европы сводится только к разговорам о том, что Киев должен выполнить Минск-2, не сопровождаемым никаким видимым давлением на режим. Еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан на днях снова повторил, что "после местных выборов на Украине следует сфокусироваться на реформах, включая законодательство, в контексте имплементации Минских соглашений". Однако таких "после" и "если" было уже предостаточно. А воз и ныне там.
Правда, в действиях Германии в последние годы проявляется стремление уменьшить с помощью России американское давление. Например, как заявил специальный уполномоченный правительства Германии Курта Граулих, США своей слежкой в Европе нарушили подписанное в 2002 году соглашение о сотрудничестве между спецслужбами Вашингтона и Берлина. Однако пока усилий ЕС явно недостаточно для проведения той политики, в которой он заинтересован.
Возможно, это именно та "ниша", которую Европа нашла себе, чтобы сохранить отношения с Москвой и одновременно не нарушить обязательства перед США. По крайней мере, в данный момент у ЕС не просматривается желания как-то давить на Киев, чтобы по-настоящему выполнить Минские соглашения. А может быть, Европе достаточно и того, что достигнуто? Ситуация существенно успокоилась – что еще нужно? В силу этого никаких реальных подвижек в имплементации Минска-2 со стороны Украины нет.
В Киеве же режим просто потерял связь с реальностью. Так, по поводу 71-й годовщины освобождения Украинской ССР от немецко-фашистских захватчиков спикер Рады Владимир Гройсман пообещал в будущем "праздник освобождения Украины от российских захватчиков". "Я убежден в том, что у нас будет второй день такого же праздника освобождения: один – от фашистских захватчиков, а второй день – мы будем праздновать освобождение от соседей, от российских захватчиков", – сказал политик. А баптист Турчинов заявил, что "российский режим во всем копирует Гитлера", и "мы ежедневно вбиваем гвозди в гроб российского имперского реваншизма, разрушая все попытки возрождения кровавой Российской империи". Так этот военный преступник прокомментировал изъятие украинско-нацистской литературы в московской библиотеке.
Минские переговоры фактически находится в тупике по причине недоговороспособности Киева, по-прежнему не желающего выполнять соглашения. Украинский режим подменяет текст соглашений своими требованиями. Так, по вопросу проведения местных выборов в ДНР и ЛНР Украина вернулась на стартовые позиции, заявил постпред ДНР Денис Пушилин. Он сообщил, что единственный пункт, где нет разногласий, - это признание необходимости наблюдения со стороны ОБСЕ. "Более того, появились разногласия по вопросам амнистии. Вопреки Комплексу мер представители Украины настаивают на ее проведении после выборов", - подчеркнул Пушилин. То есть хунта просто плюет на текст соглашений, где об амнистии говорится без всякой привязки к выборам. Тем более президент России Владимир Путин специально заявлял, что амнистия должна быть проведена ДО выборов, ибо невозможно участвовать в выборах, находясь под следствием.
В конце октября, правда, Украина снизошла до представления в Минске плана политического урегулирования. "Это комплексный документ, концептуальный документ политического урегулирования, и его основными составляющими являются наши концептуальные подходы, которые базируются на действующем украинском законодательстве", – сказал представитель Украины в политической подгруппе Роман Беcсмертный. Уже из этого ясно, что Киев насмехается над Минскими соглашениями, заменяя их ясный и по пунктам прописанный текст своими "концептуальными подходами". Это говорит о принципиальном несогласии киевского режима с буквой соглашений, где как раз и говорится об ИЗМЕНЕНИИ украинского законодательства для урегулирования конфликта. И вот спустя почти девять месяцев Киев снова заявляет, что все должно основываться на его понятиях.
Не добавляет оптимизма и следующее киевское требование. "Политическое урегулирование невозможно без возобновления там деятельности украинских партий", – сказал Беcсмертный. Но ни о каком участии украинских партий в соглашениях и речи нет, тем более как предварительном условии урегулирования.
В связи с этим Пушилин констатировал, что Украина вовсе отказалась от уже достигнутых договоренностей о проведении местных выборов в ДНР и ЛНР по мажоритарной системе. "Был решен уже вопрос о выборах по мажоритарной системе и неучастии политических партий, о чем была договоренность в мае. Но потом Украина от этого отказалась и начала обсуждение этих вопросов", – сказал он.
В этих условиях, если договориться с Украиной невозможно, республикам остается только самостоятельно выполнять текст соглашений. Но самостоятельно в некоторых вопросах - значит в ущерб себе. В связи с этим 27 октября глава ДНР Александр Захарченко подчеркнул, что выполнение соглашений невозможно без учета позиции республик. "Если Киев не учтет наше видение политической части соглашений, то "Минск" выполнен не будет", - сказал Захарченко и пригрозил односторонним выполнением соглашений. "Мы вполне можем ряд вопросов решить в одностороннем порядке. Если Верховная рада не примет закон о местных выборах в нашей редакции, мы вполне можем провести выборы по нашим законам, то же касается и конституционной реформы. Возможно, что диалог с нами – это их единственный выход", - заявил глава ДНР. В этой связи на первый план выходит готовность России поддержать ДНР и ЛНР, что, в свете осенних заявлений МИД РФ, сомнений не вызывает.
Пока же основная борьба ведется вокруг возврата Украиной долга России и связанного с этим изменения позиции МВФ, вынужденного поддерживать Украину и после ее дефолта. Видимо, американский сенатор Крис Мерфи не зря встречался с главой МВФ с Кристин Лагард, потому что МВФ решил изменить свои же собственные правила, чтобы и после этого продолжить кредитовать обанкротившийся Киев.
Так, 26 октября министр торговли США Пенни Притцкер сообщила, что Штаты в следующем месяце намерены предоставить Киеву кредит в 1 млрд долларов "для поддержания процессов реформ на Украине". Хотя любому ясно, что если кому-то требуются постоянные денежные вливания, то это кредитная наркомания. Занимающий пост украинского президента олигарх Вальцман тут же выслужился, заявив, что "подобное решение США – это позиция настоящего друга".
В тот же день киевский премьер Яценюк вообще пригрозил России отказом возвращать долг, если она не примет условия реструктуризации долга до 29 октября. "Мы объявим мораторий на выплату долга и не будем обслуживать кредит", – сказал он, назвав крайний срок – 29 октября. А 30 числа стало известно, что киевский режим все-таки планирует принять решение о введении моратория на выплату России долга, что говорит об отказе Киева от компромисса.
Похоже на то, что США решили всерьез "выкрутить руки" МВФ, если готовы к международному скандалу, который будет иметь большие политические последствия. То, что решение МВФ носит чисто политический характер, сомнений не вызывает. Тем более в самом МВФ уже оправдались, что принятое решение введено не ради какой-то конкретно страны. Что говорит именно об этом. Представитель МВФ Джерри Райс сослался на "записку по итогам заседания совета директоров МВФ от 2014 года", о которой, как видно, стало известно только сегодня и в понятной для всех ситуации. Немаловажно, что Райс также добавил, что МВФ будет поддерживать Украину в усилиях по облегчению ее долгового бремени. Какова эта "поддержка" - очевидно. МВФ может стать чисто политическим инструментом США, которые из кожи вон лезут, чтобы показать, "кто в доме хозяин", как выразился Путин в своей последней Валдайской речи.
Разумеется, Россия не оставит этот выпад против себя. По словам министра финансов Антона Силуанова, новая политика МВФ допускает, что фонд может кредитовать страну, имеющую просрочку перед официальным кредитором, только в том случае, если страна добросовестно пыталась, но не смогла договориться со своими официальными кредиторами. "Однако с Россией таких переговоров Украиной не велось, - сказал Силуанов. - Более того, Украина отказалась рассматривать любые альтернативы кроме предложения уравнять долг перед Россией с долгами частным кредиторам". В последней фразе – суть американских намерений. США демонстративно намерены унизить Российское Государство, поставив нас на одну доску с частными кредиторами и провернув этот трюк с невыплатой долга. Так что из экономического этот вопрос может стать для США репутационным. Кажется, США рискуют, меняя свои же правила. Ответ Путина, разумеется, не будет быстрым, но в таких ситуациях его можно ожидать необычайно эффективным.
О том, что США очень ревностно и эмоционально воспринимают усиление влияния России в мире, говорит заявление официального представителя Белого дома Джоша Эрнеста, который публично объявил, что Россия больше не является сверхдержавой и с ней не может быть Холодной войны. "Холодная война характеризовалась противостоянием двух сверхдержав. Сейчас ситуация другая. Россия больше не является сверхдержавой", – заявил Эрнест. Зачем США понадобилось озвучивать этот еще 20 лет назад известный факт, ясно, как день. Россия действительно возвратилась в глобальную Большую Игру.
А что касается украинского кризиса, то его острота просто ненадолго была приглушена. Россия оттянула время, сделав все для возможности все еще политического урегулирования. Предполагать же, что, оттягивая военное решение вопроса, Россия не готова к нему, является глупостью. Пока ситуация еще находится на развилке и может пойти как по военному, так и политическому пути. Какой путь будет избран – зависит прежде всего от США. Пока все указывает на то, что США спровоцируют-таки очередную войну. Украина снова наращивает обстрелы городов (преимущественно ДНР) и стягивает военную технику к Донбассу. Перерыв на изображение "режима тишины" был недолгим – менее двух месяцев. Сейчас процесс медленно, но стабильно снова движется в военном направлении.
В связи с этим 1 ноября ДНР заявила, что будет настаивать на проведении экстренной видеоконференции Контактной группы по фактам последних обстрелов Донецка. "Тенденция нас достаточно пугает", - сказал Пушилин. И эта тенденция – возвращение на позиции конца 2014 – начала 2015 года, когда хунта своими бомбежками и обстрелами безнаказанно шантажирует Россию, заинтересованную в политическом решении конфликта. В лице Донбасса Россия дала еще один шанс Украине. То, что он не будет использован, видно уже сейчас. Вопрос в том, насколько жестким и последовательным будет ответ России. Еще есть несколько месяцев. Хотя ясно, что Украина окончательно отказалась от возможности политического урегулирования.