За "Когалымавиа" недоглядели: в чем вина Росавиации и почему потрясен Собянин
Трагическое крушение аэробуса авиакомпании "METROJET", более известной под брендом "Когалымавиа", стало самым крупным в истории российской гражданской авиации и уже вторым за время работы перевозчика. Четыре года назад в аэропорту Сургута сгорел Ту-154, принадлежавший "Когалымавиа", но в тот раз виновников ЧП так и не нашли. После первого ЧП прокуратура уличила перевозчика в нарушении правил безопасности, сейчас нашлись проблемы с финансами. Между тем сертификаты на полеты авиакомпаниям выдают госструктуры, они же обязаны контролировать исполнение всех требований безопасности.
Из данных авиакомпании "Когалымавиа" следует, что в парке перевозчика на сегодняшний день два самолета аэробус А320 и семь самолетов аэробус А321, один из которых упал после 20 минут полета. Парк был обновлен в 2009 г., еще до ребрендинга "Когалымавиа" и вхождения компании в международный туристический холдинг "Tourism Holding & Consulting" (2013 г.)
"Аэробус А320 и аэробус А321, составляющие основу самолетного парка компании METROJET, являются на сегодняшний день наиболее предпочтительными типами самолетов в сфере гражданской авиации. Экономичность в использовании горючего, экологическая и шумовая чувствительность делают эту модель наиболее востребованной (среди моделей данного класса) для авиаперевозок", - отмечают в компании.
Новый владелец авиакомпании пока только строит планы по покупке новых самолетов и расширению маршрутной сети.
Пассажирскими перевозками (в том числе, вертолетными) "Когалымавиа" (KOLAVIA) начала заниматься в 1993г. (в ту пору мэром города был нынешний столичный градоначальник Сергей Собянин). Совладельцами авиакомпании были структуры ЛУКОЙЛа, непосредственно ПАО и "Лукойл – Западная Сибирь". Напомним, основной задачей Собянина в свое время стало выстраивание отношений с нефтяной компанией, базировавшейся именно в Когалыме. Сотрудники компании летали на самолетах "Туполев" из аэропортов Сургута и Нижневартовска в различные города России, в первую очередь в Москву, а также в аэропорты Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, Киева, Баку, Анапы, Сочи и Симферополя.
Базовым аэропортом "Когалымавиа" был хаб Сургута. И руководство Тюменской области (в лице, опять же, Собянина, уже на посту губернатора) строило наполеоновские планы по выращиванию в регионе конкурента "Аэрофлоту". Об этом Собянин заявлял в 2001 г., он планировал объединить авиакомпанию "Ямал", "Когалымавиа", "Тюменские авиалинии" и "Тюменьавиатранс" в одну авиакомпанию. Но авиахолдинг, который мог бы прописаться в Рощино, так и не был создан. Нефтяники тоже вышли из авиабизнеса в 2003 г., на сегодняшний день единственным владельцем "Когалымавиа" является "Западная авиационно-инвестиционная компания".
Потрясён произошедшим. Я приношу искренние соболезнования родным и близким погибших. https://t.co/IQGuc09q5T
— Мэр Москвы (@MosSobyanin) 31 октября 2015
О том, что Собянин не теряет интереса к бывшей вотчине, говорит и недавний его визит в Когалым.
Впрочем, сейчас "Когалымавиа" базируется в "Домодедово", а из Югры "улетела" еще в 2011 г. В том же году, 1 января, в аэропорту Сургута загорелся двигатель у самолета Ту-154, принадлежавшего авиакомпании. Пожар перекинулся на салон, где находились 134 человека, включая членов экипажа. В результате трое погибли, остальных удалось эвакуировать.
Тогда транспортная прокуратура установила, что в авиакомпании нарушались требования авиационной и пожарной безопасности, за что к ответственности были привлечены должностные лица. Непосредственно по факту возгорания следователи возбудили дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц). Удалось выяснить, что причиной пожара стал отказ системы электроснабжения воздушного судна в связи с возникновением перемежающегося короткого замыкания в области генераторов переменного тока. А вот причину короткого замыкания не нашли из-за того, что судно сгорело. Уголовное дело было закрыто.
Но даже после этого уход авиакомпании связывали не с трагедией, а с высокой конкуренцией в регионе – из Сургута активно летали "ЮТэйр" и S7, поэтому с регулярных перевозок "Когалымавиа" переориентировалась на чартерные. О технических проблемах (а на тот момент авиакомпания еще выполняла полеты на самолетах "Туполев") или финансовых речи не шло, рассказал Накануне.RU гендиректор аэропорта Сургута, депутат Евгений Дьячков. По его словам, во время своей работы в Сургуте перевозчик добросовестно исполнял обязательства.
В мае 2012 г. компания "KOLAVIA" произвела ребрендинг и получила новое название - METROJET. Год спустя она влилась в международный туристический холдинг TH&C и стала получать "подряды" на чартерные перевозки от туроператоров. 31 октября доставить из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург клиентов компании Brisco перевозчик не смог…
В причинах нынешнего крушения разбираются контролирующие органы, но о наличии проблем, как минимум, финансовых, можно сказать уже сейчас. В финансовых отчетах компании прослеживается рост долговой нагрузки с одновременным падением прибыли с 87 млн руб. до 2,4 млн руб. за 2014 г. Кроме того, авиакомпания должна 32,5 млн руб. Пенсионному фонду, исполнительное производство находится у московских приставов. Сегодня стало известно, что сотрудники авиакомпании месяцами не получали зарплату. Представители авиакомпании сегодня заявили, что на качество работы и обслуживание технопарка задолженность "Когалымавиа" не влияет. Напомним, ранее финансовые проблемы закончились отзывом сертификата эксплуатанта и фактическим банкротством "Трансаэро". Причем, основания для отзыва нашлись уже после внеплановой проверки Росавиации, перевозчик продавал билеты даже на 2016 г.
Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в беседе с Накануне.RU отметил, что "Когалымавиа", как и другие российские авиакомпании, создавалась и работала по установленным правилам, на соответствие которым перевозчика обязаны проверять государственные органы. На них лежит ответственность за нарушения, которые могли привести к трагедии:
Загоревшийся ТУ-154 авиакомпании "Когалымавиа" в Сургуте
"Все претензии надо предъявлять не к компании, а к государственным регулирующим органам, которые выдали сертификат, они обязаны проверять выполнение авиационных требований постоянно. Раз авиакомпания работала с 1993 г., значит, она, по мнению, госорганов, соответствовала сертификату. Раз соответствовала, причем здесь компания? Идет очередная проверка, это правильно. Комиссия обязана проверить, как учился экипаж, как он тренировался, она проверяет инженерный персонал, кто работает в менеджменте компании – социологи по образованию или авиаторы. Но качество воздействия государственного регулятора на эти процессы несистематичное, иногда даже непрофессиональное. Поэтому несоответствия обнаруживаются в ходе внеплановых проверок после ЧП, а не при системной работе. У госрегулятора есть право отозвать сертификат в случае несоответствия, если этого не случилось, но произошла трагедия по вине, предположим, авиакомпании, то спрашивать надо, в первую очередь, с госорганов, которые разрешали продолжать работу при наличии нарушений".
Впрочем, в "Когалымавиа" заявили, что причиной разрушения А321 стало и вовсе внешнее воздействие. А у СК приоритетной версии пока нет.
Сообщалось, что самолет, рухнувший в Египте, ранее имел повреждения в хвостовой части. Ранее, напомним, озвучивалась версия, согласно которой у самолета сперва отпал хвост - его обломки нашли в нескольких километрах от основного места аварии. Затем непристегнутых пассажиров стало буквально высасывать наружу, а самолет продолжая разрушаться канул вниз. Обломки борта разлетелись на 16 кв. км.
Разбившийся "Аэробус-321" эксплуатировался около 19 лет - это вполне допустимо в гражданской авиации, другой вопрос, как обслуживался самолет. Данный конкретный борт эксплуатировали авиакомпании стран ближневосточного региона. По имеющимся сведениям, это — Ливан, Турция, Саудовская Аравия, Сирия. Российская "Когалымавиа" приобрела его в 2012 г.
Отметим, что Ространснадзор уже поставил на якорь шесть самолетов "Когалымавиа", аналогичных разбившемуся в Египте. Airbus А-321 авиакомпании не будут допущены к полетам, пока не выяснятся обстоятельства крушения рейса 9268.
Напомним, Airbus А321 авиакомпании "Когалымавиа", на борту которого находились 224 человека, потерпел крушение 31 октября на Синайском полуострове. Самолет следовал из Шарм-эль-Шейха в Петербург. На борту самолета находились 217 пассажиров - жители Петербурга, Ленобласти, Карелии, Архангельской, Мурманской, Псковской, Новгородской, Тамбовской, Тюменской, Смоленской областей, Пермского, Красноярского и Алтайского краев, Удмуртии, республик Беларусь, Украина, а также семь членов экипажа - все они погибли.