"Целью версии о теракте может быть еще большее втягивание России в события на Ближнем Востоке"
Не утихают споры по поводу авиакатастрофы А321, а точнее, спорят о версиях того, почему авиакатастрофа произошла. Эксперты уже разделились на два блока - одни говорят, это был теракт ИГИЛ (или кого-то, кто маскируется под исламистов), другие, что бомбы не было вообще. Примечательно, что еще до каких-либо официальных заявлений версия о взрыве на борту стала чуть ли не главной. Версию о теракте активно продвигали сети, а также израильские, американские СМИ. Сомнения подкрепило решение британцев о запрете авиаперелетов над Синаем. ИГИЛ с удовольствием взяло на себя ответственность и таким образом в союзе с США и Лондоном (где якобы перехватили какие-то разговоры террористов "с британским акцентом") без расследования, до официального доклада уже чуть не утвердили версию о теракте.
Зачем? Ну, во-первых, атака на российский "Аэробус" должна снизить ура-патриотизм в стране из-за успехов в Сирии – мол, видите, что вы наделали? Во-вторых, обратная сторона медали - если действовали реально террористы ИГИЛ, то Россия должна принять вызов и "увязнуть" в Сирии. Рассматривая все эти версии, специалист по Ближнему Востоку, публицист, писатель Константин Стригунов отмечает, что версию с бомбой исключать нельзя, но если и был теракт, то необязательно, что его проводили исламисты. Вполне возможно, что это были те, кому выгодно, чтобы Россия увязла в Сирии как можно сильней, но действовали под видом исламистов, рассказал он в интервью Накануне.RU.
Вопрос: В СМИ появляется очень много сообщений анонимных источников, в основном западных, по крушению нашего самолета, и почему они склоняют нас к версии о теракте? Как Вы считаете, был ли теракт, и кому выгодно думать, что он был?
Константин Стригунов: Теракт, действительно, вполне мог быть, есть стороны, которым он был бы выгоден. Если действительно на борту А321, потерпевшего крушение над Синайским полуостровом, произошел теракт, то его смысл – вынудить Россию отреагировать на это. Если в ходе следствия выяснится, что за авиакатастрофой стоят исламисты, действующие на сирийско-иракском театре военных действий, то весь мир будет смотреть, как Россия отреагирует на данную агрессию, потому что не отреагировать она не может. Это и есть цель наших геополитических противников – вынудить Россию еще более увязнуть в Сирии. Для чего? Для того, чтобы Россия тратила больше ресурсов на военную операцию против террористов на территории САР - это во-первых. Во-вторых, чтобы больше и больше ввязывалась в данный конфликт, ну а конечная цель, как мне представляется, заключается в том, чтобы вынудить Россию тратить неприемлемо большое количество ресурсов, сделать все, чтобы страна не смогла достигнуть стратегического результата, если такой результат ставится, в сирийском конфликте.
Но вообще, по последним данным, например, агентство "Рейтер" сообщило со ссылкой на египетских экспертов, что они уверены на 90%, что взрыв бомбы был. Не на 100%, но на 90%. Так что эта версия имеет право на существование, хотя, естественно, важно сделать поправку, что она не окончательная. Исследования, я считаю, будут идти еще довольно долго. Если мы что-то и узнаем, то не раньше, чем через неделю-две, а то и больше.
Вопрос: А ведь если взрыва не было, то зачем приостановлено авиасообщение с Египтом?
Константин Стригунов: Конечно, остановка авиасообщения с Египтом произошла по совету главы ФСБ Александра Бортникова - это серьезное решение. На моей памяти вообще такого не было, тем более, в отношении страны, с которой нас связывают такие серьезные туристические, экономические отношения.
Вопрос: Туроператоры в России терпят теперь большие убытки.
Константин Стригунов: Да, десятки тысяч наших граждан находятся на территории Египта, и, соответственно, их эвакуация имеет под собой очень серьезные основания. На мой взгляд, это делается не просто на всякий случай, а именно потому, что есть веские основания - возможно, уровень терророгенности там возрос, и возможны террористические акции. Нужно еще один момент отметить - в СМИ поступает информация о том, что были исследования по выявлению уязвимости в системе безопасности двух аэропортов Шарм-Эль-Шейха, и, как оказалось, эта безопасность находится далеко не на самом высоком уровне. Там есть существенные изъяны, и, действительно, пронести какое-то взрывное устройство не составляло особого труда. Для профессионалов подготовить такую операцию вполне возможно. Отсюда и оперативная жесткая реакция нашего руководства - эвакуация всех граждан РФ.
Вопрос: Будут настаивать на том, что к этому теракту привела военная кампания России в Сирии?
Константин Стригунов: Естественно, будут пытаться увязать одно с другим, даже если это не имеет между собой какой-то прямой причинно-следственной связи. На мой взгляд, если это был теракт, необязательно, что его проводили исламисты, вполне возможно, это были те, кому выгодно, чтобы Россия увязла в Сирии, как можно сильнее, но которые действовали под видом исламистов. Такой вариант тоже возможен. Но поскольку прямых доказательств у нас нет, только какие-то косвенные, то вычислить потенциального заказчика терактов по принципу "кому выгодно" невозможно. Потому что выгодно очень многим.
Вопрос: Вот британская разведка, вроде, перехватила переговоры террористов, они говорили с английским акцентом, сообщается в Daily Telegraph. Даунинг стрит говорит о теракте. То есть исламисты даже готовы как-то себя оговорить, что ли? Лишь бы подтвердить версию о теракте?
Константин Стригунов: Террористы уже один или два раза, в частности и Исламского государства, сообщали о том, что они причастны к крушению самолета. Есть даже фейковое видео, что сделали это, вроде, с переносного зенитного комплекса, но это невозможно технически - это не может считаться каким-то основным доказательством. Переговоры - мало ли кто что там говорил? А такие террористические организации, как ИГ, в основе их пропаганды лежит черный пиар: то есть все громкие резонансные события - даже если они не были терактами, а были связаны с какими-то техническими или другими причинами – они их называют террористическими актами и заявляют, что именно они к этим терактам причастны. Это их способ существовать, такой же пиар, как отрезание голов в прямом эфире. Или бахвальство этим. Это все часть их пропаганды. Именно выпячивая свое насилие, они пытаются завладеть неокрепшими умами по всему миру. Таким образом, проводят рекрутинг, им помогает культ насилия – это часть их мощной пропаганды. Хотя, вполне возможно, что все разговоры исламистов о том, что они причастны к крушению А321 – это часть их пропаганды, не более того. Никаких прямых доказательств на данный момент нет.
Вопрос: Появилась такая версия, что произошло то же самое, что и 11 сентября 2001 г. в небе над Нью-Йорком. Одна из западных спецслужб (скорее всего, США или Британии) спланировала и осуществила теракт, а западные СМИ вину традиционно списали на исламистов?
Константин Стригунов: Возможность есть, что за терактом стояли не исламисты, а, например, какие-то спецслужбы, возможно, какой-то западной страны, но которые осуществили этот теракт под видом исламистов – исламистов, с которыми Россия борется в Сирии - для того, чтобы Россию сильнее втянуть в этот конфликт. Конечно же, такую версию нельзя исключать, вероятность ее есть, причем, судя по последним сообщениям, версия теракта выходит на первый план, хотя, она до сих пор не является окончательной и стопроцентно подтвержденной.
Вопрос: Такую версию нельзя исключать, но для российского руководства, исходя из всего вышесказанного, она нежелательная?
Константин Стригунов: Я не знаю, будут замалчивать это или нет. Судить тут не берусь, но то, что, конечно, если это террористический акт, то на него нужно отреагировать. И если российское руководство не готово отреагировать путем увеличения военного контингента наших воздушно-космических сил, то, конечно, с этой точки зрения, такая версия теракта невыгодна. И насчет того, будут ее замалчивать или нет, – эта версия подтвердится или нет, сказать сложно. И Египту она невыгодна, потому что это подрывает их туристический бизнес, который составляет львиную долю их бюджета, многим версия теракта невыгодна. Самолет фактически разрушился в воздухе, значит, была какая-то серьезная причина. Соответственно, по одной из версий, это могла быть бомба, провезенная в багажном отделении. Взрыв привел к разгерметизации и разрушению самолета. Но, насколько известно, поиски частей самолета продолжаются, необходимо достаточно много времени, чтобы найти части самолета, исследовать, в том числе и на предмет наличия взрывчатого вещества.
Надо хотя бы услышать официальный отчет, узнать официальное заключение летной комиссии, специалистов, которые непосредственно работают с бортовым самописцем, со всеми самописцами, которые фиксируют параметры состояния самолета в воздухе, обломки должны быть исследованы, по крайней мере, на предмет наличия частиц взрывчатого вещества, и уже после этого, основываясь на данных официального расследования, можно делать какие-то более конкретные выводы.