"Киев перестал быть ядром Руси – это престарелая маразматическая бабушка"
Проект "Гладио" по созданию зон социальной напряженности в Европе давно работает и постоянно "модернизируется". Уже не секрет, что после Второй мировой США и Британия создали тайную антикоммунистическую организацию из бывших нацистов, раскрытую лишь в 1990 г. Но с тех пор деятельность по "сдерживанию России" не прекращается, хотя коммунизм и пал. Плацдармом такой работы остается Украина. И в этом смысле "ядро" Руси принимает на себя очередной удар. "Малая Русь – это ядро, точно как Британия – метрополия, и есть Великобритания вместе с колониями. А Великая Русь – то, что к ядру примкнуло, плюс земли, освоенные и заселенные русскими. И у нас это ядро было разрушено Европой", - отмечает военный эксперт, полковник ГШ в отставке Григорий Ванин. В интервью Накануне.RU он рассказал об искусственности современного "украинства" и о том, без чего Киев неспособен выйти на рациональный путь развития.
Вопрос: Последние полтора года очень часто приходилось слышать, что "фашизма на Украине нет". Но сейчас даже в западной прессе мало-помалу начали появляться материалы, в которых рассказывается о националистах, воюющих против Донбасса. А на фоне мигрантского кризиса в Европе некоторые говорят и о грядущей фашизации Европы. Вы согласны, что идет реабилитация этих идей?
Григорий Ванин: Галицию использовали для формирования антирусского государства, государства против России, еще со времен Австро-Венгрии и даже раньше, когда Галиция была в составе Польши до ее раздела. Это старый проект, я не буду рассказывать всю его историю, но мы видим, что он работает и модернизируется. Что касается современной Украины, то это уже даже не национализм, я это называю нацизмом, не иначе. Потому что "Украина понад усе" – это уже нацизм.
Работа по "модернизированному" проекту галицкого национализма идет очень давно. Но и сам проект уже "вписан" в более глобальные современные процессы. В 1944 г. наши союзнички придумали стратегию для сдерживания коммунизма в Европе, Джульетто Кьеза назвал это проектом "Гладио" – "меч" по-латыни. "Гладио" – это система сдерживания левого движения в самой Италии, но это название я применяю условно практически ко всем странам, потому что наши союзники поручили разведке формировать во всех странах Европы специальные отряды, которые бы подняли партизанскую войну против Красной армии, против левых – коммунистических, социалистических организаций в этих странах.
Вспомним, что Европа была фашизирована практически вся – фашизм был в той или иной степени в каждой стране – и после падения Третьего рейха она полевела. Коммунисты, социалисты получили огромную поддержку в народе, и естественно, что в этих странах коммунистическое движение получило мощный толчок, и угроза коммунизации Европы была реальной, этого испугались англо-саксы. Сегодня катализатором возрождения нацизма в Европе может стать миграционная проблема.
Вопрос: Уже не секрет, что немало соратников Гитлера перебралось "на службу" в США в 40-50-е гг. – так сказать, делиться опытом, и их там с охотой приняли. В общей сложности в рамках операции "Скрепка" в США перебрались 1 тыс. 600 гитлеровских ученых и инженеров, составлявших научную элиту Третьего рейха. Но хотите сказать, что это имело целью и этакий реваншизм – не получилось в горячей войне – получится на идеологическом фронте? И движения вроде "лесных братьев" не были спонтанными?
Григорий Ванин: В каждой стране эта система называлась по-своему. И в эту систему были вписаны и "лесные братья" в Прибалтике, и украинские националисты – не только "Галичина", там были и другие батальоны, формирования украинских националистов, которые служили Вермахту. Союзники их "оживили".
Дальше началась политическая миграция с западной Украины, и эти люди получили поддержку на Западе, сформировались в отдельные организации. Все это началось в 1944 г., в 1960 г. был создан Всемирный конгресс украинцев, который жив по сей день: недавно, в 2015 г., прошел большой форум этого конгресса в Испании, а именно там проживает одна из самых больших диаспор украинских мигрантов, в том числе и тех, что были в лагерях из армии УПА или УНА-УНСО, они осели там во времена Франко, когда там был фашизм, получили приют, потом Франко ушел, но они остались.
Все это действует до сих пор. Но самое главное, что когда в Москве началось массовое интенсивное антисоветское промывание мозгов, то западные политтехнологи этим воспользовались, они подключили мигрантов к этому процессу, и антисоветчина в республиках очень быстро стала перерастать в русофобию – и в Грузии, и в Прибалтике, и на Украине, и в Молдавии, и вместо союзных республик после распада СССР вокруг нас стала образовываться стена враждебных нам государств.
Вопрос: Действительно, тезисы той же Прибалтики об "ущербе" за "оккупацию" не выдерживают никакой критики, при СССР "балтийские сестры" получили куда больше, чем при ЕС. А Украина и вовсе была, как говорили, "любимой дочкой", это была самая богатая республика. И несмотря на все это, там удалось воспитать большую ненависть к совместному прошлому?
Григорий Ванин: Надо понимать, что идеология эта существовала и поддерживалась Западом. Все это находилось в руках разведки НАТО, и есть специальный центр в Брюсселе, который этим занимается. И есть такие же центры в Госдепе, и к этому подключаются различные частные организации. Все знают про ЧВК, что это наемники, которые проводят военные операции в интересах министерства обороны США или английского министерства обороны. Кстати, ЧВК были придуманы в Англии. А сейчас их только в Штатах более 4 тыс. Они теперь действуют на Украине.
И весь этот галицкий проект относительно Украины получил после развала СССР дальнейшее развитие. Только одна деталь: 22 августа 1992 г. состоялось заседание Верховной рады, где председатель правительства "Украинской народной республики в изгнании" – объявленной еще в 1917 г. – Плавьюк Николай передал президенту Украины Кравчуку Леониду, по рождению поляку с Волыни, когда она была еще в составе Польши, булаву и грамоту, в которой говорилось о том, что Украина является преемницей "Украинской народной республики".
И с этого момента вся эта украинская зарубежная организация стала распространять на Украине, причем активно, при поддержке президента националистическую идеологию, трактовку истории, уже даже не по Грушевскому, потому что Грушевский умер в 1934 г. в Кисловодске, а трактовку истории по-бандеровски. Все это было официально, с подачи президента Кравчука. Преемственность УССР не только отрицалась, но и становилась нелегитимной.
Вопрос: И при Ющенко это активно распространялось, но почему?
Григорий Ванин: Действительно, затем Кравчука сменил Леонид Кучма, это "красный директор", по сути дела, и он руководил крупнейшим машиностроительным объединением "Южмаш", он прекрасно знал экономику, умел управлять. И он укреплял экономические связи с Россией, поддерживал, во всяком случае, такое укрепление. Потому что нельзя было отказываться от российского рынка, от российских ресурсов, иначе Украина пропадет – а ведь она по рождению своему привязана к России. И Кучма был против того, что делал Кравчук, на самом деле. И для того, чтобы сместить пророссийскую, по оценкам Запада и националистов, фигуру, был организован майдан 2004 г., были провокации, когда погиб журналист Гонгадзе, из него сделали сакральную жертву, на Украине постоянно появлялись наши олигархи, тот же Березовский и его подручные по Фонду гражданских свобод, который был зарегистрирован в Нью-Йорке. Сближения с Россией никто из националистов и западных финансистов не допускал даже в мыслях.
Вопрос: И случился этот "знаменитый" третий тур выборов, не предусмотренный Конституцией…
Григорий Ванин: Да, в 2004 г. президентские выборы были фактически антиконституционными, там назревал второй тур, в котором по предварительным данным ЦИК выигрывал Виктор Янукович, который не устраивал Запад, и майдан настаивает на третьем туре, вопреки Конституции, и выдвигает Виктора Ющенко.
Ющенко – экономист, все его называют талантливым экономистом, но человек он малодушный, слабый для политика. Став президентом, он становится самым ярым националистом и прямо поддерживает националистов, они в то время выходят на авансцену украинской политики, героизируют Бандеру, Шухевича, идеология и история бандеровская становится официальной. Более того, Ющенко оставляет свою семью и женится на Катерине Чумаченко – сотруднице Госдепа, которая работала там как специалист по Украине. Она родила ему двух детей и как жена президента она занимается широкой общественной деятельностью – и благотворительной, и гуманитарной.
Вопрос: Любовная сказка или история, достойная шпионского сериала?
Григорий Ванин: Судите сами: с помощью Чумаченко, фактически Госдепа, различные националистические группы получают гранты Госдепа, начинает меняться преподавание истории в школе, начинает меняться отношение к русскому языку. Канада, где много активистов мигрантского движения, "помогает" учебниками, словарями. О том, что это за "помощь", можно судить по результатам навязывания украинского языка как единственного государственного.
Когда я родился и стал говорить, то говорил на украинском, хотя это было на Кубани, я хорошо представляю, что такое украинский язык. Но тот язык, который сейчас насаждается на Украине, он очень искусственный. Говоря на нем, насилуют себя даже сами коренные украинцы, этот язык пришел из Канады – он изобретался учеными еще до Грушевского в 30-40-е гг. XIX столетия, а потом его стилизовали "навпакы москалям", то есть так, чтобы звучало не по-русски.
Вопрос: И после Ющенко дело тихой сапой шло ко второму майдану?
Григорий Ванин: Конечно. Во время президентства Ющенко подменили историю, подменили язык, изолировали людей от русской культуры и русского языка, он даже не преподавался и не был государственным, и навязали нацистскую идеологию. Прошло 23 года, сменились поколения и сменились мозги. Поэтому майдан 2013 г. был уже более жестким – уже и жгли беркутовцев, расстреливали "небесную сотню", настолько обостряли отношения между властью и народом, что последствия были несравнимо более печальными, чем в 2004 г. За 23 года иммигранты переформатировали Украину, и там уже даже в правительстве сидят иностранцы – на ответственные места приглашают кого угодно, лишь бы ни малейшего остатка от русского сознания не осталось в головах. Это тоже старая технология, она тоже применялась и во время польского завоевания Малороссии и Галиции, и во времена Австро-Венгрии, просто проект и технологии модернизируются на сегодняшний день с использованием современных ресурсов.
Вопрос: Получается, что на Украине 23 года такой плацдарм готовили, а в Кремле не предпринимали ответных действий, но как тогда стали возможны феномены Крыма и Донбасса?
Григорий Ванин: Очень хороший вопрос, которого не касаются нигде в СМИ. Во-первых, я скажу принципиально: все, что делается на Украине, это все было в России. Украина повторяет то, что делала Россия, но с десятикратной глупостью, со своим колоритом, это было всегда. И когда на Украине проводилась операция переформатирования сознания, то Россия решала свои вопросы. Вспомните, если в 1992 г. булаву Кравчуку передали и националисты стали хозяйничать на Украине, то у нас в 1992 г. готовился 1993 г., в 1992 г. громили КГБ, армию, запрещали компартию, то есть выхолащивали всю политическую, государственную жизнь прошлого.
В 1993 г. танки стреляли по Белому дому, у нас первых был снос законной власти, а не на майдане. Россия зашла настолько далеко в своем безумии, что стало разваливаться государство, появились проекты Уральской республики, Сибирской республики, независимого Татарстана. Мало кто говорит, но был и проект создания Ингерманландии, туда должны были войти прибалтийские регионы, Ленинградская область, Карелия. Все это действовало, все это активировалось при поддержке Запада.
И в 1999 г. Ельцин был вынужден уйти в отставку, но это тоже было запланировано, потому что Путин был заранее поставлен премьер-министром, и затем по процедуре досрочного ухода президента его обязанности должен был исполнять премьер-министр. Вот такой был переворот, как иногда говорят оппозиционеры, но этот переворот оказался в пользу России. Потому что Россия уже разваливалась. Разве в таком состоянии было до Украины?
Вопрос: Ну, а потом? Где же были, например, пресловутые "спецслужбы" президента-выходца из КГБ?
Григорий Ванин: Пришел Путин, в следующем году он избрался в президенты. Когда мы говорим "Путин" – то это значит, некая команда, люди, которые понимали дальнейшую опасность приватизации и демократизации по западным шпаргалкам. Они начали спасать собственное государство, и опять было не до Украины. Да и самих спецслужб у нас не было – их разгромили Горбачев, потом Ельцин.
Власти не ставили задачи спецслужбам – все представляют спецслужбы в масках, с автоматами и в тяжелых ботинках, что они сами что-то должны сделать героическое. Ничего такого они не делают помимо задач, которые ставит им правительство. Если правительство не ставит задачи, то все эти службы ничего не могут выполнить, потому что это инструмент государства, и он не был заточен на то, чтобы обеспечивать безопасность в соседних республиках.
Так мы проморгали Украину – союзная интрига пошла на разведение мути и разрушение, дошли до дна, а дальше? А что мы должны были строить? Никто не знал и не знает, знали только американцы. Начиная с Горбачева, и при Ельцине Россию и остальные республики отдали на откуп мировым финансовым олигархам, спекулятивному рынку – вот что сейчас мы имеем перед собой и оттуда мы сейчас выбираемся.
Вопрос: Ответная волна, которая пошла в Крыму, Донбассе как реакция на национализм майдана, – была отражением стремления к справедливости, ставила целью уйти от этих 20 лет позора?
Григорий Ванин: Это ключевое слово – справедливость. И Крым, и Донбасс, и майдан – это последствия распада СССР, бездумного, безумного. Когда в Вискулях подписывали акт о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств – почти калька Британского содружества – никто не подумал о том, что у всех республик было право выхода из СССР, но не была проработана процедура этого выхода.
Вопрос: Считаете, все можно было сделать по-другому?
Григорий Ванин: Три русских республики – Украина (Малая Русь), Белоруссия (Белая Русь) и Россия (Великая Русь) – были тремя учредителями Союза, а четвертым учредителем была Закавказская республика, но она распалась. И уж коли три учредителя решились на роспуск СССР, то надо было взять несколько лет на то, чтобы разработать процедуру выхода. И если бы это было сделано, то встали бы вопросы о границах, вопрос о проведении референдума в Крыму и других присоединенных к УССР территориях. Как формировалась Украина? – Из кусочков, лоскутков. И если эта процедура была бы выработана на высоком уровне, реализовалась в жизни, то таким образом были бы устранены причины нынешних сегодняшних конфликтов не только на Украине, но так же и в Прибалтике, на Кавказе и так далее.
Это затронуло бы и среднеазиатские республики. Есть, например, дружественная нам республика Казахстан, а там ведь тоже были присоединенные земли. Значит, нерешенные территориальные проблемы могут быть активированы нашими общими недругами. Переформатирование шло бы в рамках одной страны, а когда мы стали разделяться, нужно было эти процедуры обеспечить. Ельцин же посчитал – да берите суверенитета сколько хотите! Вишь, какой щедрый барин. В результате сейчас мы уже сколько войн прошли – Карабах, Приднестровье, Донбасс...
Я далек от того, чтобы по-спортивному смотреть, кто победит – "бандеровцы", как некоторые со зла называют сегодня всех украинцев, или русские. Да это воюют русские против русских! Сама Малороссия – это Русь, которая отказалась от своей русскости. Ее заставили завоеватели. А завоеватели – католическая Польша, посланница Папы, потом Австрия. В те времена, когда Европа была вся папской, шла католизация Востока. Речь Посполита претендовала стать империей. Запад разрушил Малую Русь.
Я вам скажу больше. Что такое Малая и Великая Русь? Это Византия поделила Русь на Малую и Великую, когда устанавливала митрополии на русской земле. Малая Русь – это ядро, точно как Британия – метрополия, и есть Великобритания вместе с колониями. А Великая Русь – то, что к ядру примкнуло, плюс земли, освоенные и заселенные русскими. И у нас это ядро было разрушено Европой. Не татаро-монголами, а Европой. (Впервые термин "Малая Россия" встречается в начале XIV века в Византии для определения современных западноукраинских земель в церковно-административной практике, - прим.)
Вопрос: Но зачастую в термин "Великороссия" закладывают совсем другой смысл.
Григорий Ванин: Со временем Московия вдруг занялась самовосхвалением, стала называть только себя Великой Русью, но Великая Русь – это совсем другое понятие. Такие же ошибки допускаются и в отношении термина "Киевская Русь" – а ведь такого государства не было! Это исторический период, и впервые такой термин применил Николай Карамзин для описания эпохи. А княжества во времена Киевской Руси были самостоятельными, устраивали даже междуусобицы. Теперь все это перевирается политиками и политтехнологами для достижения определенных целей. Поймите, мы даже не братья с украинцами – мы один народ, но с разной судьбой территорий.
И поскольку Украина или Малая Русь находится на Западе, то она всегда принимала на себя первый удар со стороны Запада – и идеологический, и военный, и больше всех страдала. Остальная Русь была как бы защищена и Малороссией, и Белоруссией от всех этих нашествий, они первыми принимали удар.
Вопрос: Что может стать отправной точкой для восстановления малого ядра Руси?
Григорий Ванин: Давайте Украину не будем называть ядром Руси – это все уже утрачено. Малороссия, Киев – это бабушка современной России, она престарелая и маразматическая, такой ее сделали исторические обстоятельства, она не может подняться даже сейчас, чтобы самостоятельно выйти на какой-то рациональный путь развития, ее постоянно "насилуют".
Западу нужны только наши ресурсы. Мы уже говорили о проекте "Гладио", нелишним будет вспомнить и о том, что у немцев был такой Генеральный план "Ост". И наивно думать, что он канул в Лету. Он остался, находится в руках англо-саксов, они его модернизируют и применяют. И этот план русским не оставлял никаких шансов. Если бы Гитлер выиграл войну, не было бы России, русских, в том числе и украинцев.
Запад стремится на Восток не для того, чтобы кого-то облагодетельствовать. Это завоеватели, еще со времен крестовых походов. И что такое Западная Европа? Это потомки тех же крестоносцев, потомки колонизаторов, рабовладельцев, пиратов – вот их прошлое. Что мы от них ждем?
Что сделать, чтобы это все возродилось? В первую очередь, необходимо развитие сильной экономики. Все войны – это война денег, за деньги и ради денег. Других причин войн нет. Даже если они являются религиозными, межэтническими, в основе лежат экономические интересы. Государство размывается, но в государстве есть элиты. Сейчас правит элита коммерческая. Она далека от вопросов гуманизма, от решения социальных проблем. И такая элита сейчас буйствует на Украине, и когда она поймет, где и в чем ее главная выгода, если поймет, что без сильного государства она ничто, то тогда начнется восстановление государственности, появится объединяющая идея. Она появится сначала у элиты, а объединяющая идея будет сводить исторически одинаковые народы. И мы должны сойтись для того, чтобы вместе, а не поодиночке бороться против геополитических вызовов.