На Украине взрывают не просто опоры ЛЭП - там взрывают опоры самой Украины
Один из организаторов блокады Крыма заявил, что эта самая "блокада", которая обесточила полуостров, заставит Москву простить Киеву долг в $3 млрд. При этом руководство Украины возбуждает уголовные дела по факту повреждения опор ЛЭП. Вокруг самих опор дежурят 20 человек, не пускают ремонтные бригады, а милиция в это дело не вмешивается, заявляя, что все в порядке. Что в итоге? В итоге страдают жители Крыма. Украинцы ведь так давно хотят доказать, что у них лучше жить – вот и отключают полуостров от своей энергосистемы, вводят продовольственную блокаду – в общем, делают все, чтобы бедные крымчане "скорее" к ним вернулись.
Россия, конечно, предложила свою помощь по восстановлению ЛЭП, но Украина, боясь России, как ладана, отказалась от помощи и продолжает играть в свой театр абсурда. А еще одним элементом этого свидомого шоу стало то, что при обрушении линий без электроэнергии может остаться не только полуостров, но и 40% Херсонской и Николаевской областей, и уже начались аварийные отключения АЭС. Впрочем, разве "патриотов" это волнует?
Что же происходит в действительности, как повлияет эта "блокада" на решение России по вопросу долга, а также способна ли эта ситуация изменить настроения крымчан? Об этом рассказал в беседе с Накануне.RU политолог Ростислав Ищенко.
Вопрос: Ислямов, один из организаторов блокады Крыма, говорит, что это связано с реструктуризацией долга. До этого проходили сообщения, что это направлено на освобождение Савченко, Сенцова - так в действительности, на что направлена акция?
Ростислав Ищенко: Во-первых, продовольственную блокаду Джемилев с Чубаровым объявили 1,5-2 месяца назад, они там суетились, какого-то особого эффекта ни медийного, ни политического не достигли. А ведь это их хлеб - причем не только политический, но и финансовый - им платят за провокации против России. Соответственно, надо было найти способ привлечь к себе внимание. Взрывы опор и после этого, ну, пусть на какое-то время, но прекращение подачи электроэнергии в Крым привлекло внимание и к Джемилеву, и к Чубарову. И даже Порошенко поставило в достаточно сложное положение, потому что с одной стороны он сказал, что будет проводить расследование по терактам и будет даже наказывать, а с другой стороны - он тут же их поддержал, сказал, что он вообще запретит всякую торговлю с Крымом.
В результате можно сказать, что фокус удался - теперь Чубаров с Джемилевым могут отправляться к спонсорам за очередной партией денег, свой вес в радикальных кругах Украины они тоже повысили. Поэтому, с моей точки зрения, здесь проявились личные интересы радикально настроенной части украинского политикума, которая борется не только с Россией, она, в общем-то, борется и с Порошенко. Они считают, что Порошенко проводит политику национального предательства, что он в Минске сдал интересы Украины, и его надо заменить. Они пытаются максимально радикализировать общество, практически перевести ситуацию в режим открытого вооруженного противостояния с Россией. Поэтому провокация, с моей точки зрения, удалась, ведь они сейчас во всех СМИ.
Вопрос: Ислямов указывает, что эта акция должна заставить Россию или простить долги, или начать реструктуризацию долга в $3 млрд. Это что, попытка шантажа?
Ростислав Ищенко: От давления на Крым прощение или реструктуризация долгов не зависит. Это вопрос политический, причем это вопрос большой политики, и банда хулиганов повлиять в данном случае на решение Российский Федерации не может. Позиция была заявлена - реструктуризация возможна, если наши партнеры возьмут на себя гарантию украинского долга.
Вопрос: В "Укрэнерго" заявляли, что без электричества могут остаться 40% Херсонской и Николаевской областей – в этом случае действия украинских властей кажутся безответственными?
Ростислав Ищенко: Здесь присутствуют интересы радикальной части украинского политикума, а государственная власть чувствует себя достаточно слабой для того, чтобы каким-то образом им жестко противостоять. По сути дела, Порошенко уже потерял контроль над ситуацией в стране. Поэтому говорить о том, что украинская милиция, которая может ловить по всей стране людей, которые пишут в социальных сетях, что надо прекращать войну, надо дружить с Россией, не в состоянии разогнать каких-то сто, а то и меньше человек, которые взрывают опоры, переловить их или пересажать - это смешно. В данной ситуации речь идет о том, что у власти парализована воля, нет реальных силовых возможностей для наведения порядка в стране. И это не только не снимает, это увеличивает ответственность украинских властей, потому что если вы называете себя легитимной властью на определенной территории, то вы несете ответственность за все, что на этой территории происходит. Если с вашей территории возникает угроза другому государству, то, в соответствии со всеми международными нормами и законами, государство, которое ощущает угрозу с вашей территории, а в данном случае теракт был явно направлен против Российской Федерации, имеет право потребовать от вас, чтобы вы навели порядок. Либо, если вы не можете навести порядок, оно имеет право на самозащиту в соответствии с 51 статьей устава ООН - то есть вплоть до отправки своих войск, чтобы навести там порядок.
Но проблема заключается в том, что перевод ситуации в режим реального военного противостояния с Россией - это и есть в значительной степени цель организаторов провокации. Поэтому возможности российской реакции на эту ситуацию тоже ограничены. И мы все попадаем в такой замкнутый круг, когда мы понимаем, что украинские власти не могут и не будут реально противодействовать террористам, они этого никогда не делали, но мы ограничены в возможностях собственного реагирования на эту ситуацию. Здесь достаточно сложная, противоречивая ситуация.
Нас в какой-то степени спасает то, что действия против Крыма наносят серьезный ущерб близлежащим украинским областям и подрывают генерацию Украины. Более того, резко была увеличена нагрузка на атомные станции, что может привести к аварии на реакторах, а это уже угроза не только Украине, не только России - это угроза и Европе. Поэтому, с моей точки зрения, эти провокации не могут перейти за определенную грань потому, что дальше все мировое сообщество будет заинтересовано в том, чтобы на территории Украины навели порядок. Но вот это балансирование на грани будет продолжаться.
Вопрос: На Ваш взгляд, не восстанут ли люди в Херсонской и Николаевской областях в связи со сложившейся ситуацией? Возможно ли образование Херсонской народной республики, например?
Ростислав Ищенко: Недовольство это, конечно, будет усиливать, но серьезное сопротивление вряд ли возникнет, потому что если вам противостоят вооруженные люди, которые готовы по вам стрелять, то много не насопротивляешься. И пока каких-то серьезных условий народного возмущения против Киева нет в том числе и потому, что все организации, которые могли возглавить такое сопротивление, разгромлены, разогнаны, рассажены по тюрьмам. То есть недовольство будет нарастать, но вряд ли оно выльется в какие-то серьезные акции.
Вопрос: Насколько серьезно отключение для жителей Крыма, как это повлияет на жизнь полуострова?
Ростислав Ищенко: Я думаю, что отсутствие электроэнергии для всех серьезно, независимо от того, где оно произошло. Конечно, это не критичная ситуация, потому что объекты жизнеобеспечения, в том числе больницы, военные части имеют резервные мощности, ну а население, очевидно, будет испытывать дискомфорт до тех пор, пока подача энергии не будет полностью восстановлена ну хотя бы просто потому, что начались веерные отключения. Конечно, ничего хорошего в отключении электроэнергии нет, понятно, что какие-то убытки понесут люди, но ситуацию я бы критической не назвал. Крым это переживет.
Вопрос: Как в данном случае Россия может повлиять на Украину?
Ростислав Ищенко: Как говорит хорошая американская пословица, добрым словом и пистолетом можно достичь значительно больше, чем добрым словом. Пистолет, к сожалению, мы пока что как аргумент убеждения использовать не можем, поэтому на сегодня у нас есть только доброе слово и возможность использовать эту ситуацию для очередной корректировки позиции наших европейских друзей и партнеров в нужном нам направлении. Не меньше и не больше. Каким образом влиять на Украину? Там есть достаточное количество сил, которое как раз и организовывает эти провокации для того, чтобы были применены какие-то уже неполитические меры воздействия на украинское государство. Политические и информационные - они давным-давно исчерпаны просто потому, что все, что мы там говорим, делаем - от Киева отскакивает, как от стенки горох. Им абсолютно все равно, как они выглядят, что они говорят. Не успели произойти теракты в Париже, тут же киевские официальные лица, которые несут полную ответственность за свои слова, обвинили в их организации Путина. А сейчас они вообще утверждают, что это Россия сама провоцирует украинских радикалов взрывать опоры. О чем вообще можно с этими людьми говорить?
Вопрос: Как эта ситуация повлияет на позиции России, Украины на международной арене?
Ростислав Ищенко: Я абсолютно уверен, что в ходе переговоров с нашими западными партнерами российское дипломатическое ведомство, безусловно, эту ситуацию использует. Потому что это демонстрация того, что украинское руководство не контролирует ситуацию в стране. Это будет одним из аргументов, потому что нашим, например, немецким друзьям скажут, мол, сегодня они взорвали опоры, а завтра взорвут газопровод. Ведь завтра они скажут, что по этому газопроводу идет газ от "страны-агрессора", которая получает за это деньги, а деньги эти использует для того, чтобы навредить Украине. Поэтому газопровод надо взорвать.
Таким образом, мы можем политическими и дипломатическими средствами улучшать свою общую позицию, и рано или поздно доулучшаться до того, когда не мы будем думать, каким образом нам воздействовать на Украину, а когда наши партнеры будут просить нас воздействовать на Украину.
Когда государство демонстрирует свою беспомощность перед шайкой бандитов, оно свои позиции подрывает на международной арене, а не чужие. С таким государством никто не будет иметь дела. Вот в данной ситуации Украина демонстрирует свою беспомощность перед шайкой бандитов. Они говорят – да, бандиты поступают незаконно, да мы против них возбуждаем уголовные дела, но поделать ничего не можем. А если вы не можете призвать к порядку 100 человек, о чем с вами можно говорить?