02 Ноября 2024
search

Праздник непослушания с чак-чаком

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBpi4i
Осуществляем услуги: http://remont.youdo.com/repair/flat/two-room/, заказать.
Ремонт ванны под ключ на http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/bathroom/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

Под дудку ВШЭ российское Правительство продолжает избавляться от детских садов и школ, как от "социального балласта"

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев планирует пустить 3 трлн руб. на 10-летнюю программу по созданию новых мест в школах. Ожидается, что число первоклассников через 10 лет вырастет на 3,5 млн, поэтому 6,5 млн новых мест будут как раз кстати. Между тем, за последние 35 лет количество школ в России уменьшилось вдвое. В 1980 г. в РСФСР действовало 74,8 тыс. школ, в текущем году осталось только 43,2 тыс. Чиновники объясняли эту тенденцию плохой демографией. Но сейчас, когда страна начала выбираться из демографической ямы, этот процесс не остановился, напротив, Минобр по-прежнему продолжает закрывать малокомплектные сельские школы, а порой и сливает друг с другом городские общеобразовательные заведения. По мнению президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук, академика МАНПО, профессора Сергея Комкова, логики в действиях Правительства и образовательного ведомства нет. Казус с уничтожением школ возник благодаря стараниям американских экспертов Высшей школы экономики. Об этом Сергей Комков рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: Сергей Константинович, как, на Ваш взгляд, можно объяснить эту ситуацию: с одной стороны премьер-министр готов выделить триллионы рублей на создание новых мест в школах, а с другой – министр образования не устает эти школы закрывать?

Сергей Комков: Логики в действиях Правительства в области развития системы образования нет уже давно. И об этом давно говорят все ведущие эксперты. Еще в начале 2000-х годов шел активный процесс распродажи и перепрофилирования детских садов. Все отечественные эксперты в один голос говорили тогда: "Господа! Не спешите! Пройдет очень небольшой промежуток времени, мы выберемся из демографической ямы, появятся новые дети и девать вам их будет некуда!" Но руководители Правительства с маниакальным упорством твердили о "государственных интересах", о том, что именно в рамках данных "государственных интересов" они избавляются от "социального балласта". Только в одной Москве было передано не по назначению или продано более 600 зданий детских садиков.

сельская школа, урок|Фото: openlesson.ru

Вопрос: А сейчас Правительство "спохватилось"…

Сергей Комков: А сегодня правительство "героически" изыскивает средства на строительство новых дошкольных учреждений. То же самое происходило и со школьными зданиями. И здесь огромную роль сыграло внедрение нового принципа финансирования образовательных учреждений. Этот принцип "деньги – за учеником" был разработан при активнейшем участии американских советников, работающих у нас в России на базе Высшей школы экономики с середины 90-х годов. Он получил название "нормативно-подушевого финансирования" и закреплен теперь законодательно в новом Федеральном законе "Об образовании".

Именно внедрение данного принципа подтолкнуло к активной ликвидации малокомплектных сельских школ и к слиянию малых городских и районных школ. За 15 лет Россия лишилась более чем 20 тыс. школ. Такого не было даже в самые страшные годы военного лихолетья.

Вопрос: Пытались ли другие эксперты, не из ВШЭ, остановить эту тенденцию?

Сергей Комков: Да. Мы много об этом писали, били тревогу, но Правительство было глухо! Им больше нравилось то, что придумывают американские эксперты, работающие под сенью ВШЭ. А те придумали еще одну привлекательную на первый взгляд штуку, которую назвали очень заманчиво – "оптимизацией расходов на образование". Но под маской "оптимизации" скрывалась все та же политика резкого сокращения расходов на образование.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Так, принимая трехлетний бюджет на 2013-15 гг., по инициативе Правительства расходы на образование в совокупности были сокращены на 15%. А часть расходов была переложена на плечи самих граждан. Так сегодня значительную часть развивающих занятий в школе: ИЗО, музыку, хореографию и прочее оплачивают из своих карманов сами родители. А начиналось все с нашумевшего Федерального закона № 84-ФЗ, который поделил все учреждения образования на казенные, бюджетные и автономные. Эксперты выступали категорически против подобного рода деления, но оно состоялось. Теперь мы пожинаем его плоды. Более того, это деление закреплено в новом Федеральном законе "Об образовании".

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Отсюда следует простой, но очень важный вывод: чтобы в корне изменить ситуацию в сфере образования, нужно вновь вернуться к рассмотрению Федерального закона "Об образовании" и пересмотреть его от начала до конца. Но уже без участия американских советников и специалистов Высшей школы экономики. В ином случае исправить допущенные ошибки будет невозможно.

Вопрос: Нужно ли тратить колоссальные средства на создание новых мест в школах, если можно восстановить ликвидированные?

Сергей Комков: Боюсь, что во многих случаях восстановить уже ничего невозможно. Мы очень здорово научились ломать и разрушать. Кроме того, часть школьных зданий не просто перепрофилирована, но и перестроена, перепроектирована под новые нужды. Используется коммерческими организациями, выкупать у которых и потом перестраивать вновь под учебные цели обойдется значительно дороже, чем строить новые. Можно попробовать использовать лишь те здания, которые были законсервированы. Но на это тоже потребуются значительные средства. 

сельская школа, урок|Фото: uchportfolio.ru

Вопрос: С каждым годом сокращается и число "малокомплектных" сельских школ - исчезают они вместе с людьми. Как Вы считаете, какие меры необходимо принять Правительству для решения этой проблемы?

Сергей Комков: Уничтожение сельских школ стало для села настоящей гуманитарной и социальной трагедией. Я не сторонник "теории заговоров", но массовое и поспешное закрытие сельских малокомплектных школ активно продвигалось у нас в стране при содействии экспертов Всемирного банка, работающих на площадке все той же Высшей школы экономики (она, кстати, и была создана в 1992 г. на специальный грант Всемирного банка). Поэтому российскому Правительству, если оно действительно желает решить проблему возрождения российского села (а без этого нам никогда и ни при каких условиях не выполнить программу импортозамещения сельхозпродукции), в первую очередь надо озадачиться проблемой возрождения традиционной сельской школы. Которая всегда была "малокомплектной". Мировой опыт подобных школ имеется не только в России.

однокомнатная школа в сша, сельская школа|Фото: mygazeta.com

Они есть даже в США. Там подобные школы называются "однокомнатными". Это фактически мини-семейные школы. Но еще лучший опыт имеется в странах Юго-Восточной Азии. Там в маленьких поселениях, отрезанных от больших городов горными хребтами и реками, живут и учатся дети с использованием новейших достижений и возможностей дистанционного обучения. Над этим можно всерьез поработать и у нас в России.

Вопрос: В настоящее время в регионах происходит реорганизация школ: одни школы "сливают" с другими под предлогом экономии бюджетных средств и повышения качества образования. Родители и общественность протестуют против таких перемен, а Счетная палата РФ подтверждает их опасения. В СП пришли к выводу, что оптимизация в системе образования не приносит должного экономического эффекта. Что Вы думаете об этом процессе? Нужно ли объединять школы?

Сергей Комков: К объединению или "слиянию" школ нужно подходить весьма осторожно.

С одной стороны, мы, вроде бы, сокращаем административный аппарат. То есть, "оптимизируем" административные расходы. А, с другой стороны, мы порождаем практически неуправляемых монстров, которые с точки зрения педагогики могут принести больше вреда, нежели пользы. Эти процессы допустимы в больших городах. Там, где школы находятся в пределах шаговой доступности, рядом друг с другом. Например, в Москве. И, все-таки, в каждом конкретном случае к этому процессу надо подходить весьма осторожно, с учетом всех возможных последствий. Потому что каждая школа – это живой организм, и тупое бездушное вмешательство в его деятельность может обойтись трагедией для сотен и даже тысяч людей.

В целом же хочется пожелать нашему Правительству почаще прислушиваться к мнению своих собственных российских экспертов и поменьше смотреть в рот заокеанским "помощникам". Даже если они официально работают в Высшей школе экономики при Правительстве РФ.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС