"США нашли новый способ, как сделать Эрдогана тараном против ЕС и России"
Напряжение в российско-турецких отношениях нарастает, и накануне появилась информация о том, что "Китай и Турция договорились о поставке грузов из Китая в Европу в обход России". Ряд российских СМИ подхватили эту новость, а сочувствующие начали возмущаться, что теперь и Китай "ударил в спину", Россия "в изоляции", и на проекте Шелкового пути через Казахстан и РФ можно поставить крест. Однако, тут "все не так однозначно".
Коварный план был моментально трактован как "Китай, Казахстан и Турция заключили соглашение о поставке грузов в Европу в обход России". Эта новость, опубликованная "Интерфаксом", сразу зародила сомнение в то, что очередной амбициозный проект – Шелковый путь, о котором много говорится в рамках ШОС и БРИКС в последние годы, будет выполнен. Неужели нас опять обманули и обвели вокруг пальца, а значит пойдут прахом усилия по строительству высокоскоростной магистрали через Казань и Екатеринбург, возведению логистических терминалов в Южноуральске и под Курганом?
Однако, речь шла вовсе не о каких-то государственных соглашениях, а лишь о консорциуме компаний из пяти стран, которые и намерены исполнять его. Причем, любопытным фактом выглядело то, что готовность стать учредителями консорциума, наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics, выразили "КТЖ экспресс" (транспортное предприятие, входящее в состав "Казахстанской железной дороги"), "Азербайджанское Каспийское морское пароходство" и азербайджанская компания "Караван логистикс", а также Trans Caucasus Terminals (дочерняя структура "Грузинской железной дороги"). Турция представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.
Последний факт, несмотря на то, что соглашение якобы было подписано в Стамбуле, выглядит достаточно странно. И если с остальными компаниями, являющимися подразделениями национальных железных дорог, все более или менее понятно, остается узнать, что собственно за компания представляет Китай, которую называют едва ли не выразителем национальных бизнес-интересов КНР.
"Меня заинтересовало, что это за китайская компания, Mishgeng Logistics, которая вписалась в эту интересную схему. Честно признаюсь, я ничего не смог найти, кроме ссылок на грузинские сайты и российские новости. Гугл упорно предлагает другое название – "Changan Minsheng Logistics Company" , но разница довольно-таки чувствительная. Не верится, что так просто перепутали везде Mishgeng и Minsheng. Более того, Changan Minsheng Logistics Company – листованная компания на бирже в Гонконге, а значит обязана сообщать о всех значимых договорах. На сайте биржи за сегодня такого сообщения нет, в архиве - тоже. На сайте самой компании тоже нет новостей об эпохальном консорциуме", – пишет топ-блогер Crimsonalter.
Он попросил своих читателей помочь с поиском таинственной компании, и некоторые из них, знакомые с китайским языком, отметили, что в такой транскрипции компании быть не может в силу языковых особенностей, но и альтернативных фирм, которые могли бы похвастать участием в консорциуме, тоже нет. Таким образом, участие Китая в эпохальном проекте выглядит тоже очень притянутым. Но даже если нет, и компания с таким названием существует?
"Что по факту? 1. Китай организовал консорциум - главным участников в нем стала Mishgeng Logistics. Т.е. накрыл собой всю задачу - как организатор и как главный участник. 2. Стороны подписались под то, что они обязуются, заказывая у Китая работы по модификации портов и ж/д, построить инфраструктуру, достаточную для пропуска нескольких тысяч контейнеров в год. Это половина крупного контейнеровоза. Одного. За год. 3. По сути, все, что планируется - это то, что упомянутые страны (Турция, Азербайджан, Грузия) будут за свои деньги покупать сервисы у строительных компаний Китая, чтобы выполнить постановление китайского консорциума и в результате тестово протащить через себя грузы", – дает свое видение публицист Руслан Карманов.
Он напоминает, что этот путь будет проходить через четыре таможни и перевалку грузов через Каспийское море. Кроме того, в этих странах используются железнодорожные колеи разной ширины, что тоже не упрощает отправку грузов. Транспортировка грузов через Казахстан-Россию-Беларусь, у которых есть таможенные соглашения между собой, быстрее, удобнее и дешевле. Наконец, путь через Азербайджан и Грузию длиннее на тысячу километров.
"И, чтобы было понятно – для Турции это очень сильный удар. Ведь турецкий ширпотреб – он на рынке ЕС второй после китайского. Упрощение доставки китайского ширпотреба в Турцию убивает множество локальных рабочих мест, делающих кустарно и за копейки, но не имеющих индустриального потенциала Китая. Так что зрады тут нет, тут все логично – Китай будет делать Шелковый путь не в виде одной дороги, а в виде улучшения логистики по всем направлениям", – считает Карманов.
В сухом остатке остается некий либо информационный вброс, либо очень странный и крайне маложизнеспособный проект. Кто стоит за тем и за другим и с какими целями это делается – тоже интересный вопрос. Еще больше внимания он привлекает в связи с датой подписания – в разгар острейшего дипломатического кризиса между Россией и Турцией, и словно специально призван столкнуть Россию с последними двумя ближайшими партнерами – Китаем и Казахстаном. О том, кому это выгодно и что последует дальше, рассказал в интервью Накануне.RU директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ Валерий Коровин.
Вопрос: Что это за проект, можно ли говорить о том, что он вырастет в реальную альтернативу Шелковому пути?
Валерий Коровин: На мой взгляд, это один из тактических ходов атлантистской геополитики, который призван создать беспокойство в российских элитах и обнадежить своих потенциальных союзников, в первую очередь, Турцию и некоторые постсоветские государства, обрисовав им перспективы, которым не суждено сбыться, как не суждено сбыться таким проектам, как трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан", всеобщая модернизация и электрификация Малайзии и Панамы и другим, куда входили американские политтехнологи, обрисовывая заоблачные перспективы, но результат всегда один – захват государства американской сетевой империей, лишение его суверенитета и постановка под стратегический американский контроль. Обычно такие проекты заканчиваются выделением средств, которые разворовываются, за счет которых коррумпируются местные элиты, которые закапываются в песок, и потом государства-участники остаются должны американцам, западным финансовым институтам и за долги изымаются остатки суверенитета. Ничем иным, как политтехнологической "разводкой", целью которой является постановка под полный американский стратегический контроль участников этого проекта, назвать это невозможно.
Вопрос: Тем не менее, резонно возникает вопрос – при чем здесь Китай?
Валерий Коровин: Здесь Китай, скорее, занимает роль наблюдателя, чем активного участника, потому что Китаю, в принципе, не свойственно ввязываться в краткосрочные тактические авантюры, тем более, рисковать своей репутацией, не говоря уже о суверенитете, о реализации сиюминутных американских интересов.
Вопрос: А Турция?
Валерий Коровин: А Турция в очередной раз становится жертвой американской внешней политики, и единственное, что можно извлечь из этого проекта – потеря остатков суверенитета, полное лишение независимости и уже полноценно порабощенное состояние перед американским геополитическим напором. Поэтому, на мой взгляд, перспектив у этого проекта нет, и если всерьез говорить о восстановлении транспортных, торговых и логистических маршрутов из Китая в Европу, то здесь альтернативы прокладывания такого пути через Россию на сегодняшний день нет, и вряд ли предвидится.
Вопрос: Момент, когда произошло подписание, сразу после атаки на самолет и обострения отношений с Россией – случайность или тут можно увидеть определенный умысел?
Валерий Коровин: Я думаю, что с этим проектом американцы лезут к туркам давно, пытаясь соблазнить их, обмануть, обвести вокруг пальца, но после ситуации со сбитым самолетом, которая является, скорее, психиатрическим эксцессом, чем элементом долгосрочной планомерной внешнеполитической доктрины турецкого государства, подход США к Турции упростился. Пользуясь напряженностью и обострением отношений между Россией и Турцией, американцы умудрились втиснуться со своим проектом, который окончательно загоняет Турцию в состояние американского закабаления. И здесь очень важно разделять Турцию, ее интересы, ее цивилизационное устройство, которое основано на синтезе европейских и азиатских цивилизаций, что сближает Турцию с Россией, и интересы Эрдогана, его исламистской партии и его семьи, которые жестко увязаны с американской геополитикой и работают на американские интересы в регионе, а значит, не на интересы самой Турции. Таким образом, американцы договорились, скорее с Эрдоганом, нежели с турецкой внешней политикой, а на руку это, скорее семье Эрдогана, его ближайшему партийному окружению, нежели турецкому государству. Поэтому, отделяя одно от другого, мы понимаем, что жизнеспособность этого проекта имеет срок, ограниченный сроком нахождения у власти Эрдогана и его исламистской партии. Всерьез рассматривать его как некий исторический, перспективный маршрут, в этой связи, не следует.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что если это так, Турцию будут использовать как дополнительный мощный таран против ЕС?
Валерий Коровин: Обязательно будут, при этом сам Евросоюз будут использовать против Турции. В этом суть американской сетевой политики и американских сетевых войн, которые они ведут против евразийских держав. Если они видят укрепляющиеся сильные политические режимы в арабском мире и в северной Африке, они ставят задачу их уничтожить, но не могут объявить войну, потому что настроят тогда против себя исламский мир. Поэтому, они выстраивают исламистскую сеть в виде организаций типа Аль-Каида, Джебхат-ан-Нусра, ИГИЛ и подобных. А когда укрепляется ИГИЛ, они ослабляют его с помощью того, что создают условия для включения в борьбу с ИГИЛ России. Когда укрепляется Россия на внешнеполитической арене и становится авторитетом, лидером в борьбе с террористическими сетями, они создают условия для включения в борьбу с Россией Турции. Если укрепится Турция, то против нее будет бороться Европа. Если укрепится Европа, ее будут успокаивать и минимизировать влияние миллионные потоки беженцев с арабского мира, которые будут разлагать европейское общество, создавая ему огромное количество проблем.
В этом суть американской внешней политики: стравить всех со всеми, чтобы ослабить потенциально складывающиеся альянсы, либо назревающие крупные евразийские суверенные державы за счет их конкуренции. Здесь очевидна стратегия США и понятны тактические подходы – ослаблять Россию с помощью Турции, Турцию с помощью Евросоюза, Евросоюз с помощью Турции и России и т.д. Переломная ситуация возникнет тогда, когда евразийские державы, в первую очередь, Россия, а также такие крупные, как Турция, Иран, начнут действовать суверенно, осознав инструментальность американских подходов, освободившись от американского влияния, тогда произойдет перелом ситуации в Евразии и будет установлена безопасность, как региональная, так и общеевразийская.