Путин решил "пойти на войну" без надежного "тыла" в экономике
Эксперты о послании президента Федеральному собраниюВ Кремле состоялось ежегодное послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. Выступление главы государства длилось около часа и традиционно было встречено аплодисментами со стороны чиновников, депутатов, представителей бизнеса и общественности. Помимо напряженной внешнеполитической повестки, большое внимание в его тезисах было уделено внутренней проблематике и экономике. О том, как главное "руководство к действию" было воспринято - читайте мнения экспертов в материале Накануне.RU.
О тональности послания-2015 и реакции на "предательство"
Депутат Госдумы Ярослав Нилов: "Президент достаточно спокойно, отчетливо, с добавлением определенных окрасок в свои тезисы указал на некие ориентиры, а также ошибки, "выдал" набор поручений. Послание началось с оценки ситуации в мире, минуты молчания. Я увидел переживание, сожаление, определенное неудовлетворение, обиду на предательство и удивление от того, что произошло. Понятно, почему президент сослался на некие внешние силы в действиях Эрдогана. Автоматически вспоминается приезд турецкого лидера в Москву на открытие Соборной мечети. Риторика и смысл его фраз тогда были другие. Он говорил о развитии культурных и экономических отношений. А здесь ощущение, что бес попутал".
Об инициативах в социальной сфере
Член Общественной палаты РФ, президент Центра политических и социальных исследований Георгий Федоров: "Никаких революционных предложений не было, но это фирменный стиль Путина. Очень приятно было, что внутренним делам было посвящено большинство тем. Общественности интересны взгляды президента на внутреннюю проблематику. Поддерживаю все усилия государства на укрепление некоммерческих организаций. Господдержка некоммерческого сектора сегодня как никогда актуальна и правильна.
Радуют и планы по продлению программы материнского капитала на два года, это удачный ход нашего государства по стимулированию рождаемости, ведь главный капитал - человеческий, нам предстоит еще долго выходить из демографической ямы".
О "назывании" вещей своими именами
Экономист, экс-замглавы Счетной палаты РФ Юрий Болдырев: "Глава государства настраивает парламент и общество на борьбу с абстрактным международным терроризмом. Враг очень удобный - внятно и однозначно не называется. Тем не менее, подобная квалификация угрозы и противника является неадекватной и вводящей в заблуждение, нежели ориентирующей.
Туманные намеки на то, кому это было нужно, прозвучали. Про хаос в Ливии, Сирии, Ираке было сказано, но четко не обозначено, кто это сделал. Тогда стоит вводить секретную часть послания. Нельзя забывать, что это послание внутренним деятелям, а не заокеанским "партнерам".
Создалось ощущение, что кроме Турции, руководство которой Аллах лишил рассудка, у нас нет противников. Это не смешно и не печально. Впору впасть в комплекс неполноценности. Представьте, чтобы США назвали своим главным противником Мексику. Все наши ключевые противники в большей степени мобилизованы, у них у всех действует прогрессивная система налогообложения, когда верхи разделяют тяготы с низами. У нас об этом не сказано ничего".
\
Об амнистии капиталов
Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: "К продлению амнистии отношусь точно так же, как и к продлению материнского капитала. Государство подтверждает свои социальные обязательства, пытается цементировать идеей единства и мобилизовать общество. Решить угрозы можно только сообща. Большинство претензий было адресовано правительству и региональным главам. Обозначенные сроки - свидетельство того, что правительство поставлено на счетчик. Если раньше президент давал год на решение проблем, теперь речь идет о полугоде. В противном случае мы можем ждать локаута - отставки правительства или отдельных министров".
О том, что политика ЦБ расходится с посланием президента
Президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин: "Президент сказал, что рост объемов несырьевого экспорта должен быть показателем работы министерств. Не замыкаться на внутреннем рынке очень важно. Правильные слова. Для роста экспорта нужно дешевое финансирование покупателей. Будет оно? Пока непонятно. Хорошо бы ставку ЦБ снизить для этого. Также он отметил, что строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, ж/д машиностроение попали в зону риска, этим отраслям нужны "специальные меры поддержки". Это правильно, может, и сельхозмашиностроение продолжат поддерживать. Адресные субсидии, программы поддержки утилизации, защитные меры применяются во всех успешных экономиках и часто дают хороший эффект.
Об инициативах в сельском хозяйстве
Ярослав Нилов: "Акцент на развитии сельского хозяйства меня порадовал. Было сказано, что мы можем кормить не только себя, но и своих соседей. К этому надо стремиться. Много лет в России уничтожались птицефабрики, чтобы открывать заводы импортной курятины, свиньи заражались с аналогичными целями. Глава государства ясно подчеркнул, что у нас есть возможности и технологии, надо только не мешать людям работать".
Алексей Мухин: "Продовольственная безопасность - сфера, с которой шутить нельзя. В последнее время здесь демонстрируются серьезные успехи. Мера по изъятию неиспользуемых сельхозугодий своевременная. В свое время вследствие коррупционной составляющей или слишком мягкого законодательства эти земли попадали в неправильные руки и не эксплуатировались, сейчас проблема разрослась. Государство требует создания механизма перераспределения этих земель для более эффективного использования уже в рамках концепции продовольственной безопасности".
Георгий Федоров: "Правоприменение инициативы об изъятии неэксплуатируемых сельхозугодий должно быть правильное. Инициатива по конфискации таких земель не должна быть инструментом по переделу рынка и наезда на предпринимателей".
Об отсутствии намерения сменить экономический курс
Юрий Болдырев: "Являлась ли речь президента истинно мобилизующей на создание адекватного тыла в предстоящей масштабной долгосрочной войне? Кроме известных рассуждений о макроэкономической стабильности, разглагольствовании о достижениях стабилизации рубля и снижении инфляции, о необходимом изменении финансово-экономической политики, без чего невозможно провести мобилизацию и разворот на промышленно-технологическое развитие, ничего сказано не было.
Мы не услышали о наличии альтернативных планов социально-экономического развития. Все в рамках прежних представлений, навязанных нам правил, чтобы не дать нам стать технологически успешными".
Константин Бабкин: Про Украину и Донбасс, я так понял, не сказано. А ведь поддерживать экономическое возрождение этого региона очень важно.
Про смену экономического курса, про смену политики Центробанка продолжаем только мечтать. Без смены курса реализовать потенциал страны нельзя.