Семен Уралов: Дзержинский - символ борьбы с идеологий потребительства
Почему в стране есть Ельцин-центр, а памятник Дзержинскому никак не вернут на Лубянку?Памятник Дзержинскому, несмотря на то, что и КПРФ собирала подписи, и люди выступали за возвращение Железного Феликса, и в органах его очень уважают, на Лубянскую площадь пока так и не перенесли. Проект заморозили. Зато открыли Ельцин-центр в Екатеринбурге. Но это не выборочная память народа, это казус исполнителя, чиновники на местах плевать хотели на то, что им указывают сверху в виде пожелания, а не приказа. Я предполагаю, что сам Путин действительно хотел бы как-то уравновешивать красных с белыми, но учитывая настроения "креативного класса" в Москве, это будет еще одна истерика, еще один накат. Поэтому просто саботируют возвращение Железного Фелика. Но если мы посмотрим, какой идет накат по той же Войковской, то, скорее всего, так и ее переименуют.
У власти нет идеологической платформы, текущая платформа – надергана из разных кусков, тут тебе и Великая Победа, и красный цвет, и "боже царя храни", и "за все хорошее против всего плохого". Понятно, что такая идеология базировалась на том, что мы просто потребляем, а деньги сами собой в страну приходят. Собственно, и идеология у нас такая – потребительская, мы "за все хорошее против всего плохого", главное, чтобы не мешали потреблять. Но полит-экономическая ситуация, позволяющая только бездумно потреблять, закончилась, и никакой новой идеологии нет. Ельцин-центр открыли потому, что есть лоббисты на федеральном уровне, потому что, извините меня, чтобы открыть Ельцин-центр, надо было еще найти кучу денег, и еще сколько денег освоить благодаря этому, сколько потратить – большой бизнес, между прочим. А у Дзержинского лоббистов нет.
Дзержинский, как и Сталин, – это пример решения проблем жесткими методами, это не в интересах элиты. Что такое Дзержинский? – это опричнина. Новая версия опричнины. Мы постоянно забываем, почему Дзержинский, кроме ВЧК, еще занимался и беспризорниками? Потому что те, кто подняли страну уже в сталинскую индустриализацию, выиграли войну, – это, собственно, и есть те беспризорники, которые прошли горнило гражданской войны. А для того, чтобы открыть им дорогу во власть в широком смысле слова – от начальников ЖЭКов и до директоров компаний - надо было расчистить путь, чтобы система не закостенела. Для этого нужны были методы Дзержинского, потом Сталина. Элитарная прослойка зачищена - туда приходят талантливые люди, скажем так, "из низов".
Дзержинский – один из символов выхода из смуты гражданской войны. Лучшим "памятником" Ельцину является экономическая модель, которая работает до сих пор. С моей точки зрения, никаких Ельцин-центров не надо, потому что нас и так окружает "Ельцин-центр".
Политолог, публицист, эксперт по реинтеграции на постсоветском пространстве Семен Уралов специально для Накануне.RU