"В "Роснано" показали, как чувствует себя элита и приближенные. И им ничего за это не будет"
Черную полосу в экономике России признают многие эксперты, а недавно признал и президент. И пока Путин рассказывает анекдоты про экономику страны, а статистика говорит о том, что 85% населения бедствует - руководство "Роснано" на всю страну заявляет, что денег у них очень много, и всем выдадут двойные премии.
На новогоднем корпоративе "Роснано" Анатолий Чубайс пообещал их всем, заявив, что у компании "очень много денег, их просто совсем много". Стоит отметить, что мероприятие стоило более 2 млн руб.
Пламенные заявления главы госкорпорации успели осудить в правительстве и Госдуме. Алексей Пушков предложил забрать деньги, о которых говорил Чубайс, и пустить их "на благо России", негативно отреагировали и члены кабмина. На сайте госкорпорации поспешили оправдаться, мол, не госденьги пропиваем, а свои, кровные, но слово-то не воробей.
Вот уже Счетная палата РФ начала проверку деятельности ОАО "Роснано" по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии РФ в 2010–2015 годах. И пока общество следит за тем, во что скандал выльется, многие задаются вопросом – а что вообще делает Чубайс и возглавляемая им госкорпорация? О чем говорил глава "Роснано", когда заявлял, что "в этом году мы выполнили все задачи, которые перед нами были поставлены"?
О прогремевших заявлениях и возможных последствиях, а также об эффективности скандальной компании рассказал в беседе с Накануне.RU независимый экономист Александр Одинцов.
Вопрос: Высказывание и саму ситуацию уже осудили в Госдуме и правительстве, Пушков высказался крайне негативно. Как Вы относитесь к этому скандалу?
Александр Одинцов: Я отношусь достаточно прагматично. Я много писал на тему того, что есть государственные или окологосударственные институты, которые у нас находятся в достаточно расхоложенном состоянии. Они, вроде бы, и заняты какой-то работой, но, на самом деле, живут своей жизнью. От них, например, правительство и президент не требуют каких-то конечных и жестких результатов. Ведь когда люди работают в частной компании, там все очень просто: ты работаешь, допустим, три месяца, перед тобой стоит определенная задача. Показываешь в течение трех месяцев, что ты что-то делаешь - тогда остаешься, получаешь премии, корпоративы, гуляешь и так далее. А не выполняешь работу - тебе говорят "спасибо, до свидания", и нанимают следующего человека, который был бы более эффективным. Вот тут такого нет. У нас сидят министры, которые особенно ничего для страны не делают и не достигают. За что они отвечают - я не понимаю.
Вопрос: То же самое и с "Роснано"? Чубайс спрятался в госструктуру подальше от руки рынка?
Александр Одинцов: Что касается "Роснано", то это корпорация, к которой много претензий, самое главное, что она не показывает тех результатов, которые от нее ожидались. Если бы они показывали результаты, то это другой разговор. Представьте, что люди там многого достигли по результатам года. Пожалуйста, пускай им заплатят премии, пускай они на корпоративы потратили бы, условно говоря, в 10 раз больше, если они этого заслуживают. А получается, что компания подконтрольна государству, деньги государственные, а ведет она себя как частная компания, будто над ней никто и ничто не стоит. И так у нас себя ведут многие государственные институты.
В Китае, например, есть госбанки, и они кредитуют по самым низким ставкам. А у нас вы видели банки государственные, которые кредитуют по очень низким ставкам, по 5%? В принципе, они могли бы это делать, если бы были государственными - а у нас все смешанное. Государственные структуры ведут себя как частные в вопросе получения прибыли, в то же время не исполняют каких-то вещей, которые они должны исполнять в силу своего национального служения. У нас создана система, в которой эти институты созданы для того, чтобы верхушка в них смогла каким-то образом хорошо жить, это способ существования элиты.
В нашей стране элита существует сама для себя, у нее все хорошо, поскольку у нее нет никаких механизмов ответственности. И все остальное так же. А поскольку отсутствуют механизмы ответственности и сменяемости, то ничего изменить нельзя. Соответственно, система этим пользуется. Сколько случаев, что в стране воруют, бюджет пилят? А что-то меняется? Нет, ничего не меняется. А почему? Потому что это способ существования элиты - она таким образом существует и зарабатывает.
В отсутствие определенного законодательства и механизмов ответственности все про нас забывают. Какие-либо нравственные тормоза тоже отсутствуют, это поведение глубоко безнравственное, по сути. И те люди, которые полагают, что это будет тянуться бесконечно - они заблуждаются, потому что за все придется платить.
Должна быть система, где государство действительно ставило бы целью развитие, но это сейчас для государства не главное. Главное - извлечь из этой системы какие-то выгоды для себя, личные, мелкие. Поэтому у нас и нет нормальной бюджетной дисциплины. В Китае если человек проворовался - его просто расстреляют. Понятно, что жестоко, но зато другим неповадно будет. У нас же дело дошло до того, что бывший министр обороны Сердюков прославился этим на всю страну. Эта система нежизнеспособна. Мне кажется, что в какое-то ограниченное время, никто не знает в какое, она потерпит сокрушительный крах.
Вопрос: Ну а мог Чубайс просто это сказать для профанации или рекламы себя?
Александр Одинцов: Дело не в этом – вне зависимости от того, что он сказал конкретно, "Роснано" не показывает каких-то выдающихся результатов. Про это уже много писали. Выводы, которые можно сделать, весьма неутешительные. Нужно менять систему. Как академик Глазьев говорил - нужно вводить плановую систему, нужно вводить жесткую ответственность - тогда будет развитие. Сейчас система такая, что в ней очень сложно что-то поменять, потому что наши руководители объективно завязаны каким-то образом во всем этом. Завязаны в том смысле, что если они захотят все это сменить, то еще неизвестно - каким образом элиты на это отреагируют. А элиты отреагируют понятно как, они в этом просто не заинтересованы.
Реальные изменения начнутся, когда либо внутри общество заявит реальный протест и придется что-то менять, либо придет со временем человек, который захочет все это изменить. У нас в истории такие уже были: Иосиф Сталин, Александр Третий, Петр Первый и так далее.
Вопрос: А на госкорпорации скандал не скажется никак?
Александр Одинцов: Нет. Таких скандалов может быть миллион. По логике, должна быть зависимость – "Роснано" должен подчиняться какому-то министру, а у министра должен быть план. Если этот план не выполняется, то он уже спросил бы с "Роснано", это было бы лишь поводом, чтобы наконец с него спросить. Но поскольку какого-то определенного плана нет, и я не знаю, подчиняется ли кому-нибудь руководитель "Роснано", то, скорее всего, это ни к чему не приведет. Есть случаи и более серьезные, чем скандал с "Роснано", но они ни к чему не приводят.
Вопрос: Ну, а верите ли Вы, что оплачено было все из личных средств?
Александр Одинцов: Мы свечки не держали, мы сказать не можем, но должна быть какая-то проверка, которая это установит.
И хочу еще раз подчеркнуть, что эффективности у компании, конечно, нет.
В советские времена государственные институты и военные в том числе - у них все жестко было, и они добивались выдающихся результатов, иначе у нас никогда не отправили бы человека в космос, не построили бы атомную станцию и так далее. А сейчас все расслабились. А когда все расслабляются, то рано или поздно это приводит к негативным последствиям. Это исторический закон.