В евроПрибалтике не видно просвета: Литва ежегодно теряет население районного центра в 30 тыс. жителей
Интерес к происходящему и будущему понятен, ведь это напрямую касается нашей жизни. Если говорить о странах Балтии, еще пару лет назад позиционирующих себя как восточноевропейские "тигры", то и итоги нерадужные, и перспективы мутные. Экономика Литвы, лидера региона, едва перевалила отметку в 1,5%, но многие аналитики относят этот более чем скромный рост на счет значительного понижения на мировом рынке стоимости углеводородов и сырья в целом. Экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский считает, что деловая жизнь в стране стагнирует, и тому есть явные признаки: порты снизили перевалку грузов почти на 10% (это приблизительно 5 млн тонн, а каждая из них приносит около 100 долларов дохода), Liepajes metalurgs, крупнейшее, в том числе градообразующее предприятие Лиепаи, неожиданно приобретенное (в тендере участвовали и российские профильные фирмы, они предлагали лучшие условия, но правило "Не пустим Ивана!" сделало свое черное дело) украинской компанией, опять попало в зону турбулентности и находится, по оценке горожан, на грани нового банкротства. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Мэр Вентспилса Айвар Лембергс также считает год провальным, а причины этого усматривает в нестабильности правительства, в его серьезных просчетах, почему и не были освоены десятки миллионов евро из фондов Евросоюза. В Эстонии закрываются дочерние финские промпредприятия, производство переносится в Россию прежде всего потому, объясняет заместитель директора финско-российской торговой палаты Яана Реколайнен, что там рабочая сила намного дешевле, Valio, Myllin paras и другие уже поменяли адреса.
Бюджетники – педагоги и медики – намерены продолжать национальные акции протеста, поскольку в принятых бюджетах не увидели знаков того, что власти прислушались к их требованиям. Волнуются и пенсионеры, стоимость жизни постоянно растет, а литовский кабинет обещает "щедрую" прибавку к пенсии в четыре евро, которые иначе как нищенской назвать трудно, в Литве средняя составляет около 200 евро (для сравнения: в Люксембурге она в десять раз выше). Блогеры по этому поводу предлагают министрам и депутатам Сейма самим покрутиться на эти гроши, когда за отопление и прочие коммунальные услуги приходится еще и приплачивать.
Не видя просвета, народ, и прежде всего молодежь, отправляется в поисках счастья за рубеж, Литва, допустим, ежегодно теряет население районного центра в 30 тыс. жителей. Таким же темпами пустеет и дичает Латвия, причем бегство из страны дополняется отрицательным балансом воспроизводства населения: в минувшем году, по сводкам статуправления, на каждые тысячу приходилось 11,3 младенца и 14,1 умерших.
Заместитель председателя Сейма Литвы Кястас Комскис озабочен возвращением мигрантов в родные пенаты: "Парламентарии встретились с представителями литовской диаспоры в Ирландии, насчитывающей десятки тысяч человек. Стало понятно: большинству вернуться сложно или даже невозможно. Одни на пособие живут достойнее, чем жили, работая на родине, другие повязаны кредитами, третьи наладили бизнес. Есть и желающие вернуться к родным очагам, но боятся, мол, условия в Литве неблагоприятные. Сейм предлагает выплачивать вернувшимся по 6 тыс. евро в качестве единовременного пособия..."
Это в целом неплохое решение принимается от безысходности, но, как говорится, не евро единым... За десять месяцев в Литве добровольно покончили счеты с жизнью без малого тысяча человек, по этому страшному показателю она уже много лет лидирует в Европе. Конечно, тут значителен процент тех, кто попал в кредитную ловушку и не смог выпутаться, есть и несчастные влюбленные и просто психически больные, а еще больше тех, кто не выдержал тотального давления. По данным Евростата, Литва и ее балтийские сестрички намного опережают партнеров по уровню слежки за гражданами, громкие скандалы по этой причине регулярно сотрясают общество, на это постоянно жалуется европарламентарий, лидер партии "Избирательная партия поляков" Вальдемар Томашевский, другие политики и общественные деятели, занесенные в агенты Москвы.
Руководитель Клайпедского отделения Союза русских Вячеслав Титов сделал логичный вывод: если из страны высылают после обысков и допросов граждан соседних государств, прибывших на международную антифашистскую конференцию, то такое государство можно назвать фашистским. Мэрия города признала это заявление недопустимым и возбудила досудебное расследование. Прежде процветающее сельское хозяйство (нынешний президент Даля Грибаускайте, будучи аспиранткой Академии общественных наук при ЦК КПСС, воспела его социалистический уклад в эпохальной кандидатской диссертации, где много лестных строк посвятила усовершенствованной местными умельцами... лопате) развалено, сейчас его остатки добивает санкционная война между Западом и Востоком. Село дичает, на северо-востоке в опустевшие села заходят волки, режут домашний скот, рвут собак. Оказавшиеся никому не нужными сельчане находят радость в спиртном, и на этой почве чередой идут ужасные трагедии, на днях в Кедайнском районе потерявший от самогона разум отец утопил в колодце своих детей.
Разрушение второй республики происходит на фоне политических разборок, призванных навести "конституционный порядок". На сей раз под прицелом оказалась партия "Порядок и справедливость". Ей предъявили серьезное обвинение в торговле влиянием и отмывании денег, причем речь идет о почти полутора миллионах евро взяток, получению которых якобы она способствовала. Европарламентарий и председатель партии Роландас Паксас убежден, что в очередной раз шьют дело исключительно по политическим мотивам, а лидер фракции в Сейме Пятрас Гражулис, не раз признававшийся в уважении Путина, согласился с тем, что они, конечно, не ангелы, но подчеркнул, что в других политсилах, также входящих в правящую коалицию, нарушений в десятки раз больше – это и подкуп электората, использование админресурса, террор по отношению к оппонентам, и им все сходит с рук.
Случайность? Отнюдь, многие эксперты сходятся на том, что это кампания по дискредитации растущего конкурента на властном олимпе в целом и ее руководителя в частности. Власти видят в Паксасе все более опасного соперника, тем более что его сторону занимают европейские институции. Два года назад Европейский суд по правам человека признал несправедливым решение Конституционного суда Литвы лишить потерявшего в результате импичмента экс-президента всякой возможности политической карьеры до конца жизни, и месяц назад на специальном слушании Сейм подтвердил этот приговор, демонстративно проигнорировав решение ЕСПЧ. Опальный политик назвал это плевком в демократию и пообещал бороться. Уже перед Новым годом парламетарии, видимо, осознали, что перегнули палку, пообещали пересмотреть свой вердикт.
Все это напоминает дежавю. Три года назад подобная катавасия случилась с Партией труда, в первом туре парламентских выборов одержавшей верх над всеми конкурентами и уже строившей планы по формированию кабинета. В промежутке между первым и вторым турами власть выдвигает триумфатору обвинение в мошенничестве с финансами – и партия в итоге остается только третьей с основательно подмоченной репутацией, а Виктор Успасских, ее основатель, приговаривается к четырем годам лишения свободы и сейчас дожидается вердикта апелляционного суда.
С трудовиками, Успасских, архангельским помором, обещавшими пересмотреть проамериканский курс режима, все ясно, чем же не угодили Паксас и его единомышленники? А сценарий почти тот же: партия оправилась от удара по лидеру и неуклонно поднимается вверх, параллельно набирает вес и ее руководитель, теперь он уже входит в пятерку наиболее авторитетных деятелей. Из-за этого дурно пахнущего эквилибра страдает имидж Литвы как законопослушного члена Евросообщества, а ее верхушке грозят серьезные санкции, поскольку они подписались под верховенством континентальных законов над национальными. Похоже, власти попали в, пользуясь шахматным термином, цугцванг, когда любой ход является проигрышным. Признать правоту репрессированного экс-президента – потерять лицо в глазах своих сограждан, продолжать бойкотировать решение европейского суда – по сути вступить в противостояние с континентом, и это в условиях гибридной войны с восточным "агрессором и оккупантом", о чем трезвонят главари страны на каждом перекрестке, непозволительная роскошь. Так что наступивший год обещает нам много интересного, в том числе лихо закрученную интригу по формированию правительства в Латвии. Но об этом в следующий раз.