"Платон" грабит регионы. Транспортный налог меняют на "эффективное распределение" в пользу центра
Постепенное перераспределение доходов в пользу госказны привело к тому, что на сегодняшний день региональными остались только три вида налогов – на имущество организаций, игорный бизнес (он стал менее доходным после ухода казино в подполье) и транспортный. Весомой части последнего субъекты могут лишиться к весне – указание отменить налог для большегрузного транспорта президент дал в декабре. И уже делаются первые шаги, чтобы его исполнить.
Величина транспортного налога зависит от количества "лошадей" под капотом, ставки определяют субъекты. Регионы побогаче освобождали от уплаты налога малолитражки, однако нарастающий дефицит лишил водителей легковушек такой привилегии. Так, до 2016 г. в Югре за авто мощностью до 150 л.с. собственники налог не платили, но теперь на счету каждая "лошадь". Аналогичная ситуация и во многих других регионах, которые повышали ставки и увеличивали облагаемую базу уже в 2015 г. Благодаря этому, за январь-октябрь 2015 г. в консолидированный бюджет субъектов РФ от транспортного налога поступило 120,6 млрд руб., рост - на 35% по сравнению с показателями 2014 г. Дороже всего владельцам обходятся мощные двигатели свыше 250 л.с. , для которых установлена самая высокая цена за л.с., на них в 2014 г. пришлось 20% платежей - 25,5 млрд руб. из 117 млрд руб., по данным ФНС. Этих денег дорожные фонды лишатся после того, как Госдума решит пожертвовать транспортным налогом в пользу продолжения работы "Платона". Правда, некоторые регионы готовы добровольно отказаться от доходов еще до решения федерального парламента.
Первая инициатива максимально снизить ставку транспортного налога для большегрузов появилась в Законодательном собрании Нижегородской области, проект закона после каникул внесла фракция КПРФ. В действующей редакции размер налога на грузовые авто мощностью свыше 200 л.с. - 58,5 руб. за одну лошадиную силу, свыше 250 л.с. - 76,5 руб. Депутаты компартии предложили воспользоваться правом снизить ставки до минимально допустимого уровня – в десять раз, до 0,85 руб. и 0,65 руб. Экономические риски авторы проекта не рассчитали, сколько потеряет бюджет региона с дефицитом в 9,7 млрд руб. в 2016 г., неизвестно. Руководитель фракции КПРФ в заксобрании Владислав Егоров считает, что нужно оперативно запустить процесс обсуждения проекта, и уже приняв его в первом чтении, изучать экономику.
"Президент дал если не прямое поручение, то настоятельную рекомендацию регионам решать эту проблему, пообещав, что компенсация из федерального бюджета будет выделена. Пока рассчитать, сколько бюджет недополучит, сложно, еще и потому, что есть недоимка порядка 1 млрд руб. Люди не платят, потому что не видят результатов. Так что мы предлагаем принять в первом чтении закон, после обсудить с Минфином гарантии. Аналогичные действия других субъектов могут стать толчком для формирования у федеральных ведомств какой-то дорожной карты, единого подхода к финансовым субсидиям и трансфертам в адрес тех регионов, которые пошли на такой шаг", - рассказал Накануне.RU депутат, добавив, что собственники большегрузов с запуском "Платона" платят за ремонт дорог уже не дважды, как все водители (дорожный фонд формируется и за счет акцизов), а трижды.
По данным ГИБДД, на начало 2015 г. в России зарегистрировано 1,6 млн машин массой свыше 12 т. Примерные расчеты того, сколько средств удастся сэкономить водителям 12-тонников, сделали в ЛДПР. Депутаты, предложившие отменить для таких авто налог, подсчитали, что владельцы фур мощностью в 300 л.с. (средней для 12-тонника) заплатили в 2014 г. порядка 41,6 млрд руб. (при максимальной налоговой ставке в 85 руб. за "лошадь"). При среднем пробеге в 9 тыс. км. по федеральным трассам, эти же большегрузы заплатят 54,8 млрд руб., но не в год, а в месяц.
"За счет эффективных механизмов перераспределения средств Федерального дорожного фонда, потери дорожных фондов субъектов РФ от отмены транспортного налога будут компенсированы", - пишут авторы проекта.
Эффективных методов возврата регионам денег из федерации в современной России не было, парируют представители дальнобойщиков. Зато откаты – всюду. В предложении президента они видят не попытку снять финансовую нагрузку с перевозчиков, а желание снизить градус социальной напряженности. К марту тариф за километр вырастет с 1,53 руб. до 3,07 руб., и тогда "кость" в виде отмены транспортного налога не поможет, говорит руководитель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов.
"Самый большой налог для болшегрузов у нас 140 тыс. руб., в Московской области в среднем 30 тыс. руб., а "Платон" отбирает больше 300 тыс. руб., о какой компенсации мы говорим? И зачем вводить новый налог, если приходится отменять существующие? Из чего теперь будут состоять дорожные фонды регионов, за какие деньги будет проводиться ремонт региональных дорог? Всем известно, что перераспределение средств из федеральной казны – это коррупция, но чем-то регионы должны будут компенсировать потери. Значит, платными станут и региональные трассы, такая идея уже есть. Сейчас, пока штрафы в системе "Платон" не введены, идет отладка оборудования: строят рамки, покупают приборы, улучшают ПО. Это как раковая опухоль, которая ползет по стране, она доберется и до региональных дорог. И когда подойдет период метастаз, больные обратятся к врачу, только для некоторых из них все закончится летальным исходом. А для государства – хирургическим вмешательством. Потому что на сегодняшний день выход – это уже не отмена "Платона, а отмена Правительства", - поделился своим мнением с Накануне.RU Котов.
По словам председателя профсоюза, вместо того, чтобы менять тройное налогообложение на двойное, нужно обратить внимание на пример стран, в которых транспортные налоги заменил топливный акциз. Политика "едешь - плати" приводит к повышению стоимости бензина, но в России акцизы и так повышаются. В 2016 г. для бензина стандарта "Евро-5" он вырос сразу на 2 тыс. руб. до 7,5 тыс. руб. за тонну, "Евро-4" – на 3,2 тыс. руб. до 10,5 тыс. руб. за тонну. Из-за этого, по прогнозам аналитиков, бензин может подорожать на 2 руб. И автомобилисты еще раз заплатят за ремонт все тех же разбитых дорог, правда, не все – к третьему кварталу 2015 г. недоимка по транспортному налогу в России приблизилась к 70 млрд руб.
Предприниматель Дмитрий Потапенко, ранее возглавлявший торговую сеть "Пятерочка", отмечает, что отмена транспортного налога не сможет удержать рост цен после повышения тарифов "Платона". А если рассматривать меру с точки зрения наполняемости региональных бюджетов, то регионы, скорее, добьет дальнейшее скидывание всех денег в "федеральную лохань".
"Решения нет. Без отмены "налога Ротенберга" или транспортного налога отрасль не выживет. Но надо понимать, что отказ от последнего просто вобьет клин во взаимоотношениях местных транспортников и местных властей. И приведет это больше к конфронтации, чем к решению реальной проблемы под названием "рост цен" и дополнительным сборам с логистической составляющей. Решение лежит в другой плоскости, в системообразующих проблемах экономики. А транспортный налог – создание новой мины замедленного действия, которая, рано или поздно, рванет", - рассказал Накануне.RU бизнесмен.
По мнению Потапенко, даже в отсутствие транспортного налога, повышение тарифов "Платона" приведет к тому, что машины встанут "на прикол".