Вячеслав Тетекин об "особенностях национальной приватизации": Украли цистерну спирта, продали "налево" и купили ящик водки
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что для вывода России из тяжелого экономического кризиса необходима приватизация крупной государственной собственности, в частности, Сбербанка и банка ВТБ. Однако в первую очередь г-н Силуанов потребовал приватизации крупнейшей госкомпании – Роснефти.
Призыв Силуанова - еще одно свидетельство краха политики нынешней правящей верхушки. Утопающий, как известно, готов схватиться и за соломинку. Вот и российские власти хотят одним махом решить острейшие, назревавшие многие годы проблемы. Они находятся в полной растерянности и надеются на некое чудо, которое в одночасье вызволит их из ловушки "рыночной" экономики, в которую они вогнали страну.
Между тем, надежды на возвращение цены на нефть если не к докризисным 120, то хотя бы до 60-70 долларов за баррель явно не оправдываются. Надо искать какой-то иной спасательный круг. И все мышление правительства - этого коллективного гайдаро-чубайса настроено на единственную "палочку-выручалочку" - приватизацию оставшихся крох государственной собственности.
Что касается Сбербанка, то мало кто знает, что 49% акций этого крупнейшего банка в стране уже принадлежат неким частным собственникам. Скорее всего, иностранным. А ведь мы по привычке думаем, что это наше общее, самое надежное национальное достояние. И несем туда деньги, полагаясь на Сбербанк как на гранитную скалу.
То есть миллионы вкладчиков создали этот крупнейший банк. И тут вдруг управлять нашими деньгами будут неведомые частные собственники. Честно говоря, это даже в голове не укладывается. Так можно докатиться до того, чтобы отдать Кремль под залог какого-нибудь иностранного кредита. Сейчас эта идея кажется безумной. Но ведь и приватизация народного банка, коим до последнего времени был СБ, тоже еще недавно казалась невозможной.
Из этой же оперы намерение продать Роснефть. Надо иметь ввиду, что при резко упавших ценах на нефть и цена Роснефти значительно снизилась. Это означает, во-первых, что компанию придется продавать по-дешевке.
Во-вторых, нужно понимать, десятков миллиардов долларов на покупку Роснефти в нашей стране нет даже у самых богатых олигархов. Это неизбежно означает, что существенная, возможно большая часть нашего главного "добытчика" валюты окажется под контролем иностранцев.
Они будут определять стратегию развития нефтяной отрасли. И вовсе не факт, что они будут делать это в интересах России. Так это уже не раз происходило с нашими машиностроительными предприятиями: их покупали иностранцы, обещая внедрить самые прогрессивные технологии, а потом продавали станочное оборудование на металлолом, по сути дела уничтожая эти предприятия.
И зачем тогда выкупали компанию ТНК-БиПи у Фрадмана с Вексельбергом за 55 млрд долларов? Чтобы потом продать Роснефть за меньшие деньги, чем получили за ТНК? Это как в известном анекдоте о русском "предпринимательстве": украли цистерну спирта, продали "налево" и купили ящик водки.
Самое опасное, однако, в том, что власть упорно отказывается двигаться под более длительному, но гораздо более надежному и перспективному пути возрождения высокотехнологических отраслей промышленности. В той же "нефтянке" все танцуют вокруг вопроса о мировых ценах. И совершенно не обсуждаются вопросы создания и внедрения новых технологий для снижения себестоимости нефти и повышения ее извлекаемости из недр.
Дело в том, что основная масса российской нефти добывается в труднодоступных районах Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу. Это огромные пространства, болота, многочисленные реки и озера, вечная мерзлота, трескучие морозы. А ведь нефть еще нужно доставить до потребителей по колоссальной, протяженностью в тысячи километров системе магистральных трубопроводов. Между тем, наши главные конкуренты, например, та же Саудовская Аравия, добывают нефть не в горах или болотах, а в гораздо более комфортных условия. Да и танкеры они подгоняют чуть ли не к самим месторождениям. Все это делает себестоимость добычи нефти у них намного больше, чем у нас.
Однако уже есть наши, отечественные технологии, позволяющие резко снизить себестоимость добычи нефти. Однако внедрение этих технологий всячески тормозится. Например, в результате применения технологий гидроразрыва пласта произошло мощное обводнение месторождений нефти. В некоторых местах оно достигает уже 98%. То есть добываем не нефть, а воду с тонкой пленкой нефти. Есть технология, позволяющая даже в этих условиях добывать нефть без воды. Но эта технология не вызывает ни малейшего интереса тех, кто, казалось бы, должен хвататься за любую инновационную идею в интересах вывода страны из кризиса. Значит, нет особого стремления вывести страну из кризиса.
Экономическая политика нынешней правящей группировки проста как железнодорожная шпала. Она заключается в примитивной идее: "нам бы день простоять, да ночь продержаться" - заткнуть зияющие дыры в бюджете, а там хоть трава не расти. Призыв главы Минфина приватизировать Сбербанк и Роснефть – показатель полного тупика, в котором оказались российские горе-вожди.
Депутат Государственной думы от Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов Вячеслав Тетекин