"Антикризисные" деньги забирают у банков, но пока не у олигархов
Основной набор "антикризисных мер" Правительства стал известен перед совещанием у президента Владимира Путина. Сегодня глава государства оценит предложения, внесенные Минэкомноразвития, присмотрелись к ним и главные получатели господдержки. Как ни удивительно, но в 2016 г. программа адресована не банкам, а реальному сектору. В нее включили и 310 млрд руб. кредитов регионам, которые уже заложены в федеральный бюджет, однако дополнительные средства будут изыскивать именно для промышленности – автопрома, вагоностроения, производителей сельскохозяйственной техники. Судя по озвученным показателям, в борьбе министерств победу одержало ведомство Дениса Мантурова. Идеи Минэнерго о пересмотре системы налогообложения для компаний ТЭКа и Минтруда – о (внезапно) введении прогрессивной шкалы налога на прибыль оказались в стоп-листе Улюкаева.
Условно одобренная часть антикризисного плана, который Минэкономики представило президенту, стоит 500 млрд руб. Направления, требующие финансирования – кредитование регионов и машиностроителей. В промышленном секторе Минэк больше всего денег выделяет автомобилестроителям – порядка 137 млрд руб. из федерального бюджета и антикризисного фонда.
Напомним, что в 2015 г. автопром получил 43 млрд руб., в том числе по программам стимулирования спроса: обновления парка, льготного лизинга, льготного автокредитования. Несмотря на это, в 2015 г. рынок упал на четверть, в 2016 г. возможности роста ограничены стоимостью иностранных комплектующих, которые делают автомобили для значительно обедневших в последние годы россиян недоступной роскошью. Форсировать импортозамещение и продвигать экспорт отечественных авто и комплектующих планируется за счет программы поддержки с уже утвержденными 50 млрд руб. на 2016 г. "Антикризисную" помощь направят на те же цели, глава Минпромторга Денис Мантуров объявил о продолжении всех амбициозных проектов: открытие сборочного производства "ГАЗ", КамАЗ" и "УАЗ"во Вьетнаме, продолжение НИОКР по проекту "Кортеж", создание беспилотных автомобилей. К 2020 г. экспорт российских авто должен вырасти в два раза, а к 2025 г. – с сегодняшних 7% до 25%, надеется Мантуров.
На более приземленные цели свои 10 млрд руб. израсходуют производители сельскохозяйственной техники. Финансирование так называемой "программы №1432" – по субсидированию закупки новой техники – выросло в пять раз. За счет этих денег покупателям компенсируется 25-30% стоимости отечественной техники (более высокая скидка предусмотрена для Сибирского и Дальневосточного округов, а также для Крыма). В 2015 г. машиностроители получили 5,2 млрд руб., спрос фермеров в 2016 г. они оценивали минимум в 8 млрд руб.
Как рассказал Накануне.RU президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин, поддержка сельхозмашиностроителей позволит им и в 2016 г. увеличить продажи. Вместе с тем, условия для работы аграриев не должны ухудшаться:
"Пока есть негативные факторы: кредиты остаются дорогими, топливо при дешевеющей нефти дорожает, что плохо скажется на крестьянах. Обсуждается вопрос повышения экспортной пошлины на пшеницу, что может ослабить интерес аграриев к закупке сельхозтехники. Если выделение денег состоится, то можно рассчитывать на рост производства, его темпы зависят от того, не усилятся ли негативные для отрасли тенденции".
Чтобы эффект почувствовали не только продавцы техники и ее покупатели, но и потребители, антикризисной должна стать вся госполитика, говорит Бабкин:
"Нужно развивать весь реальный сектор экономики, дать людям возможность трудиться, зарабатывать деньги и тратить их. Снижение налогов, кредитных ставок, поддержка экспорта, защита внутреннего рынка – переход от либерально-монетаристской политики к разумно-созидательной приведет к тому, что эффект от антикризисных мер почувствуют все потребители. При этих условиях будет реализован потенциал сельского хозяйства, промышленности. Пока мы наблюдаем точечные меры поддержки, а в целом вектор не меняется".
Еще 10 млрд руб. по плану получают вагоностроители, которые в 2015 г. сократили объемы производства больше, чем наполовину. Предприятия переходят на выпуск инновационных вагонов, но спрос на них из-за высокой цены отсутствует. Правительство намерено направить 7 млрд руб. субсидии покупателям подвижного состава с улучшенными характеристиками, еще 3 млрд руб. – на покупку обычных вагонов и локомотивов. Динамика продаж вагонов говорит о том, что рынок достиг своего дна в июне прошлого года, отмечает заместитель генерального директора по перспективному развитию ОАО "Алтайвагон" Станислав Золотарев.
"За шесть месяцев рынок вырос на семь процентных пунктов, если такая динамика продолжится, то объемы производства в 2016 г. будут, как минимум, не хуже показателей 2015 г., а с учетом господдержки – выше. Производство дойдет до 40 тыс. вагонов, спрос сформируют покупатели инновационных вагонов, на которые распространится субсидия", - рассказал он Накануне.RU.
По его словам, сейчас вагоностроители находятся в ситуации, когда невозможно получить заемное финансирование от банков даже под высокие проценты – кредиторы не доверяют отрасли. Более эффективным становится инструмент госгарантий, и так "Алтайвагон" в 2015 г. смог получить от Правительства гарантию на 1,3 млрд руб.
"Нужно поддержку банковского сектора транспонировать на поддержку реального сектора. Это может заключаться в поддержке кредитования вагоностроительных предприятий и гарантировании первоначального лизингового платежа при закупке компаниями своего подвижного состава", - говорит Золотарев.
О том, что закачка денег в банки не приносит результатов, кажется, догадались и в Правительстве. В антикризисном плане финансовый сектор представлен лишь пунктом о докапитализации "Внешэкономбанка", объемы финансирования не указаны (по данным Reaters речь может идти о 100-200 млрд руб.). В Госдуме, где прошлый антикризисный план критиковали как раз за откорм "жирных котов", эту позитивную перемену тоже заметили. По мнению депутата Вячеслава Тетекина, экономический эффект от докапитализации банков и выданных им субсидий по итогам 2015 г. был равен нулю.
"Банки уже накачаны деньгами дальше некуда и сейчас все начинают видеть, что они всем равно не кредитуют реальный сектор, а вгоняют средства в валютные спекуляции. Общество не получает никакой пользы от этого. Власть имущие действовали по книжным схемам: если дать банкам много денег, они будут кредитовать экономику. Не будут. Потому что нынешняя банковская система построена так, что гораздо выгоднее заниматься спекуляциями на валютном рынке. Нельзя обвинять хищника в том, что он кого-то ловит и съедает. Банкир всегда будет работать там, где ему выгоднее. Вкладывать в развитие промышленности, в отрасли, которые принесут доходы в лучшем случае через пять лет, а в худшем - не принесут вовсе, банки считают рискованным делом. И прямо об этом говорят", - отмечает Тетекин.
Возможно, сами банкиры, проигнорировавшие требования о доступных кредитах и поддержке сектора МСБ, перекрыли себе доступ к "антикризисным деньгам".
Среди нефинансовых мер поддержки выделены послабления для бизнеса, правда, исключительно административные, а не налоговые, и рост доходов от приватизации. К большой распродаже госимущества кабмин готовился с 2015 г. Тогда, напомним, звучали заявления о продаже части госпакетов в "Аэрофлоте", "Транснефти", "Роснефти". Перспективу продажи 19,5% государственной нефтяной компании комментировал и президент России Владимир Путин. Высказался он довольно неоднозначно: с одной стороны, усомнился, что конъюнктура подходящая, с другой – не исключил продажи компании. Минфин готов приватизировать "Роснефть" в 2016 г., информация об этом доносилась и из недр Росимущества. Отраслевые аналитики выступают на стороне президента компании Игоря Сечина, который заявляет о преждевременности такого решения.
"Стоимость бизнеса зависит от конъюнктуры рынка и при цене барреля в $100 и $30 оценен он будет по-разному. "Роснефть" остается самой дорогой публичной компанией России, главной добывающей, с огромными запасами. Продавать ее акции из-за желания быстрее найти недостающие для покрытия дефицита деньги глупо. И заметьте, если Сечин всегда отвечает на новые нападки цифрами: приводит капитализацию, стоимость акций, то Минфин только говорит "а мы все равно за приватизацию", никак не аргументируя", - поделился своим мнением с Накануне.RU аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
Зато другие, куда более популярные решения, Минэкономики в план не включило. Среди них предложения Минтруда о введении прогрессивной шкалы НДФЛ для сверхдоходов и перераспределении части премий топ-менеджеров госкомпаний в пользу рядовых работников. Источники в кабмине говорят, что в "запретительную" часть списка Улюкаев поставил и требование "социального" вице-премьера Ольги Голодец проиндексировать пенсии на реальный уровень инфляции. Если за индексацию Голодец боролась весьма самоотверженно, хоть и безуспешно, то из ведомства Максима Топилина предложения о гибкой шкале не доносились ни разу. Переход к более справедливому подоходному налогу продавливали депутаты Госдумы от оппозиционных КПРФ и "Справедливой России". Ни разу их законопроекты не поддерживались коллегами и Правительством. Соавтор некоторых законопроектов Вячеслав Тетекин убежден, что кабмин, как орган правящего Россией класса олигархии, не покусится на её интересы. Предложения Минтруда развития не получат, говорит он.
"Олигархия не пожертвует своими экономическими интересами. Быть может, мелкие попытки призвать сверхбогатую прослойку общества к совести, устыдить её, намекнуть, что надо делиться, будут делаться. Но в ряде западных стран принцип социальной ответственности навязан законодательными нормами, а у нас только моральными. Я не ожидаю, что в ближайшее время Правительство пойдет на эффективную антикризисную меру – введение прогрессивного налога, которая позволила бы быстро решить социально-экономические проблемы", - рассказал Накануне.RU Вячеслав Тетекин.
Очевидно, что Минэк пытался всеми способами сократить траты на антикризисные меры. Алексей Улюкаев на недавней встрече с президентом еще раз сказал, что тратить резервы он не хочет, деньги нужно копить для "устойчивости экономики". По данным РБК, все предложения министерств вытянули на 1,7 трлн руб. (примерно столько же в 2015 г. получили банки, с учетом ОФЗ). А если добавить к одобренным Минэком положениям индексацию пенсий и ежемесячные выплаты из материнского капитала, то план дорожает почти на 300 млрд руб.