"С коррупцией на "Восточном" борются словами - а надо ужесточать УК РФ, чтоб неповадно было!"
Первый раз космодром "Восточный" прогремел в СМИ с задержкой зарплат в 2013 г. Тогда же Дмитрий Рогозин проинспектировал стройку. Следующий звоночек о проблемах прозвенел в 2014 г., когда было выявлено отставание по срокам на два месяца. Затем еще и Счетная палата выявила хищения в особо крупных размерах - и понеслось...
В начале 2015 г. после выявления Счетной палатой растрат на 13 млрд руб. космодром вышел "на новый уровень". Рогозин тогда пригрозил сроками и финансовой ответственностью, но дальше были забастовки, новые выявления растрат и взяток, а кроме арестов, в том числе домашних, пока к какому-то жесткому результату угрозы не привели. Уже весной 2015г. Рогозин в сердцах говорит не о сроках для нарушителей, а даже о расстреле, а первые старты тем временем перенесли с конца 2015 г. на 2016 г.
Вообще, красиво получается: Рогозин ругается на подчиненных, грозит посадками "не как Васильевой", заявляет о том, что самый критичный период строительства преодолен. Путин просит "не заниматься штурмовщиной", не ругается, и понемногу имидж новой "стройки века", имидж новой космической державы опускается и остается где-то там, в шахтах "Восточного". Вот уже и новый 2016 г. открылся новыми взятками, новыми арестами и уголовными делами (которых уже более 20).
А ведь строительство идет уже четыре года, хотя если считать с даты обнародования проекта – то около девяти лет. Впрочем, как с коррупцией боролись-боролись, так и не побороли - она неискоренима, пока не будет личной материальной ответственности и конфискаций. Об этом в интервью Накануне.RU рассказал руководитель фракции КПРФ в амурском Законодательном собрании Станислав Горянский.
Вопрос: На космодроме "Восточном" новые взятки – арестованы три человека. Вам известно что-то про ход строительства, как это скажется на проекте?
Станислав Горянский: Люди уже остро на такие новости не реагируют. Это не первый случай коррупции в Российской Федерации - сегодня куда ни посмотри - везде коррупция. Арестовали Хорошавина, Гайзера - это уже в систему входит, и внимание общественности притупляется, коррупция, можно сказать, носит массовый характер. А раньше единичный случай взяточничества уже считался ЧП на всю страну. Это же космодром, это же федеральная структура, даже не областная, и такой бардак — это очень серьёзно.
Тут даже президент не может сказать, будут ли соблюдены новые сроки, а я - тем более. В планах было – в декабре 2015 г. Лично контролирует стройку кто - Главнокомандующий Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. И что в итоге – сорвалось. Потом он красиво вышел из ситуации, сказал - делайте качественно, а надо было наказывать. Серьёзно наказывать всех тех, кто не выполнял свою работу, даже начиная с премьера Рогозина. Путин не стал обострять ситуацию, сказал, что не надо торопиться, надо качественно делать, спешка не нужна.
Теперь новый руководитель строительства говорит, что мы в марте-апреле запустим космодром. Ну, надеюсь. Я как гражданин, как депутат надеюсь, что весной "Восточный" заработает.
Вопрос: Вы сказали, что это не первый случай, в том числе на космодроме, и кажется, что коррупция вообще неискоренима, даже на таких мощных федеральных проектах?
Станислав Горянский: За взятки надо наказывать, и наказывать серьёзно. Не болтать, а наказывать вплоть до конфискации имущества. Мы, коммунисты, уже давно требуем внести в Уголовный кодекс норму конфискация имущества - тогда нечего воровать будет. А когда воруют миллиарды, потом этого вора на три года условно садят и выпускают – для него это ничего не стоит, для этого взяточника. Должна быть мера неотвратимого наказания. Нарушил – отвечай по полной программе. Меньше воровать будут, когда будет конфискация - будут знать, что у них всё заберут. А сейчас власть, в частности Госдума, сознательно убрала эту меру и не пытаются даже вносить на рассмотрение.
Коррупцию так просто не победишь. Во-первых, система капитализма, сама рыночная система и порождает коррупцию. В корне рынка коррупция заложена. А был бы Уголовный кодекс более жесткий – попался – конфискация – уже меньше было бы коррупции.
Вопрос: А как сегодня обстоят дела с зарплатами на объекте, с ходом строительства?
Станислав Горянский: Недавно смотрел – сделано уже много объектов на космодроме. Но опять вижу, что некоторые компании забастовку готовы объявить, потому что опять задержка по зарплате. Хотя я встречался с юстицией нашей, а там и прокуратура участвует, и спецслужбы, чтобы искоренить коррупцию - но пока им не всё удаётся. Есть уголовные дела, направлены в суд.
Вопрос: Как Вы считаете, такие новости о постоянных задержках, взятках – как они влияют на имидж не только проекта, но и, может, страны?
Станислав Горянский: Это проект особой государственной важности, стратегический объект, это же космодром. Тут и оборонная промышленность, и передовые технологии, это секретный государственный объект, туда так просто не попадёшь. И проблемы с зарплатами, взятками на имидж этого объекта и на имидж России влияют. Об этом читают сегодня в интернете все, кому не лень - это серьёзный удар и по престижу России, и по президенту, который взял на личный контроль, и вообще по многим.
Если бы власть сегодня действовала очень жёстко, неотвратимость наказания, как во всём мире, за содеянное наступала бы - не было бы такого бардака. Но этого нет. Или это коррумпированность общая органов власти, всех ее ветвей и ступеней, раз такая беспомощность, что даже президент не может навести порядок? Это серьёзно. Разговоры о коррупции каждый день ведутся, а где дела? С коррупцией не словами борются, а реальными делами.