Утром федерализация, вечером деньги. В Киеве – конституционный переполох
2 февраля Верховная рада Украины должна закрыть текущую сессию и собраться на новую. Но тут возникает правовая коллизия – именно на текущей сессии одним из главных вопросов в повестке дня было принятие (или непринятие) поправок к Конституции в части децентрализации. Речь идет о прописанных в Минске-2 положениях об особом статусе Донбасса в "Единой Украине", которые абсолютно не устраивают Киев и которые режим Порошенко отчаянно динамит.
Изменения в Конституцию должны были быть внесены до 1 января 2016 года. Специально прилетевший в Киев вице-президент США даже выступил в декабре в Раде, требуя последовать примеру США – государству по определению свободному и демократичному. К тому же – федеративному. Джозеф Байден даже сослался на пример гражданской войны между Севером и Югом Соединенных Штатов, после окончания которой в его стране наступило благолепие и единодушие.
Не помогло. Скорее всего, чиновники и депутаты хунты даже испугались подобной аналогии. Представив себе, что несколько миллионов жителей непокорного Донбасса будут участвовать в выборах, из тюрем выпустят несколько тысяч активных противников бандеровско-олигархического режима, которые вместе с ополченцами и руководителями ЛНР и ДНР будут участвовать в парламентских и президентских выборах на континентальной Украине, хунта сорвала голосование по изменениям в Конституции, не убоявшись даже гнева заокеанских хозяев.
Весь январь был посвящен поиску выхода из положения, которое "хуже губернаторского". Имеются в виду, разумеется, не нынешние губернаторы, вроде "одессита" Мишико Саакашвили. Выражение восходит к указу Павла I о взыскании убытков в случае ограбления почты с губернатора данной губернии, изданному им в 1800 г. в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ вызвал настоящий переполох среди губернаторов той поры.
Нынешний переполох в курятнике оказался похлеще. Кто-то додумался даже обратиться в Конституционный суд за разъяснением, что означают слова статьи 155 Конституции, что изменения в Конституции должны быть проголосованы на "следующей очередной сессии" парламента. В интерпретации чиновников хунты слово "следующая" означает вовсе не то, что означает (Такой, который наступает, наступил непосредственно вслед за чем-нибудь, ближайший по очереди, первый из долженствующих появиться. Пример – "На следующее утро выпал снег". "Кто следующий?"). В современной "украинской мове" депутаты желают, чтобы выражение "следующая сессия" означало "любая, следующая за прошедшей". Тогда можно будет спокойно не принимать на открывшейся сегодня очередной сессии парламента ненавистных изменений.
Хорошо понимая метания руководства хунты, Порошенко вызвали на ковер к канцлеру Германии - госпоже Меркель. Разумеется, по результатам выволочки, устроенной строптивому вассалу, было благостное для Киева пресс-сообщение. О том, что в прошлом году ФРГ дала Киеву 700 млн и подумывает, не продолжить ли "добрую традицию": "Мы, конечно, будем говорить и о поддержке Украины в экономических вопросах. В рамках плана действий федерального правительства в 2015 году мы выделили Украине 700 мнл евро, и мы хотим продолжить нашу поддержку в 2016 году".
Пообещала, что из-за невыполнения Минска-2 санкции с России не снимут, а Германия в целом поддерживает происходящие на Украине изменения. Вот только оставшаяся за кадром часть разговора так больно ударила по Порошенко, что он напрочь забыл обязательное протокольное рукопожатие, и канцлерин пришлось догонять и возвращать несчастного главаря хунты и тыкать ему свою ладошку, которую Порошенко так не хотелось пожимать:
Произошедший конфуз явно свидетельствует о том, что Берлин в очередной раз жестко надавил на Киев – не будет изменений в Конституции и де-факто федерализации – не будет и денег. А это единственное, на чем еще выживает киевский режим. Если вспомнить о том, что МВФ тоже с сентября денег не дает и требует все более жестких антисоциальных законов, включая повышение тарифов (весной они будут подняты), визит в Германию ничего хорошего хунте и Порошенко лично не принес.
Фактически, все происходящее свидетельствует о том, что основания для появления изменений в Конституции являются исключительно политическими. А необходимые 300 голосов парламентариев до сих пор отсутствуют.
Это окончательно лишь подтверждает недееспособность нынешней парламентской коалиции. Ведь для внесения изменений в Конституцию у членов правящей коалиции разногласий быть не должно – иначе негде взять необходимые для принятия 300 голосов. Налицо явное нежелание депутатов разных фракций нести общую ответственность за изменения в Конституцию и создание условий для вхождения ДНР и ЛНР в правовое поле нынешнего режима. Есть и другой, еще более циничный аспект - отсутствие голосов за изменения Конституции связано с банальными политическими торгами самих же членов коалиции и командой президента – каждая фракция хочет получить бонусы и преференции. Хотя бы в виде банальных благ – остатков "заводов, газет, пароходов".
Итак, третья сессия парламента не может быть закрыта, пока не будут проголосованы изменения в Конституцию. Вчера об этом в ходе согласительного совета заявил лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко.
Министр МВД времен Ющенко, ныне правая рука Порошенко, предлагает первую половину пленарного дня (сегодня, 2 февраля) посвятить завершению рассмотрения законопроектов, которые взяли в работу во время третьей текущей сессии: "Мы считаем, нужно завтра внести на рассмотрение вопрос относительно голосования за изменения в Конституцию в части правосудия. Конституционный суд Украины уже может предоставить свои выводы на завтра. Важно, чтобы переаттестация судей началась с 1 сентября этого года, а не следующего… При всем уважении к закону о государственном прапоре, сессию нужно завершить блоком резонансных вопросов, не оттягивая до четверга и принять решение еще в текущей сессии".
Все это не более, чем одна из попыток "сделать хорошую мину при плохой игре". Требуемые изменения явно не будут проголосованы, и киевские власти нарушат требования Конституции.
Разъяснение "О порядке внесения изменений в Основной закон" Конституционный суд Украины уже давал ранее, а именно: в решении от 17.10.2002 по делу № 1-6/2002 отмечается, что "вопрос о внесении изменений в Конституцию Украины должен быть рассмотрен и решен на двух очередных сессиях Верховной рады Украины последовательно".
И до настоящего времени никаких вопросов не возникало. С момента принятия Конституции Украины в 1996 году ее текст менялся уже четыре раза. При этом каждый раз сама процедура внесения изменений в Основной закон, определенная в статье 155 Конституции, была соблюдена: в течение одной сессии народные депутаты предварительно одобряли проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины, а в течение следующей - конституционным большинством принимали этот закон в целом. В период с 1996 по 2015 год этот механизм не давал "сбоя", так же не вызвал недоразумений у нардепов предыдущих созывов и не нуждался в дополнительных разъяснениях.
Как будет выкручиваться Киев в этот раз, мы скоро увидим. Но при любом развитии событий, ничего хорошего правящему режиму ближайшее будущее не сулит.
И это хорошо.
Специально для Накануне.RU