"На смене руководства ГРУ извлекаются политические дивиденды"
Накануне новым начальником Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба назначен генерал-лейтенант Игорь Коробов. После кончины 3 января 2016 г. Игоря Сергуна – бывшего руководителя ведомства – ему не только начали активно искать замену, но и приписывать очень "интересные" причины смерти. Например, американское частное разведывательное агентство Stratfor заявляло, что Игорь Сергун умер не 3 января в Подмосковье, а 1 января в Ливане (что опровергло Минобороны РФ). Более того, стали появляться сообщения, мол, эти перестановки – "подковерная борьба" в Кремле. О том, чья это "борьба", и как скажется на работе ГРУ смена руководства, в интервью Накануне.RU рассказал ветеран советской военной разведки, полковник ГШ в отставке Григорий Ванин.
Вопрос: Как Вы считаете, как скажется смена руководства ГРУ на работе разведки?
Григорий Ванин: В принципе, никак не скажется – традиции все те же останутся, задачи те же останутся, ведь любая разведка работает не сама по себе, по своей инициативе, она работает по задачам, которые ставят вышестоящие инстанции. Например, для ГРУ такие задачи ставит Генштаб, поэтому технология, какая была, такая и осталась, ничего не меняется.
Это же не правительственная организация, как ее ошибочно называют многие журналисты, и не спецслужба – это штатное подразделение Генерального штаба, и будет работать как штатное подразделение. А все остальное – домыслы, и часто эти домыслы провоцируются из-за рубежа для того, чтобы получить какую-то важную информацию для контрразведки или политической разведки.
Вопрос: Вы имеете в виду версию про гибель Сергуна и последствия, выдвинутую разведкомпанией "Стратфор"?
Григорий Ванин: В том числе и "Стратфор", да. Джордж Фридман (основатель и директор американской разведкомпании "Стратфор" - прим.) – он профессионально работает на свою страну, на своих заказчиков. Он в том числе и провокатор – пытается "прощупать" российское мышление, какая будет реакция на разные "вбросы". Вот он вбрасывает такие темы, с намеком на особые обстоятельства смерти генерала, что смена руководства в ГРУ – это признак политической борьбы. Ничего подобного.
И версия, что Игорь Сергун погиб в Ливане - конечно, это вброс. Ну, что делать Сергуну в Ливане? Он же не штатный оперативный офицер, он руководитель Главного управления. Это все равно, что если бы генерал сел в окоп, чтобы пострелять и посмотреть в бинокль.
Вопрос: СМИ пишут, что Игорь Сергун до этого принимал участие в разработке планов воздушных операций в Сирии. Если технологии работы ГРУ останутся прежними, то можно ли быть уверенным, что и сама операция в Сирии будет неизменна?
Григорий Ванин: Это опять сомнительная информация. Что значит, Сергун разрабатывал воздушную операцию? Это опять его принижение до уровня майора. Как он принимал участие?
Он вообще руководитель Главного управления ГШ, которое занимается анализом и оценкой военно-политической ситуации по всему миру. А тут вдруг его понижают до тактического уровня. Решение принимали другие люди. Все эти измышления придуманы специально для того, чтобы увидеть реакцию на них, и сделать какие-то для себя выводы.
Кроме того, много раз было сказано официальными представителями Министерства обороны и политиками России, что цели для поражения самолетами авиагруппы ВКС в Сирии определяет сирийская военная разведка, сирийский генштаб и сирийское политическое руководство. Россия лишь оказывает необходимую военную помощь правительству Сирии.
Вопрос: Якобы в ГРУ опасались, что на смену Сергуну может прийти человек из других структур, который не сталкивался раньше с особенностями работы военной разведки. Итоговое решение было принято в духе преемственности. Это положительное решение?
Григорий Ванин: Игорь Сергун закончил Суворовское училище, был воспитан в глубоко патриотическом духе. На службе от него требовалось высочайшее напряжение сил. Представьте, что от вашей работы, от работы вашего подразделения зависит успех операции ВКС РФ в Сирии – это ведь огромная ответственность. Но есть еще немало других ответственных задач. У Сергуна просто не выдержало здоровье – сложно даже "переварить" все то, что он знал, в каких ситуациях он работал, ведь человек, работающий в разведке, знает больше, чем рядовой гражданин. Не каждый может преодолеть постоянный профессиональный стресс.
Новым начальником ГРУ ГШ уже назначен генерал-лейтенант Игорь Коробов, бывший заместитель покойного Игоря Сергуна. В пятницу, 5 февраля, он приступает к своим обязанностям в новом качестве. Как видим, слухи были беспочвенны. Это опять измышления людей, не сведущих даже в истории разведки. Долгое время блестяще возглавлял ГРУ и одновременно был заместителем начальника ГШ генерал армии Петр Иванович Ивашутин. Он пришел на эту должность из КГБ, но образование у него и богатый служебный опыт были военные, он, ко всему, бывший СМЕРШ-овец. Был заместителем председателя КГБ и некоторое время даже исполнял обязанности председателя КГБ. Там были свои задачи, в ГРУ встали другие, и он их профессионально решал – руководил Главным управлением 23 года и ушел в отставку в 83 года. Поэтому нет пока ничего такого, что противоречило бы традициям или отражало какие-то иные противоречия.
Мы возвращаемся к тому, что разведчики работают по задачам и заданиям. Перед ними ставятся определенные задачи, например, по Сирии - надо вести постоянное наблюдение за "партнерами", и они это делают. То есть это обычная рутинная работа. Когда вызревает какая-то политическая ситуация, и руководство страны принимает решение по ней, то все виды разведки, включая ГРУ ГШ, обеспечивают необходимой информацией принятие такого решения. Для того разведка и существует.
А вот таких вот "Фридманов" нужно просто информационно послать куда подальше. Они провоцируют общество через СМИ специально. Фридман примерно год назад приезжал сюда, в Москву, чтобы смоделировать стиль мышления, принятия решения в Кремле – он об этом прямо говорит и пишет. И это нужно, чтобы потом более точно просчитывать реакцию России на те или иные шаги своих заказчиков, составлять свои прогнозы, которые он выставляет на продажу как информационный товар. Выше качество товара — выше цена. Это его хлеб.
На Западе есть так называемые демографические институты, они изучают национальную психологию, национальное мышление, ментальность и культуру народов – для чего? Не для того, чтобы рассказывать интересные истории студентам и удивлять общество экзотикой, а для того, чтобы планировать какие-то акции более близко к той реальности, которая существует в изучаемом государстве, к обычаям, которые у этого народа есть.
К примеру, когда пришел в Белый дом Барак Обама, его вдруг заинтересовала история терроризма в России, они вдруг кинулись снова перечитывать и изучать Достоевского. Зачем?
Вопрос: Любопытный факт, Григорий Петрович... Опять же по данными СМИ, в Генштабе заявляли, что на смерти Игоря Сергуна многие попытаются извлечь политические дивиденды, и будет много спекуляций. Какие дивиденды могут быть извлечены, и какие спекуляции ожидать?
Григорий Ванин: Кого-то очернить, где-то разыграть какую-то интригу, кого-то обвинить, поставить в неудобное положение армию, министра обороны, Генштаб. Заодно сыграть против Путина, однозначно. Уже придумали, что у него там $40 млрд, еще что-нибудь придумают. Они сейчас стараются вовсю напустить дезинформацию, чтобы не допустить переизбрания Путина, чтобы не допустить даже кого-то из его команды. Это большая политическая игра.
Вопрос: Вот вы говорите, что это все домыслы и придумки, а людям как реагировать на эти вбросы?
Григорий Ванин: Людям - никак не реагировать на такие новости или подходить к ним критически. А все домыслы просто игнорировать, ведь они и делаются для того, чтобы посмотреть – какая будет реакция общества, какие будут официальные заявления.
Вопрос: Минобороны, пресс-секретарь президента всегда очень сдержанно отвечают на подобные вопросы-вбросы. Например, "это не соответствует действительности", очень кратко. Это правильная тактика?
Григорий Ванин: Это абсолютно правильная тактика, потому что всякие "Би-Би-Си" и прочие "надутые" господа хватают за язык и цепляются к словам, ищут смысл сказанного между строк. Все это извращается и используется как раз для тех самых информационных вбросов и получения от них дивидендов.
Дело в том, что коррупция в стране у нас запредельная – все уже открыто об этом говорят, и это угроза существованию самого государства. Это и есть одна из тем, мотив для дезинформации, для разложения общества - недоверие руководству. Сейчас кризис, люди живут в напряжении, стараются сплотиться, как обычно наше русское общество сплачивается в общей беде, и народ старается найти какой-то выход. И вот как раз в это напряженное время делаются такие "вбросы" – провокаторы сыплют соль на рану. Таким способом они готовят общество к какому-то бунту, сопротивлению, по сути, готовят к майдану. Майдан ведь не придуман на Украине – вспомним бывшую Югославию, а в более давней истории это были события в Чехословакии, Венгрии. Все технологии отработаны. Они теперь имеют собственное название - сетецентрические операции или войны. Отражением таких сетецентрических войн можно считать и шумиху на Западе вокруг ГРУ.