"Михалков просто отразил мнение общества. Горбачев и Ельцин еще получат по заслугам"
Кинорежиссер, глава Союза кинематографистов, доверенное лицо президента РФ на выборах Никита Михалков предложил признать преступлениями политику Михаила Горбачева и Бориса Ельцина.
"Один улыбался, и с такой же непринужденной улыбкой, идя на поводу у Запада, сломал стену в Германии, и ничего за это не получил. Другой доломал все оставшиеся хрупкие связи до конца, "отпустив всех по своим квартирам", - отметил режиссер.
И пока в стране строят "золотые" центры имени первого президента, собирают "аншлаги" при выпуске антироссийской книги, интеллигенция меняется, меняется ее понимание прошлого. И Михалков - тому пример. Однако пока оценить деятельность "гробовщиков" советского государства "по достоинству" не представляется возможным – об этом в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев.
Вопрос: Как Вы оцениваете высказывание Михалкова?
Вадим Соловьев: В его словах большая доля истины. В отношении Ельцина - однозначно - он был инициатором антигосударственного, антиконституционного переворота в 1993 г., когда он распустил парламент, а делать этого он по конституции не мог. Поэтому Конституционный суд признал его действия нарушающими основной закон и инициировал процедуру импичмента.
А Верховный совет и Съезд народных депутатов эту процедуру отстранения от власти закончили и утвердили. Поэтому Ельцин должен был сложить свои полномочия и уйти, а вместо этого отдал приказ силовикам, и они расстреляли парламент. То есть типичный государственный переворот, захват власти вооруженным путем.
Я абсолютно уверен - когда преемники тех правителей уйдут, и после выборов придут власти, избранные народом, - то эти власти все равно вынуждены будет вернуться к юридической оценке тех действий, которые происходили в 1993 г.
Точно так же, как было в Чили, когда Пиночет ушел, а ему на смену пришли крестьянские демократы и социалисты. Они вынуждены были начать проверку действий антиконституционного переворота и убийства законного президента Сальвадора Альенде. И все участники этого переворота были признаны преступниками, привлечены к уголовной ответственности. Поэтому я абсолютно уверен, что оценка такая юридическая тех действий 1993 г., в том числе и действий Бориса Ельцина, еще впереди.
Вопрос: А по поводу Горбачева что скажете?
Вадим Соловьев: А в отношении действий Горбачева я хочу сказать, что покойный Виктор Иванович Илюхин, когда был заместителем Генпрокурора СССР, возбуждал уголовное дело и направлял в органы безопасности для проведения расследования, потому что вся антигосударственная деятельность Горбачева бросалась в глаза. Но, к сожалению, тогда смелости у правоохранителей не хватило для того, чтобы провести расследование и привлечь его к уголовной ответственности и за развал Советского Союза, и за приватизацию, которую начинали еще в советское время - там было очень много признаков состава преступления.
Поэтому я думаю, что и эта оценка еще впереди. И для того, чтобы мы вернулись на действительно демократичный, правовой путь – мы должны дать юридическую оценку всем этим действиям и двигаться дальше. Без этого на путь закона вернуться невозможно.
Поэтому то, что Михалков поставил этот вопрос – он абсолютно правомерен, и осознание необходимости такой оценки и принятия юридически значимых решений по этим вопросам – они витают в воздухе.
Вопрос: Ну а почему Михалков сейчас это сказал? И почему именно так оценил?
Вадим Соловьев: Михалкова всегда отличало высокое политическое чутье, он всегда находился на волне общественных настроений, и сейчас так же чутко поймал настроение общества и выразил его.
Ну, и безусловно, он же не только актер, режиссер, он в определенной степени и общественный деятель, поэтому это добавляет ему популярности, обращает на него внимание.
Вопрос: А как Вы считаете, он просто "поймал волну" или он сам придерживается того же мнения?
Вадим Соловьев: Я думаю, что, наверняка, он лично к этому пришел.
Настроения интеллигенции начинают меняться, она начинает осознавать, что произошло и как произошло. Поэтому я думаю, что это и его личное настроение, и в то же время он стал рупором такого настроения миллионов граждан нашей страны.
Вопрос: Что нужно, чтобы действительно признать политику Горбачева и Ельцина преступной на государственном уровне?
Вадим Соловьев: С юридической точки зрения должны быть возбуждены уголовные дела по этим фактам – по антиконституционному перевороту должно быть проведено расследование, и материалы дела должны быть переданы в суд.
Но хочу сказать о том, что в нынешней России это невозможно, потому что сегодня у власти как раз те люди, которые эту власть получили в результате того переворота. Поэтому надеяться, что они сами против себя проведут расследование и подорвут фундамент, на котором зиждется их власть, не приходится.
У нас позиция по этому вопросу однозначная – мы считаем, что в действиях Бориса Ельцина и Михаила Горбачева были признаки состава преступления, поэтому дела должны быть расследованы, а по результатам должно быть вынесено судебное решение. Не предвосхищая деятельность правоохранительных органов – только они могут это сделать – но политическая позиция у нас такая.
Такие уголовные дела должны быть, и следствие должно объективно разобраться в тех событиях, которые происходили в то время, и насколько они соответствовали нашему законодательству и Конституции нашей страны.