Крым наш. А дальше?
Крымский политик Леонид Грач о том, что спустя два года властям России пора заняться проблемами полуострова всерьезВ Крыму отметили вторую годовщину после исторического референдума, на котором большинство жителей проголосовали за возвращение в состав России. "Во всех городах и весях" полуострова в связи с этим знаменательным событием проходят торжественные мероприятия - митинги, шествия, выставки и много других мероприятий. В Симферополе проходил праздничный концерт.
Но в повседневной жизни у Крыма остаются проблемы, которые надо решать реальными делами, а не пропагандой на местах. За эти два года проблем стало не намного меньше, складывается впечатление, что власти провернули операцию "по-быстрому", а что делать дальше – как не продумали с самого начала, так до сих пор и не знают, об этом в интервью Накануне.RU рассказал крымский политик, экс-председатель Верховного совета Крыма Леонид Грач.
Вопрос: Крым отметил вторую годовщину присоединения к России. Спустя два года, как бы Вы оценили события прошлого и настоящего?
Леонид Грач: Тут, что называется, две стороны медали. С одной стороны, российская генетика Крыма, конечно, восторжествовала, потому что душа крымская была всегда русской, и, естественно, этими надеждами кровных, братских связей, надеждами на то, что мы едины, Крым жил все эти годы.
Особенно много было сделано по спасению, по закалке – скажем так – Крыма в 2005, 2007, 2008 и следующие годы, когда, по сути, на Крым Россия глаза закрыла. Даже в свое время публично в 2008 г. министр иностранных дел Лавров заявил, что мы по Крыму не пойдем на тот вариант, на который пошли по Южной Осетии и Абхазии. И самое главное, конечно, когда мы все здесь противостояли, по сути, оставаясь один на один с захватом, аннексией американцев, украинскими националистами, которые во что бы то ни стало хотели одолеть нас и войти в Севастополь.
И мы однажды ночью преградили грудью дорогу американскому десанту, который уже прибыл в Феодосию, чтобы на следующий день на военном полигоне под Старым Крымом разбить городок, и таким образом была бы уже официально база американская на крымской земле. Мы этого не допустили. И, кстати, тогда впервые получилось так, чтобы американец умылся соплями и убрался восвояси на следующий день.
Это все дало возможность пережить ющенковскую канитель, которая, впрочем, продолжалась и во времена Януковича - а он и палец о палец для нас не ударил. Поэтому, вне всякого сомнения, тут три основных фактора были: во-первых, выстраданные, созревшие настроения крымчан. Во-вторых, отторжение Украиной Крыма в принципе – его позиции, его полномочий. И, в-третьих, блестящая операция "вежливых людей". Это операция, которую надо будет еще вписать в учебники.
Вопрос: Эти три фактора – это одна сторона медали?
Леонид Грач: Да, это первая сторона медали, с которой Крым, что называется, восстал из пепла. Другая сторона – мы сидим сегодня, как медведь в берлоге, – мы не можем позволить себе то, что может позволить любой другой регион Российской Федерации двухгодичной давности и с точки зрения экономических планов, и с точки зрения свободного передвижения граждан по всему миру, так как к крымскому паспорту отношение, как говорится, плевое.
Но Россия-матушка, спасибо ей, она взяла на себя не только операцию – операция прошла успешно и быстротечно – но и последствия этой операции. Я один из первых сказал еще два года назад, что бесследно для экономики России Крым не пройдет, что на экономике России будет тяжелое бремя. И я благодарю российский народ за терпение.
Вопрос: Какие есть способы решения проблем, как Вы считаете?
Леонид Грач: Я прямо хочу сказать, что Москва, в частности Кремль, должны изменить свою тактику, прекратить свое навязывание. Крым под лупой, под всеобщим международным обозрением, а раз так, то тогда в Крыму должен быть порядок в самом широком смысле этого слова. Должны быть честные кадры, а меняются уже по четыре-пять министров, и все уходят со скандалом. Все грабят, "отмывают" и так далее. И более того, мы прекрасно понимаем, что эта операция была спешная, так как ее нельзя было запланировать и долго готовить, но нельзя же было просто одну операцию задумать, а дальше ничего не продумать.
Вопрос: Нашумевший конфликт Чалого и Меняйло – отражение управленческого кризиса?
Леонид Грач: Почему мы сегодня создаем для общественности изуродованную картину? Уже на примере Севастополя и смех и грех – на момент проведения референдума, и особенно 27 февраля, когда Чалый действительно был народным героем, Меняйло не было в Севастополе. А теперь фильмы снимают, детям в школах показывают, что Меняйло – главный герой "Крымской весны". Нельзя такие вещи делать, это все уже проходили – это отторгается и опровергается потом.
Главная проблема для Крыма сегодня – это его кадры. Кадры никчемные, кадры воровские, непрофессиональные. Вы же понимаете, каков поп – таков приход.
На Крым сразу навалили всю российскую структуру – и давай, сделай. А ее не могут сделать, потому что нет времени, нет специалистов. Еще и было создано Министерство по делам Крыма, которое было совершенно затратным, с бюджета деньги тянуло на себя, сделали какие-то "прокладки", "закладки" управленческого характера.
Вопрос: Чувствуется ли в Крыму давление со стороны меджлиса? Есть такая проблема?
Леонид Грач: Мы шутим, что Крым – это маленький вулкан. Это подбрюшье, с одной стороны, Европы, а с другой стороны здесь встречается в полной мере христианство и ислам. И мы прекрасно понимаем, что у нас здесь есть "пятая колонна" во главе с меджлисом. И нужно реально смотреть, что меджлис имеет достаточно высокую степень влияния на крымских татар. Это особая среда. Вот по истечении двух лет нужно смотреть, чтобы эта среда, в данном случае исламская среда, крымско-татарская среда, не выстрелила, потому что идет накопление негатива у нее, это очевидно. И, конечно, те, кто желают и Крыму, и России беды, могут использовать ИГИЛ (запрещенный в России) в этой ситуации.
Поэтому нужно особо на межнациональные проблемы смотреть, а не играть в игры, будто есть несколько приближенных из числа крымских татар, которые при власти, но они не имеют никакого авторитета в среде крымских татар.
Вопрос: А в целом какие сейчаснастроения крымчан?
Леонид Грач: Крымчане рады. Рады тому, что они в составе России. Рады тому, что есть надежды. Но нужно же смотреть вперед. От любви до ненависти один шаг. Крымчане тоже терпят, готовы терпеть, но долго терпеть невозможно, когда идет сумасшедший рост цен на продукты, причем выше, чем на Украине, и выше, чем на материковой части России. Мы по ценам уже обогнали Москву. И никаких управленческих мер не предпринимается, кроме рассказов, как чиновники пахали. А никто там не пахал.
У крымчан есть надежда на этот, текущий 2016 г. Но реальных сдвигов может и не быть, потому что сама внутренняя ситуация не соответствует задачам. И мы прекрасно понимаем, что экономическая ситуация в самой России не лучше – не идут повышения зарплат, пенсий, а напротив, идет понижение.
Вопрос: Ну, а как же решить проблемы в Крыму? Ведь недостаточно просто убрать одного человека и поставить другого?
Леонид Грач: Во-первых, надо было изначально продумать так все, чтобы кадры были профессиональные. Во-вторых, надо было создать такие условия, чтобы не было очередей, чтобы можно было программу интеграции в российское пространство распределить по годам.
Ну, и надо завезти сюда прокуроров, сюда нужно завезти начальников полиции, укрепить управленцами, которые способны на прорыв. Надо показать – вот, есть здоровый и счастливый Крым, в котором идет реальная работа. А не так, как мы его сегодня видим и показываем, что есть проблемы и там, и сям, и воровство, и проблемные дороги, и инфраструктура, и прочее. И к этому еще добавляются "друзья" украинцы с блокадами.
Надо уже, в конце концов, заняться Крымом всерьез. Если будет в Крыму мир – будет мир и в России.