Что происходит вокруг Ясиноватой
Ясиноватая – небольшой городок Донецкой агломерации, давно и прочно удерживаемый ополченцами. Крупный железнодорожный узел и трасса Донецк-Харьков. До столицы ДНР всего ничего – 12 км, до Киева – более 700. Город расположен практически на линии фронта и вплоть до настоящего времени удерживался силами батальона "Восток", который создал ныне опальный Александр Ходаковский. Что важно для понимания происходящих событий – в городе нет ничего, что могло бы интересовать бизнес. То есть – вообще ничего. В мирные времена объемы годового производства местной промышленности составляли 2 тыс. 651 гривну на человека в год – это 221 гривна в месяц!!! После начала войны, когда встал и железнодорожный транспорт, город с его заводиком стройматериалов и хлебо-мукомольным заводом, с точки зрения товарно-денежных потоков, стал неинтересен абсолютно. Но он был оплотом и базой созданного Ходаковским "Востока".
Именно с его именем, так или иначе, связаны все события последнего времени, которые и привлекли внимание к Ясиноватой, до конца января ничем не выделявшейся в череде таких же передовых рубежей Республики. Даже наоборот – та же Горловка в новостной ленте встречалась в десятки раз чаще.
И вдруг, в конце января этого года, Ясиноватая стала в ДНР яблоком раздора. Сначала – политического. Как уже сообщало Накануне.RU, тогда появился указ главы ДНР Александра Захарченко об отставке мэра города и назначении бывшего народного губернатора Донецкой области Павла Губарева главой администрации. С одной стороны это было явное понижение статуса экс-губернатора, с другой – могло свидетельствовать о большом значении Ясиноватой в неких политических коллизиях, вдруг всколыхнувших Республику.
Наиболее логичной выглядела версия о том, что весной грядут выборы, и назначение Губарева в Ясиноватую должно ослабить там влияние бывшего командира "Востока", бывшего главы МГБ, бывшего главы Совета безопасности и по факту одного из самых известных людей в ДНР – Александра Ходаковского. Как раз незадолго до этого стало известно, что его еще в марте 2015 года сняли с должности главы Совбеза. Да так никем и не заменили. Видимо, за ненадобностью организации. Впрочем, и сам опальный комбат в разговоре с нами признал, что никаких реальных обязанностей в кресле главы Совета не имел.
Так или иначе, но назначение Павла Губарева в Ясиноватую сопровождалось чередой скандалов и разоблачений. "Восток" в изложении ряда симпатизирующих новому мэру СМИ представлялся бандой головорезов и преступников, по сей день так и не подчинившихся единому командованию, а сам его бывший руководитель – агентом СБУ, личным смотрящим олигарха Ахметова и уголовным преступником, "отжимавшим" автозаправки еще в 2014 году и пилившим металл на станции в Ясиноватой.
Самое же главное, почему он был посажен миллиардером Ринатом Ахметовым именно в этот город – контрабанда газа. По официальной версии, через город проходит стратегический газопровод, из которого воруется газ и перепродается контрабандой Киеву. Спешно созданная для раскрытия преступлений парламентская комиссия даже собиралась в Ясиноватую прислать депутатов разбираться на месте и проверять, хорошо ли Губарев "перекрыл кран". В последний момент никто никуда не поехал. Скорее всего, потому, что кто-то удосужился открыть карту газотранспортной системы Украины и выяснил, что как раз через Ясиноватую никакие газопроводы не идут и перекрывать нечего.
Что вовсе не снимает с Ходаковского обвинений в "отжиме АЗС" (сам признался) и работе на Ахметова. Здесь, правда, есть неувязочки. Стихийно возникавшие в 2014-м году отряды ополчения были незаконны по определению – их создание никакими законами не регламентировалось. Выживать и успешно отбивать атаки войск Киева и бандеровских батальонов без снабжения ополченцы тоже не могли. Бензин, машины, оружие и медикаменты – да все, необходимое тысячам ополченцев, доставали, где и как могли. Какие законы в начале гражданской войны?
Что до обвинений в работе на Ахметова, то и тут есть важные детали, о которых нечасто говорят, но и это не является секретом. Например, гуманитарный фонд Ахметова долго и успешно работает в Макеевке и самом Донецке. Ведет свою деятельность и ДТЭК – топливно-энергетическая компания миллиардера, от которой зависит выживание Республики. К примеру, добываемые на подконтрольной Киеву территории на шахтах Ахметова угли определенных марок поставляются на ТЭЦ ДНР (например, Зуевскую). Слишком тесно связаны оказавшиеся по разные стороны фронта территории – волей-неволей властям приходится сотрудничать с врагом. То есть, это происходит и без всяких Ходаковских.
Политические же коллизии вокруг Ясиноватой продолжались. Вполне ожидаемо, Павла Губарева в городе встретили митингом протеста. Сегодня бессмысленно спорить, был ли он инспирирован исключительно Ходаковским или жители действительно не хотели видеть экс-губернатора своим мэром. Важен результат – Губарев из Ясиноватой исчез. Исчез и указ о его назначении. Приближенные к Павлу журналисты писали (и даже приводили сканы), что сайт с указами Захарченко взломали украинские хакеры. Но это не подтвердилось – указы так и не появились вплоть до окончания мартовских праздников.
А потом вдруг появился датированный 9 марта указ №51 об освобождении с занимаемой должности мэра Ясиноватой Юрия Яненко:
и 10 марта, указ №52 - о назначении главой администрации совсем не Павла Губарева, а Дмитрия Шеховцова:
Выходит, никаких атак хакеров не было, а лояльный Ходаковскому мэр Яненко исполнял свои обязанности вплоть до 9 марта.
Очень похоже, что вся эта комбинация была затеяна Захарченко как двухходовка – убрать Ходаковского и дискредитировать Губарева, который позиционировал себя как политический оппонент главы Республики на будущих выборах. И надо признать, что обе задачи были решены – Ходаковский сдает позиции, а Губарев продолжил поездки по России с презентациями своей книги.
Чтобы окончательно поставить точку на версии об Ахметове, придется обратить внимание на методы работы миллиардера в условиях войны. Работая по обе стороны фронта, олигарх ставит охранять свои интересы самых идейных и там, и там. В контролируемом Киевом Мариуполе охраной бизнес-интересов Ахметова занимается откровенно неонацистский полк "Азов". В находящемся под контролем ЛНР Алчевске (до войны в нем жило более 111 тыс. человек, втрое больше, чем в Ясиноватой) расположен металлургический комбинат, принадлежащий Ахметову и не просто работающий – отгружающий продукцию украинской стороне. Плюс еще 16 промпредприятий, включая коксохимический завод.
Активы Ахметова есть и в Макеевке, и в Енакиево, и в Горловке, и в Харцызске. Все эти города ДНР действительно входят в его бизнес-империю. В отличие от Ясиноватой.
Вторая причина, явно следующая за первой – политической – возобновление активных боевых действий именно вокруг Ясиноватой – на участке ответственности "Востока".
"Трасса "Ясиноватая-Спартак" перекрыта из-за того, что ВСУ, в нарушение минских соглашений, заняли "серую зону" и стреляют по трассе и всему проезжающему транспорту", — рассказывают сегодня бойцы ДНР, находящиеся на передовой.
Вчера первый заместитель руководителя Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ Александр Хуг вместе с представителями Минобороны ДНР и Совместного центра контроля и координации (СЦКК) прибыли на блокпост в районе города Ясиноватая. Тем не менее, обстрелы продолжаются.
Началось же все именно с принятия политических решений. В ДНР прекрасно знают о том, что часть бригады "Восток" не вошла в 1-й армейский корпус ДНР, оставаясь на позициях на окраине Ясиноватой. Усиление давления на "Восток" и Ходаковского привело к тому, что часть ополченцев, с августа 2014 года занимавших эти позиции и прекрасно ориентирующихся на местности, были выведены. В частности, покинула так называемую "промку" рота Креста ее заменили частями Корпуса. Плохо знающие местность промышленной зоны бойцы не смогли эффективно противостоять просачивающимся из Авдеевки подразделениям войск Киева. В результате, противник смог закрепиться и обстреливать дорогу Донецк-Горловка даже из АГС.
С 5 марта подразделения ДНР начали предпринимать активные усилия по выдавливанию противника с занятых в серой зоне позиций. По сообщениям из Ясиноватой, в боях участвуют не структуры Корпуса, а подчиненные лично главе Республики около роты бойцов его личной охраны. Насколько эти данные достоверны, судить сложно, но косвенно это подтверждает участвовавший в боях последних дней ополченец:
"Промзона – это вход в Ясиноватую. Если бы мы подпустили их к горловской трассе, то мы бы образовали разрыв между Донецком и Ясиноватой. Это – вход в город. Пришлось бы объезжать трассу. Для нас это было бы неприемлемо, и поэтому шесть дней назад началась совместная операция. Мы забрали часть промзоны боями. Самые основные бои проходили с 5 по 9 марта" (цитата).
Что интересно, в боях участвовал и ранее покинувший позиции Крест со своими бойцами, и не вошедшие в Корпус другие подразделения "Востока". Большая часть промзоны отбита – бои продолжаются.
Официальная точка зрения руководства ДНР была озвучена заместителем командующего корпусом МО ДНР Эдуардом Басуриным: "Отдельно хочу остановиться на факте вчерашнего боестолкновения в районе блокпоста на участке автодороги Донецк-Ясиноватая-Горловка, попытка которого была спровоцирована агрессивными действиями ВСУ. В частности, после интенсивных обстрелов наших позиций и постов в течение трех последних суток, передовые подразделения 13 и 16 роты 15 омпб 58 омпбр ВСУ при поддержке нескольких танков и бронемашин попытались выдвинуться в нейтральную зону (промсектор) в районе н.п. Ясиноватая и закрепиться. Однако, атака противника была сорвана".
Как доказывает видео – не вошедший в Корпус батальон "Восток" не только сегодня защищает Ясиноватую, но и поднял флаг над промзоной 17 марта:
По словам Басурина, "снизить интенсивность боев" помогло вмешательство иностранных наблюдателей и лично Александра Хуга. Что более правдоподобно – успехи и мужество защитников города.
В целом же, и это особенно важно, события вокруг Ясиноватой в очередной раз продемонстрировали проблемы как в Донецке, так и в Киеве. В Республике продолжается проходящий очень болезненно процесс построения властной вертикали. Даже самые стойкие и идейные подразделения, не вошедшие в Корпус, даже в ущерб обстановке на фронте, выводятся, разоружаются и прекращают свое существование. Аналогичные процессы происходят и в политическом пространстве Республики. Невзирая на заслуги и взгляды, не оглядываясь даже на законность своих действий, под надуманными или реальными обвинениями, удаляются от власти люди, открыто высказывавшие мнения, отличные от официальной позиции.
И хотя методы, которыми сегодня действуют власти Республик (а в ЛНР происходит то же самое), вызывают неприятие, а зачастую - нарушают действующее законодательство ДНР и ЛНР, необходимо признать – в условиях пусть вялотекущей, но войны, построение жестко структурированной политической власти необходимо точно так же, как и единоначалие в армии, подчиняющейся единому командованию.
Фактически, выполняя эти задачи, Захарченко и Плотницкий ведут Республики к объединению и ликвидации излишних правительств, чиновников, управленцев и прочих дармоедов, не только дублирующих друг друга, но и вносящих сумятицу и путаницу в работу властной вертикали. Если в 2014 году возникновение и строительство двух мини-государств было объяснимо, то их существование сегодня на менее чем 20 тыс. кв. км контролируемой территории явно избыточно.
Впрочем, пока существуют именно две Республики, их проще "затолкать" в формат Минска-2 и в рамках его выполнения – вернуть в состав какой-то "Единой Украины". Что сегодня представляется нереальным – этого хотят внешние игроки, но категорически возражают Киев, Донецк и Луганск. Все прекрасно понимают, что выполнение Минска – смертный приговор действующим властям. Ни Порошенко и его нынешнее окружение, ни Плотницкий с Захарченко не смогут сохранить власть в такой Украине. Киев для этого должен добровольно расстаться с бандеровцами – а больше ее некому защищать, а население и бойцы Республик никогда не согласятся жить вместе с неонацистским режимом.
Во многом, именно этим и определяется происходящее вокруг Ясиноватой. Для киевского режима это один из аргументов, почему невозможно выполнение им минских соглашений – ведь бои продолжаются. И даже усиливаются. Мало того, такие бои местного значения, без особых материальных затрат и риска, позволяют киевскому режиму не только списывать и воровать гигантские суммы, но и оправдывать экономическую катастрофу "трудностями военного времени".
К сожалению, точно такие же факторы воздействуют и на власти обеих Республик. В этих условиях позиция России похожа на философские взгляды Ходжи Насреддина – или киевский режим сам помрет, или Западу надоест его поддерживать, и он все равно помрет. Третьего не дано.
Действительно, Республики на милость нацистам не сдадутся и более-менее нормальную жизнь наладят, имея за спиной помощь России. У которой реально нет выхода – русские своих не бросают, как бы ни хотелось кому-то обратного. А вот США и Евросоюзу Украина если и нужна, то исключительно как инструмент ослабления и влияния на Россию. Сама же по себе она им неинтересна. И возиться с ней "из любви к Украине и украинскому народу" никто на Западе не будет. Поэтому Победа будет за нами. Вопрос только –
Когда? И какой ценой?