"Без русских нам конец..."
Балтийский спецкорр Накануне.RU побывал в Египте и рассказал, как там без насХургада умирает. Достаточно пройтись по улицам этого египетского курорта, чьи городки и пансионаты раскинулись на сотню километров по причудливо изрезанной береговой линии Красного моря, чтобы увидеть бесспорные признаки агонии: даже на главной Шератон-стрит более чем каждый второй бутик и торговый центр закрыт или элементарно разграблен, та же невеселая участь постигла и сотни отелей, причем наиболее проигрышными оказались такие огромные SPA-комплексы как "Марина" с сотнями номеров, роскошными концертными программами.
В них ранее охотно участвовали поп-звезды первой величины (в эль Гуна, местной Венеции с искусственными каналами и роскошными бунгало, входящей в большую Хургаду, находится и вилла Филиппа Киркорова, ничуть не уступающая загородным домам арабских шейхов и таких знаменитостей, как экс-футболист Бекхем) теперь их сюда не зовут, потому что практически исчезла аудитория – российские туристы, счет которых шел на миллионы. А сейчас контрастом к тем благостным временам - километры пустынных пляжей, тысячи роскошных яхт, прогулочных катеров и моторных лодок, удобных для рыбной ловли в прибрежных водах. Да, новгородцам и москвичам, уральцам и алтайцам нравится этот живописный уголок экзотической Африки с ее заливами, бухтами и островами, с чистыми и теплыми, в любое время года не остывающими ниже 21 градуса водами, в которых пышно цветут коралловые сады, окруженные сонмищем удивительно пестрых, словно аквариумных рыбок и здоровенных зубастых мурен и даже акул – короче, тепло, солнечно и романтично. А если учесть, что в пределах суточного путешествия лежат такие бриллианты античной цивилизации, как Луксор с его пятитысячелетним Карнатакским храмом и пирамидами в Гизе, то можно понять, почему на отдых в знойную Африку отправлялись семьями и компаниями. И вот все остановилось. Причину читатели знают – теракт на борту нашего чартера над Синайским полуостровом, отчего Ростуризм не рекомендовал организовывать туры в целом в страну Тутанхамона и Хеопса, классиков блистательной эпохи фараонов. Россию в этом деле поддержала Британия, частично Латвия, некоторые другие страны, Германия хотя запрет не ввела, но основательно ограничила египетское направление.
Исламское государство (организация, запрещенная в России), добравшееся и до Египта, своим терактом, унесшим жизни около 300 человек, нанесло сокрушительный удар по всем, в том числе и по жителям Хургады, далеко не случайно ас Сиси, президент, долго не хотел признавать вину египетской стороны, усматривая то человеческий фактор, то обстрел лайнера с земли, то неисправность техники... В коптской церкви (их в Хургаде восемь, и одно это уже говорит о роли этой ортодоксально-христианской общины в жизни города), удивительно похожей по оформлению на православную, разговорился с Майклом Етнадесисом, владельцем, в компании со старшим братом, нескольких ювелирных магазинов не только на западном берегу Красного моря, но и на восточном, в Шарм аш-Шейхе, не менее любимом неизбалованными солнцем северянами. При крещении его записали Михаилом, библейским именем, Майклом он стал для удобства общения с партнерами и покупателями, почти свободно владеет кроме английского - русским, и при встрече с нашим братом предусмотрительно представляется Мишей. Копты в смысле деловой хватки заметно опережают мусульман (две тысячи лет истинной веры делают свое дело), и хотя их в стране, согласно официальной статистики, всего около десяти миллионов из ста, доля богатых людей в их среде значительно выше. Однако диплом выпускника Каирского университета и природная изобретательность в этих условиях помогают мало, сейчас Миша в трансе – бизнес на грани банкротства, в иной день вообще ни одного покупателя.
И так многими месяцами.
Атем, также адепт коптской церкви, торгует в центре маслами и восточными благовониями. Предназначены эти не дешевые средства в основном прекрасному полу, но их сейчас еще меньше, чем рисковых мужчин. "Без русских нам конец, - обреченно вздыхает хозяин лавки. - Когда же Путин поднимет шлагбаум?" Атем с тоской вспоминает о благословенных годах, когда тротуары были забиты русскоговорящей публикой, а в его магазине образовывались очереди, дневная выручка составляла не одну сотню долларов. Положение безвыходное, так как продать дело без потребителя невозможно, многие просто бросают свою торговую точку и меняют профессию, идут на нефтепромыслы на Синае или подаются в рыбаки. На отелях, клубах и ресторанах самая популярная вывеска - "Сдается в аренду или продается". Утверждают, что одномоментно в Хургаде насчитывалось до ста тысяч Иванов да Марий, на трехсоттысячном курорте они давали работу десяткам тысяч обслуживающего персонала. Сколько потерянных миллионов, разбитых надежд! Молва говорит, резко возросло число самоубийств, разводов, даже несмотря на то, что исламская традиция это не приветствует. По центру бродят десятки малолеток, промышляющих мелочной торговлей – салфеток, мятных конфеток, а попросту занимающихся попрошайничеством.
Да, теперь из Москвы и прочих центров поменьше чартеры не доставляют тысячи жадных до живительного светила, однако язык Лескова и Паустовского на улицах все еще слышен. А проникают его носители по нескольким каналам. Иные фанаты элементарно добираются сюда частным образом, допустим, через Стамбул, Афины, Тегеран... Но все же подавляющее большинство составляют так называемые местные русские, причем их количество даже трудно представить – в лучшие времена их было около 50 тыс, сейчас, в связи с падением курса рубля, значительная часть отправилась на родину, но все равно тысяч 30 осталось. Это и работники российских фирм, задействованных на обслуживании соотечественников и не расставшихся с надеждой на лучшие времена, пенсионеры, уже давно прибывшие погреть косточки, да так и плененные, по их мнению, восхитительной природой и чудодейственным климатом, любители экзотики, в которой также нет недостатка.
Жизнь здесь заметно дешевле, чем, к примеру, в Москве, цены на недвижимость упали раза в два-три и теперь появилась возможность приобрести сносную квартиру за тридцать тысяч долларов, даже в престижном районе с видом на море. У многих дети, для них действуют две частные школы – "маленькая" на сто воспитанников и "большая" в несколько раз просторнее. Родители сетуют: учебные заведения испытывают немалые трудности, непросто с финансами, но еще труднее с учебниками и пособиями, программами и методичками. А ведь они себя считают – и по праву – частью отечества и хотели бы, чтобы московские власти, в том числе министерство образования, не забывали их, помогали.
Поражает огромное количество новых жилых кварталов – многие тысячи квартир уже давно стоят незаселенными.
Стройки остановились в тот момент, когда мировой кризис шесть лет назад нанес грандиозным планам по превращению Хургады в мегакурорт (поговаривают, что главные идеи, а значит, и деньги, тут принадлежат шейхам и просто магнатам из Саудовской Аравии, которая рядом через неширокое море, и Персидского залива) первый серьезный удар. Вторым оказался шлагбаум на пути российского направления. Везде огромные объявления – рекомендации от совладельцев – саудовцев и египтян – приобрести квартиру на льготных условиях: 10% сразу, остальное в рассрочку на 7 лет, причем со временем льготы прирастают. Если все же квартиры найдут, наконец, своих владельцев, население курортов увеличится более чем на половину. Без всякого сомнения, среди них будет немалый процент и россиян. А дело к этому и идет, министр иностранных дел Сергей Лавров уже заверил, что Египет скоро будет открыт.