Разве санкции вводят, чтобы не отменять?
Конец марта - очень "юбилейный" в плане военных интервенций в мире. Так, 21 марта 2011 начались бомбардировки Ливии силами НАТО. 24 марта 1999 - бомбардировки Югославии. Есть мнение, что к югославскому и ливийскому сценарию подводят и Россию и ее руководство, но на этом фоне из телевизора гражданам транслируется мысль, что "стратегические партнеры" экономические санкции должны отменить со дня на день. Хотя бы европейские, хотя бы те, которые навесили за Донбасс, отменят точно. Вот и госсекретарь США Джон Керри, дескать, целых два дня провел в Москве, поняли американцы, значит, свою неправоту. Но ведь именно политика умиротворения и сближения всегда являлась основным инструментом западной агрессии, а вовсе не санкции. Накануне.RU решило напомнить, как это происходило.
Многие эксперты берутся утверждать, что со времен окончания Холодной войны в западных спецслужбах и бюрократическом аппарате резко упал уровень аналитической экспертизы. Отсюда, будто бы, и шаблонность в подходах к внешнеполитическим акциям и спецоперациям. Однако эффективность таких мероприятий определяется целью, но как раз что касается целеполагания вашингтонского обкома — тайна сия есть велика.
Поэтому существует и другое мнение, что с уходом СССР с мировой арены ситуация для США упростилась, цена ошибки упала, и в итоге там нащупали наиболее эффективную для себя схему работы с "несогласными" государствами, в нужном им соотношении сочетающую дешевизну с результативностью, и теперь будут ее использовать до тех пор, пока она себя не исчерпает полностью.
Кто сказал "Вау"?
"Вау! Мы пришли, увидели и он умер", - сказала 20 октября 2011 года глава Госдепа Хиллари Клинтон, комментируя фотографии жестокого убийства толпой ливийского лидера Муаммара Каддафи. "Единственная ошибка в жизни, которую я совершил, что поверил Западу", - сказал как-то бывшему главе Калмыкии Кирсану Илюмжинову лидер Джамахирии в личной беседе.
А ведь почти ровно за 11 лет до убийства с Каддафи сняли все санкции, введенные за то, что он буквально выпер из страны западных нефтяников в 1973 году. США тогда ограничили поставки промышленной продукции в Ливию и заставили бывшую метрополию — Италию — прекратить продажи этой стране транспортных самолетов, потом санкции только наращивали вплоть до разрыва экономических и дипломатических отношений и включения Ливии в список государств, финансирующих террор.
30 лет конфронтации Ливии и возглавляемого США мирового сообщества, казалось, закончились хорошим миром. Западные либертарианцы носились с Каддафи, как примером того, как невидимая рука рынка может наладить мир. Деньги, бизнес, дескать, всегда идут дорогой мира и сотрудничества. Наши эксперты, зовущие себя либералами, повторяли за ними. В итоге даже и сам Каддафи будто бы уверился, что деньги и совместный бизнес принесут Ливии мир и спокойное и независимое существование.
Хотя Мауммар до конца жизни и отрицал свою причастность к авиакатастрофе над Локерби, но в начале 2000-х заплатил баснословные 2,5 млрд долларов компенсации жертвам трагедии, а затем провел по факту денационализацию сырьевого сектора, пустив в страну западные нефтяные корпорации и деньги. Будто бы в ответ, 11 сентября Ливия вошла с список партнеров по борьбе с мировым терроризмом, экономические санкции были практически все отменены, а Италия даже выплатила Ливии компенсацию за свою колониальную политику в размере 5 млрд долларов.
Этот размен Каддафи, видимо, счел крайне удачным и остроумным и после него, видимо, почувствовал, что поймал за бороду свою удачу. Шутка ли, когда Каддафи выгнал весь иностранный бизнес из страны, она была на грани полномасштабного конфликта с США. Несколько раз Штаты бомбили Ливию, ее столицу, резиденцию Каддафи, а в небе страны происходили воздушные бои авиации. Каддафи обвиняли в нескольких терактах на территории Европы, в попытках покушения на президента США Рейгана. И вот спустя два десятилетия Каддафи будто бы все сходит с рук. Из "бешеного пса" стал партнером. Неудивительно, что за почти десятилетие стабильных отношений с Западом Каддафи настолько уверовал в мирное сосуществование (союзничество против терроризма), что под конец уже просто куражился: публично называл Обаму своим сыном, предлагал разделить на части Швейцарию. 80% экспорта ливийских углеводородов он перенаправил на Запад, инвестировал личные и государственные средства в итальянские банки и нефтяную корпорацию Eni, австрийский строительный бизнес и британские СМИ. Каддафи отдал западным корпорациям крупнейшие инфраструктурные проекты в своей стране. А это ни много ни мало огромный ирригационный проект "Великая рукотворная река" на 25 млрд долларов, а сын Каддафи Саид аль-Араб и вовсе собирался силами американских корпораций строить новые города.
От атак Запада на фронте прав человека и гражданских свобод Каддафи прикрылся, просто подсунув в качестве главных диссидентов собственных детей. Дочь Каддафи Аиша была послом доброй воли в ООН, боролась со СПИДом и за права человека в Ираке. Сын Каддафи Саиф аль-Ислам пошел еще дальше, учился в Лондонской школе экономики, водил дружбу с английскими принцами, лордами и членами семьи Ротшильдов, часто произносил приятные западному уху речи о демократизации и создании институтов, организовал продажу западных СМИ на территории Ливии.
На Западе, казалось, что на это купились, ну тупые же, как сказал бы Задорнов. В итоге диссертацию сыну Каддафи рецензировал, как выяснилось в 2011 году, сам Тони Блэр. Любопытно, что когда интервенция в Ливии приняла уже решительный характер, "диссидент" взял в руки автомат Калашникова, чтобы бороться с агрессией и в итоге был пойман и приговорен к расстрелу (буквально на днях по решению ливийского суда его оправдали). "Неудавшийся реформатор", - сожалели тогда на Eurionews. Дочери Каддафи Аише под бомбежками пришлось бежать из страны.
Но вот оказалось, что не забыли и не простили. Наоборот, все поменялось как по щелчку и резко. Друг и партнер внезапно стал педофилом, развратником, сибаритом, ну и, конечно, снова кровавым диктатором. Вся мощь пропаганды западных СМИ обрушилась после смерти на Каддафи и его семью.
Как же так произошло? В каком-то смысле Госдеп, сняв санкции, как в известной рекламе, налил и отошел, дождавшись приватизации нефтяного сектора и поворота к "народному капитализму", Запад вполне мог рассчитывать, что зародившаяся национальная буржуазия сама захочет снести Каддафи, позволив Белому дому делать вид, что он просто оказался "на правильной стороне истории". Западные СМИ писали тогда, что исправившийся Каддафи идет по пути президента Египта Хосни Мубарака. Вышло же так, что Госдеп, угодливо улыбаясь, протащил Каддафи по этому пути еще дальше, чем Мубарака.
Ливию часто встраивают в общий ряд стран "арабской весны". Но проблема в том, что сами авторы свержения Каддафи так не считают. Некоторые секреты в США долго не держатся. Стоило Клинтон пойти на выборы президента кандидатом, как собственно из ее же избирательного штаба посыпались интереснейшие детали начала операции в Ливии. Так, в недавней статье в Нью-Йорк Таймс подробно рассказано, что переговоры, которые велись с середины марта о закрытии неба над Ливией и введении бесполетной зоны, шли целиком в ручном режиме, и Хилари Клинтон продавила агрессивное решение в Белом Доме. "Был момент, в июне или июле, - объяснял Нью-Йорк Таймс советник Госдепа по Ливии Шапиро поставки оружия повстанцам в Ливии, - когда ситуация на земле, казалось, зайдет в тупик, и мы не были уверены, что выигрывали, или, по крайней мере, достигнем победы достаточно быстро ". Очевидно, даже уже не скрывается, что исторический процесс явно толкали в нужную Белому дому сторону.
Умиротворяй и властвуй
Ирония судьбы в том, что пока Каддафи был уверен, что он прощен на Западе, то собирался ставить в Ливии памятник Саддаму Хусейну. Хусейн же, пока в 80-е Ливию бомбили натовские самолеты, пребывал в уверенности, что уж на него-то на Западе зла не держат. Ведь, как известно, Хусейн был не чужд западным силам, которые его в итоге убили. Если верить бывшему сотруднику госдепартамента США Роджеру Моррису, к власти Саддама привело ЦРУ. Но и покорным он с самого начала не был, чего стоит только национализация иракской нефти. Закончилось же все в начале нулевых казнью и заголовком ливанской газеты: "Лакей попал в капкан хозяев".
Собственно, сам капкан состоял не только из бомбежек реальных и информационных, не только из экономических атак, но и из политики умиротворения, которая всю дорогу сопутствовала американо-иракским отношениям со времени прихода Саддама к власти и национализации им нефтяных активов.
Интересно, что сам Саддам вполне мог считать себя прощенным Западом даже несколько раз. Первый раз его "простили" за национализацию нефти. Вообще Саддам к вопросам безопасности Ирака от Запада подходил творчески и хитро. В начале 70-х, помня, что за два десятилетия до этого идея национализации нефти привела к острому конфликту между Ираном и Западом, за которым последовало падение иранского правительства, возглавляемого премьером Мохаммедом Мосаддыком, Саддам не хотел совершать этот шаг до того, как он защитит Ирак от возможного ответного удара Запада, посему он заручился поддержкой СССР в этом вопросе, обещанием закупки их углеводородов, за счет поставок Советского Союза он усилил и армию. Затем, как говорят у нас в Сети, на бегу переобулся в воздухе, и начал продавать нефть на Запад, по сути тем же лицам, у кого он забрал бизнес. В завершение своего кульбита - пообещал отдать нефть иракского Курдистана западным корпорациям в обмен на прекращение поддержки движения курдов. Казалось, что Саддам действительно обезопасил себя и страну, однако, вместо этого в 1975 году он получил первые санкции от американского Конгресса. Впрочем, касались они только поставки вооружений и в целом постоянно нарушались. Так, например, довольно широко известно, что некоторые компоненты оружия массового поражения перед войной с Кувейтом Ирак получал от западных спецслужб и западных компаний.
Второе прощение Саддам получил после войны в Кувейте в начале 90-х, за которой последовала операция США "Буря в пустыне".
Интересно, что буквально за несколько дней до своей операции американский Конгресс блокировал предложения по введению экономических санкций против Ирака. Саддам получил все сигналы о том, что Белый дом если не одобряет, то смотрит на его политику безразлично. В личной беседе же с послом США в Ираке Эйприл Гласпи перед операцией в Кувейте Саддам и вовсе уверился, что получил "зеленый свет".
Но буквально на следующий день после начала столкновения Ирак получил все возможные экономические санкции от США, а потом и от ООН. Санкции эти держались до самого вторжения США в Ирак, и западная пресса писала, что они, конечно, в клочья порвали экономику страны, занимающей второе или третье место по запасам углеводородов. Однако, как выясняется сейчас, и в этом случае логика тех, кто вводил санкции, была не прямая, и на самом деле санкции не действовали. После падения Саддама вдруг оказалось, что практически всеми западными корпорациями режим санкций нарушался через многочисленные коррупционные схемы. Прощение Саддама заключалось не в том, что санкции сняли, а в том, что Белый дом попросту закрывал глаза на то, что они не действуют, вербуя, к тому же, через коррупционные схемы иракскую элиту.
Нетрудно заметить, что формула "санкции вводятся не для того, чтобы их снимать" не так уж и верна. При всех разностях рассматриваемых ситуаций - в странах Ближнего Востока и в России, при различиях стоящих в руководстве политиков и тех шагов, за которые они были введены, можно констатировать, что самые смертоносные удары Запад наносил противникам именно в моменты умиротворения и "улучшения" отношений. Сами по себе санкции оказывались удобнейшим инструментом дипломатического торга и влияния на внутреннюю политику оппонента.
Как не раз заявляло высшее российское руководство, вопрос по Крыму закрыт и пересмотру не подлежит, а геноцид населения Донбасса допущен не будет. Поэтому надежды на отмену санкций и на то, что Запад действительно "простит", "проглотит Крым и Новороссию", выглядят наивными. Надо строить независимую экономику (уже хотя бы объем вложений в американские облигации говорит о том, что далеко не все резервы исчерпаны), искать союзников и развивать "новые полюса силы".