Анатолий Вассерман: Принять Южную Осетию в состав России необходимо, но пока это маловероятно
Президент Республики Южная Осетия предложил план непрямого вхождения страны в состав России. Для этого он предлагает на первом этапе изменить конституцию и создать единый союзный орган, которому можно было бы передать полномочия власти. Насколько такие решения возможны, готовы ли обе страны к воссоединению и какие трудности ожидает союз? Своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился политический консультант Анатолий Вассерман.
Решения о вхождении одних государств в другие принимались неоднократно многими путями, в том числе и безупречными с точки зрения законов самих воссоединяющихся стран. И более того, даже другие заинтересованные страны зачастую не возражали против этого. Поэтому, что касается чисто технической стороны заявления президента Южной Осетии, то я никоим образом не сомневаюсь, что он нашел путь безупречный с точки зрения закона.
Что касается мнений народов Российской Федерации и Южной Осетии - тут у меня и подавно нет ни малейших сомнений – воссоединение будет встречено обеими сторонами радостно, по крайней мере, убедительным большинством обоих народов. Я понимаю, что могут найтись какие-то конкретные лица, чьи интересы в этом случае будут ущемлены - например, те, кто зарабатывает на каких-нибудь особых условиях торговли с Южной Осетией, могут быть не заинтересованы в этом деле.
С точки зрения экономической, это, опять же, выгодно, и не только потому, что торговля по внутрироссийским правилам будет в целом выгоднее для обеих сторон, но и потому, что любое приращение государства де-юре снимает многие вопросы, накопившиеся в результате объединения де-факто.
Но я также совершенно не сомневаюсь, что это воссоединение не признает никто из тех, кто заинтересован в нынешнем развале России на почти два десятка государств, среди которых даже крупнейшее - Российская Федерация - это еще далеко не вся Россия.
Я не сомневаюсь, что будут резко против все, кто выступает за сохранение нынешней раздробленности России. В полной истерике будут те, кто счел распад России своей победой, хотя уже ясно, что победа оказалась пирровой, и даже главный политический противник России - англосаксонская цивилизация в целом, и Соединенные государства Америки в частности - в итоге получили множество побочных эффектов, напрочь обесценивших победу.
Но, естественно, признать это они сейчас не в состоянии, ибо такое признание противоречит их главным цивилизационным ценностям. Я уж не говорю о том, что Грузия, в составе которой Южная Осетия была при разных обстоятельствах, будет тяжело этим потрясена.
Кроме того, будет новый мотив для антироссийской агитации по всему миру, мол, Россия - не бескорыстный защитник малых и слабых, а всего лишь любитель поживиться тем, что плохо лежит. Поэтому я думаю, что руководство Российской Федерации в нынешних условиях, скорее всего, попросит Южную Осетию повременить с осуществлением своей, в целом, вполне разумной инициативы.
Поскольку законам Российской Федерации не противоречило вступление Крыма и Севастополя, то очевидно, и вступление Южной Осетии в состав Российской Федерации тоже не вызовет препятствий. Да и вообще странно было бы писать законы, прямо запрещающие расширение или усиление какого бы то ни было государства. Все препятствия будут чисто прагматического свойства – подождите, сейчас еще рано.
Я очень надеюсь на то, что Россия находится на пути к полному восстановлению. Есть в разных народах поговорки одного и того же содержания – даже самая длинная дорога начинается с первого шага. И тут вопрос не в том, стоит ли начинать эту дорогу вообще, и не в том, с какой скоростью по ней двигаться, а только в том, какой момент для этого первого шага самый удобный.
Вопрос только в том, выгодно ли нам в данный момент очередное обострение пропагандистской истерии против нас. Я не могу предсказать реакцию властей Российской Федерации, я только знаю, что воссоединение всей России жизненно необходимо, а необходимость рано или поздно находит себе возможность.