Вячеслав Тетекин: Классовая опора власти - главная проблема Путина
Пересмотр итогов приватизации 90-х может стать основным тезисом президента Владимира Путина во время предвыборной кампании 2018 г., уверены наблюдатели. Заявления о том, что приватизаторов нужно как-то наказать за нечестные сделки с госсобственностью в 90-х, нынешний глава государства делал и в 2012 г., но конкретных шагов за этим не последовало. Дефицитный бюджет и новая приватизация вернули в повестку тему нечестности залоговых аукционов, теперь о национализации во весь голос говорят и в Госдуме. Президент не сможет игнорировать этот общественный запрос, уверен депутат Государственной думы от Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (фракция КПРФ) Вячеслав Тетекин, он внесет в программу тезис о восстановлении социальной справедливости, но только для того, чтобы выбить козырь из рук оппонентов. Своим экспертным мнением парламентарий поделился с Накануне.RU.
Более благодатной почвы для выборов, чем пересмотр итогов приватизации, не придумаешь. Президент сможет обрушиться с праведным гневом на хапуг, дать понять, что видит несправедливость нашего устройства – когда народ живет в нищете, а 110 семей владеет 85% собственности в стране. С точки зрения пропагандистской работы, выразить искреннее негодование этому – вполне обоснованно. Особенно если экономическая ситуация будет ухудшаться и понадобится "козел отпущения ". На его роль годится, в первую очередь, Правительство, его можно поменять или отправить кого-нибудь в отставку в любой момент. Следующие по весомости и по сложности – олигархи. Но если посмотреть на классовую опору нынешней власти, мы увидим главную проблему для президента.
Опора эта состоит из олигархии и тесно связанной с ней высшей бюрократии. Олигархи командируют своих представителей во власть, они там зарабатывают миллиардные состояния. И одновременно чиновники через родственников и доверенных лиц имеют интересы и в крупном бизнесе. Поэтому в данном случае речь идет не просто о том, чтобы вернуть имущество народу, а о лишении властями самих себя опоры. Думаю, президент на это не пойдет.
Возможно, будут отдельные показательные наказания. Сейчас звучат заявления, что ЮКОС был приватизирован незаконно. Но ведь компания была только одной из многих, и если затрагивать дело ЮКОСа в этом ключе, то нужно разбираться во всех залоговых аукционах, в результате которых разошлась в частные руки крупная собственность. Это очень скользкая тема, поэтому после заявлений СК о незаконности приватизации ЮКОСа настало затишье. Правоохранители, даже имея доказательства, не идут дальше, нужна политическая воля. Если деприватизировать ЮКОС, то нужно национализировать все остальные компании, особенно, нефтегазовые, которые оказались в частных руках.
В этом вопросе власти в лучшем случае будут пытаться усидеть на двух стульях и придумать, как наказать олигархов фискально. Мы предлагаем меру, которая не требует национализации, но восстанавливает социальную справедливость. Нужно заставить приватизаторов выплатить разницу между суммой, за которую они продали актив, и той, за которую купили. Для "Сибнефти" это $14 млрд и $100 млн руб. Выплачивайте и владейте. Есть и масса других вариантов, было бы желание.
Но его нет. Восстановление социальной справедливости будет декларироваться, но только для нового срока президентства. Импульсы будут посылаться и для того, чтобы перешибить упрямое стремление КПРФ к пересмотру итогов приватизации, чтобы попытаться вышибить наш козырь. Но возможностей для исполнения этого обещания я пока не вижу.
Сейчас в очередной раз предлагается приватизировать ряд очень доходных объектов государственной собственности. Но с учетом кризиса и падения курса рубля их акции резко упали в цене, приватизировать их сейчас было бы безумием, государство не получит того дохода, который могло бы. Придут иностранные инвесторы, скупят за бесценок собственность и мы опять останемся "в пролете". Думаю, что эта приватизация будет отодвигаться по срокам и попадет на время приближения президентских выборов. И тогда уже обещания наказать за незаконную приватизацию 90-х с одновременной распродажей новых активов будут звучать совсем абсурдно.