Проблема украинских раскольников толкает РПЦ в объятия Ватикана
По уже сложившейся традиции накануне больших православных праздников украинский режим пытается внести раскол в общество. Так было накануне Рождества Христова, когда секретарь СНБО Украины, баптист Турчинов предложил перенести праздник на 25 декабря и праздновать его вместе с католиками и протестантами. Вот и сейчас, накануне Пасхи, занимающий президентский пост олигарх Петр Вальцман-Порошенко на встрече с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций снова поднял вопрос о "создании единой поместной православной церкви", хотя таковая давно существует. На что направлены попытки украинских властей, читайте в материале Накануне.RU.
"В условиях гибридной войны, когда Украина противостоит вооруженной агрессии соседнего государства, наши враги пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах… Очевидно, что в сегодняшней ситуации многим верующим трудно согласиться с существующим разъединением украинского православия", - сказал олигарх. По его словам, все большее количество православных христиан Украины хотят иметь единую поместную автокефальную церковь - "административно независимую от других государств", но понятно, что речь идет о разрыве с Русской Православной Церковью и остальной Россией.
Таким образом, Вальцман пытается разжечь новый виток религиозного противостояния, которое уже два года продолжается с особой агрессией против канонической Церкви, потому что та является автономной частью Русской Церкви. При этом олигарх цинично заявил, что "Украина характеризуется церковным миром и согласием со времен независимости", хотя религиозный раскол был одним из главных мотивов вооруженного переворота.
Особо отметим заявление Вальцмана о том, что в 2017 году Украина должна на высоком уровне отметить 500-летие Реформации. Он уже дал поручение замглавы своей администрации вместе с протестантскими общинами подготовить проект указа об утверждении мероприятий по празднованию. "Протестантские общины на Украине имеют давнюю и богатую историю. Ваша деятельность вызывает уважение… Это событие, конечно же, должно отмечаться и на государственном уровне в общеевропейском контексте", - подчеркнул Вальцман. Каким боком к Украине исторически относится Реформация и протестантизм – а именно об этом сказал олигарх, – оставим этот вопрос за скобками.
Реформация, как считается, началась в 1517 году, когда Мартин Лютер якобы прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои "95 тезисов" против извращений папства, положив начало еще большему извращению христианства – протестантизму. Именно протестантские страны, как самые "модернизированные" в области морали и нравственности, наиболее продвинулись в легализации половых извращений. По символическому совпадению, как раз в 2017 году украинский режим обязан законодательно легализовать сожительство извращенцев, и, видимо, празднование Реформации и зарождения протестантизма придется очень кстати. К слову, сам Лютер проповедовал, что тому, что верует во Христа, грех не вменяется в грех, то есть по сути оправдывал верой любые действия. Сегодня так и происходит, когда содомский грех оправдывается верой в "права человека" и прочую толерантность.
Из религиозных новшеств Вальцмана отметим его требование ускорить разработку положения о капеланстве в украинской армии и других карательных структурах. Главный украинский раскольник - лжепатриарх Михаил Денисенко (называть его Филаретом неверно, поскольку он давно извержен из сана и отлучен от Церкви) сам передал олигарху письмо с подобным предложением. Заранее понятно, в чью пользу будет принят этот "закон".
В конце прошлой недели в Верховную раду был внесен законопроект об особом статусе (лучше бы о Донбассе вспомнили!) религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном "страной-агрессором", то есть в России. Фактически речь идет об узаконении гонения на Церковь в пользу сект и раскольников.
Что касается создания "единой поместной украинской православной церкви", то эта идея не нова. С нею особенно носился в свое время Ющенко, когда в 2009 году, в годовщину 1020-летия крещения Руси, просил стамбульского патриарха Варфоломея поспособствовать этому процессу. Потом год спустя уже Янукович обхаживал Варфоломея в духе своей "многовекторности". И вот за это же дело решил взяться Вальцман. В августе 2015 года он совершил визит в Стамбул, где встретился с Варфоломеем. "Вы знаете, что Церковь Константинополя является материнской Церковью украинской нации", - сказал тогда экуменист Варфоломей и выразил надежду, что православные и униаты признают его своим духовным отцом, а Стамбульский патриархат – своей Матерью-Церковью. Намеренно не называем его Константинопольским по причине мизерности числа прихожан и давней утрате исторической роли. Скорее наоборот, Варфоломей, как большой друг Ватикана, приобретает зловещую роль в православном мире. Пользуясь своим историческим титулом Вселенского патриарха, он стремится стать "православным папой", чтобы объединить все православные церкви под своим началом и преподнести этот подарок иезуиту Франциску. Нет сомнений, что грядущий "всеправославный собор" на Крите преследует среди прочих и эту цель. Поэтому Варфоломей не спешит ссориться с Московским Патриархатом, тем более в свете поползновений последнего в сторону Ватикана.
Однако сам Варфоломей все же не отрицает определенных амбиций в отношении своего покровительства украинским раскольникам. В 2015 году он заявил германскому католическому информационному агентству KNA, что даже если сейчас Русская Церковь осуществляет свою юрисдикцию над украинским православием, это не значит, что он не должен способствовать достижению "примирения" между православными, всеми раскольниками (денисенковцы и автокефалы) и униатами. Так, главный украинский униат Святослав Шевчук в конце июля 2015 года, когда отмечалось 1000-летие успения святого князя Владимира, сказал, что, когда князь "крестил Русь-Украину, христианство еще не было разделено". "Он принимал Крещение в полном общении не только с Константинопольским патриархатом и другими восточными патриархатами, но и с преемником апостола Петра", - подчеркнул Шевчук, имея в виду папу римского.
В этой связи Москва была вынуждена обратиться напрямую к "помощи" Ватикана, который уже давно ждал ее с распростертыми объятиями. Недаром Франциск при встрече с патриархом Кириллом воскликнул: "Наконец-то!" Действительно, Ватикан ждал этой встречи сотни лет. В гаванскую декларацию была внесена фраза: "Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм". В Официальном разъяснении Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, обнародованном 15 апреля, сказано, что "это заявление стало реальной поддержкой УПЦ МП, которая в условиях конфликта подвергается нападкам со стороны раскольников и националистических сил за свою верность церковному единству". С точки зрения ОВЦС, Украинская Православная Церковь "получила поддержку на самом высоком уровне".
На это, как и на осуждение унии, сразу же обратили внимание после гаванской встречи, как на большой дипломатический успех Русской Церкви. Однако Ватикан это ни к чему не обязывает. При необходимости он выразит это еще раз, тем более если мы снова будем вынуждены пойти на уступки Ватикану – своим "братьям по вере", как сказано в этом от начала до конца двусмысленном документе. Да и вообще то, что выставляют нашей победой, может быть, является нашим поражением.
"Сам факт того, что для решения чисто внутриправославной проблемы потребовалось сослаться на авторитет главы неправославной конфессии (папу римского), свидетельствует о нашей беспомощности решить эту проблему своими силами", - пишет протоиерей Георгий Максимов.
По его меткому замечанию, у католиков тоже есть серьезные расколы, но Ватикан не прибегает к помощи Московского патриарха, чтобы заявить, что они должны решаться только каноническим путем. Это говорит о том, что возможности Москвы на Украине ограничены, и для достижения религиозно-политических целей приходится идти на компромиссы по вере, а это чревато огромными политическими бедами, не говоря уже о религиозной стороне вопроса.
Сама идея искать помощи Ватикана для влияния на украинских раскольников и униатов крайне опасна. Некоторые преподносят как успех то, что Ватикан указал раскольникам на "канонические нормы" преодоления раскола, забывая, что сам он растоптал все церковные каноны и извратил христианское вероучение. Поэтому союзничество Ватикана в этом вопросе означает то, что РПЦ признает каноничность самой римской "церкви", а значит, и всего экуменического движения. Ради такого "святой престол" готов еще раз осудить раскольников и унию, тем более если со стороны РПЦ будут новые уступки.
По мнению политолога Станислава Стремидловского, "независимая украинская православная церковь" не нужна ни Константинополю, ни Москве, ни даже Ватикану, поскольку в случае ее появления паства и клир подчиненной на сегодня Варфоломею Украинской православной церкви США и Рассеяния, скорее всего, ушла бы в новую структуру, да и часть украинских униатов предпочла бы вернуться домой, закончив затянувшийся с XVI века роман с Ватиканом. Все это так, но сама идея создания автокефальной украинской церкви является козырной картой Ватикана, которой он может влиять на Москву, ведь для нас этот вопрос очень чувствителен, а Ватикан почти ничего не теряет.
Очень похоже на то, что, как и в государстве, в руководстве РПЦ партия западников, используя существующую проблему раскольников, толкает нас в объятия Ватикана и намерена признать Русскую Церковь одной из "двух крупнейших христианских Церквей", как недавно выразился глава ОВЦС митрополит Илларион, который давно и искусно проповедует сближение с папством. Еще в 2006 году он призвал к созданию православно-католического "стратегического альянса, пакта, союза для защиты традиционного христианства как такового". Поможет ли это решению проблемы украинского раскола? Или же сама проблема раскольников – лишь элемент более сложной и тайной игры? Тогда что является ее целью?