"Переезд" Тунгусова активизирует "парад кандидатов" в Свердловской области?
Кандидатом №1 на губернаторское кресло-2017 остается Евгений КуйвашевПоследний месяц политические события в Свердловской области закрутились с поистине калейдоскопической быстротой. Камешком, спустившим лавину с горы, стал, вероятно, арест главы МУГИСО Алексея Пьянкова в конце апреля. Уже после праздников в отставку ушел министр здравоохранения, министр промышленности назначен главой "оскандалившегося" НПО автоматики, а "вишенкой на торте" стал переход "серого кардинала" мэрии Владимира Тунгусова, работающего там аж с 1996 г., на пост главы администрации губернатора.
Таким образом, политическая конфигурация на Среднем Урале изменилась кардинально. Надолго ли - не ответит сейчас никто. Понятно только, что все участники и подковерных переговоров, и окончательных официальных решений, надеются - "водное перемирие" будет позитивно работать вплоть до сентябрьских выборов. И приведет-таки к приличному для партии власти результату.
Но предстоящий летний совместный труд при этом никоим образом не исключает того факта, что уже с сегодняшнего дня стартует "парад кандидатов" на пост губернатора, коего, как известно, в Свердловской области будут выбирать в 2017 году. В принципе слухи - кто будет губернатором - никогда и не прекращали свою жизнь. Но кардинальные перемены в "желтом доме" придали теме новый ракурс.
Евгений Куйвашев стал в мае 2012 года одним из последних назначенных губернаторов в России, и на утверждении в заксобрании сказал о том, что его "избирательная кампания стартует сегодня". Глядел как в воду - многие восприняли эти слова чересчур буквально. Все четыре года в информационное поле регулярно делаются вбросы о том, что "вот уж в этом году точно" губернатора отправят в отставку или на перевыборы. Однако, отставки не случилось, особых политических или коррупционных скандалов в регионе до последнего времени не было.
Хотя, конечно, факторы, подтачивающие стабильность политической системы в Свердловской области, появлялись и накапливались.
Главным, пожалуй, являлось никак не скрываемое оппонирование мэрской команды федеральным властям, а проводником их задач в регионе является губернаторская власть. Будь то откровенный шантаж с требованием денег и нежелание искать источники финансирования самим, будь то отказ от муниципальной реформы, приведший к формированию настоящей местечковой фронды под знаменем "серого дома". Впрочем, в Кремле сами способствовали нарастанию такой напряженности - победа Евгения Ройзмана стала следствием так называемой "володинской весны", а победил он как раз губернаторского ставленника Якова Силина. Таким образом, первый удар по областной вертикали, вольно или невольно, был нанесен федеральным центром.
Проявлял внимание к региону и ОНФ (о собственных интересах главы его исполкома Анисимова в регионе чуть позже), но все претензии благополучно закончилась ничем.
Другим дестабилизирующим фактором является откровенно слабая работа ячейки "Единой России" и ее лидера Виктора Шептия – все последние годы партия власти демонстрировала слабые результаты – в пределах 30%, а временами еще и вступала или провоцировала скандалы и конфликты. Даже последний "успех" – выборы в Реже, где в думу не прошло ни одного оппозиционера, оказались омрачены появлением неоднократно судимого депутата, этот скандал широко освещался даже на центральных телеканалах.
Словом, ситуация в ячейке - еще один кричащий вопрос. Пока не решенный, но для сентябрьских выборов крайне важный. В области трудно найти погруженного в политическую повестку индивидуума, который бы не понимал, что Шептий "устарел". Но проблема в том, что найти замену и сложно, и уже совсем нет времени. В принципе самое логичное - дать поработать харизматичному недавно испеченному члену высшего совета ЕР Сергею Носову. Это, безусловно, пошло бы на пользу "кислому" имиджу свердловских единороссов. Но загвоздка в том, что партия власти после 2011 года решила взять за правило региональных лидеров отбирать не из властных кабинетов. Носов же - мэр второго по величине муниципалитета Свердловской области. И еще один аргументик в пользу продолжения вахты Шептия - цейтнот, определяющий нежелание центрального партаппарата переформатировать кадры. И все же новому главному идеологу области, как считает большинство наблюдателей, вопрос с главой региональной ЕР, так или иначе, решать придется. Или придется заставить работать "как раб на галерах".
Но это уже задача будущего, а если оглянуться в прошлое, то приходится констатировать, что все эти проблемы приводили к перекройке команды губернатора и перетряске политических советников, и в конце концов на авансцену всплыла судимая журналистка, с именем которой в кулуарах связывают наиболее странные политические действия губернатора и начавшиеся конфликты с бизнес-элитами и силовиками.
И все же, все же. Несмотря ни на что, позиции Куйвашева в многочисленных рейтингах были хоть не столь впечатляющими, как у соседей из "тюменской матрешки", но стабильными и устойчивыми, а регион стал площадкой для реализации передовых инициатив, будь до федеральная выставка "Иннопром", проект "Уральской инженерной школы", создание станкостроительного кластера (это должно не допустить подсаживания страны на "вторую иглу", по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина), в конце концов Урал остается опорным краем в силу развития оборонного и машиностроительного комплексов и особого внимания Москвы к этим отраслям.
В этом смысле сложившийся к настоящему моменту политический кризис на Среднем Урале не обусловлен лишь арестом главы МУГИСО Алексея Пьянкова. Это один из факторов.
Но, конечно, он во многом дестабилизировал работу правительства, за ним последовала отставка министра здравоохранения Аркадия Белявского по собственном желанию, которая прошла однако на фоне ряда серьезных скандалов. Пошатнулись позиции главы областного минстроя Сергея Бидонько, который собрался на выборы в Госдуму. Кадровый разброс продолжился назначением министра промышленности Андрея Мисюры на пост главы НПО Автоматики.
И продолжился сенсационным приглашением на пост главы губернаторской администрации усердно боровшегося с ней на протяжении двух десятилетий "серого кардинала" мэрии Владимира Тунгусова. Занимавший этот пост Сергей Пересторонин - выходец из структур ФСИН - стал и.о. главы министерства промышленности.
Как мы уже писали, разрешением политического кризиса озаботились в Кремле, неслучайно в Москву за последние дни летали сами Куйвашев, Тунгусов, но также и глава второго по величине свердловского города Сергей Носов. К слову - не скрывающий своих губернаторских амбиций. Как бы то ни было, ставка была сделана на примирение "через не хочу", по крайней мере до сентябрьских выборов, и по данным наших источников, до этого времени смены губернатора не предвидится точно. Но в среднеуральском политикуме обсуждается вопрос - что будет после.
Ибо многие считают, что конструкция с Тунгусовым во главе губернаторской администрации при Куйвашеве вряд ли проработает долго. Как мы уже отмечали, губернаторская кампания на Среднем Урале началась еще с назначением Куйвашева на пост, и уже тогда начался "парад кандидатов", и теперь он заметно активизировался.
Первым, основным и наиболее вероятным кандидатом на продолжение карьеры, как бы то ни было, остается собственно Евгений Куйвашев. Несмотря ни на что, он сохраняет связи в Москве, по-прежнему не чужой московскому мэру Собянину и команде премьера Медведева. В регион многократно приезжали первые лица государства Владимир Путин и Дмитрий Медведев. И сместить его раньше срока вряд ли получится. А назначение Тунгусова может быть ему даже на руку, ведь в первую очередь это разделение ответственности и выдача карт-бланша на выборы уже бывшему городскому чиновнику. Теперь именно Тунгусов ответственен за результат "ЕР" на выборах в сентябре. А губернатор может сконцентрироваться на хозяйственной и экономической работе.
Еще одним кандидатом эксперты и наблюдатели в последнее время стали называть депутата Госдумы Павла Крашенинникова. Как он говорит сам, этот регион для него родной, он родился в Первоуральске, хотя очень много лет назад покинул родные пенаты, избирался в парламент от Челябинской области (а в последний созыв и вовсе от Башкирии), неожиданно принял решение участвовать в праймериз в Госдуму от Свердловской области, и в последнее время - частный гость здесь. Крашенинников – профессиональный юрист и статусный депутат, но если смотреть фактам в глаза, для Урала он давно фигура, ставшая чужой, мало кто знает его в народе, он явно не хозяйственник и не харизматик. Этот кандидат мог бы рассматриваться в рамках сценария "слабый губернатор – сильный глава администрации", но нужно помнить, что главы сейчас не назначаются, а для выборов он – откровенно слабая фигура. Зато "фасад" областной власти станет гораздо более понятен и в некоторой степени свеж. Особенно в восприятии московских рулевых.
Глава Нижнего Тагила Сергей Носов с момента своего триумфального (92% голосов) возвращения в танкоград регулярно называется основным кандидатом на пост губернатора. Так же регулярно он опровергает (с плохо скрываемым огоньком в глазах) свои губернаторские, равно как и парламентские и прочие амбиции – "меня избрали горожане, и их я подвести не могу". Тем не менее, наблюдатели отмечали многочисленные кулуарные и не только попытки "навести мосты" с администрацией Екатеринбурга по поводу отстаивания прав крупнейших муниципалитетов Среднего Урала. Однако, после "прописки" Тунгусова в "желтом доме", все эти договоренности рассыпаются в пыль – харизматичный и яркий лидер не нужен своему прежнему союзнику, который и так пробрался "в стан врага". Носов и Тунгусов были бы органичной парой при нахождении последнего в своем прежнем кабинете, но модель "харизматичный губернатор-сильный глава администрации" становится неработоспособным подобием системы муниципальных сити-менеджеров. При этом ни для кого в области не секрет, что Носов - не тот человек, который готов подчиняться приказам своих экс-союзников, а Тунгусов не слишком терпим к излишней самостоятельности и инициативе. Словом, жизнь двух медведей в одной берлоге вряд ли кого может устроить вообще.
Еще одним потенциальным сменщиком в политических кругах называли Алексея Анисимова. Это еще один уроженец Первоуральска, давно работает в Москве, в структуре партии власти. В частности, в 2008 году возглавлял общественную приемную Путина, в 2011 был назначен руководителем аппарата только созданного ОНФ, успел поработать на руководящих должностях в Администрации президента, а в 2014 году возглавил федеральный исполком ОНФ.
Губернаторские амбиции были вполне оправданы. Например, его "фронтовой" предшественник Андрей Бочаров из этого кресла сел прямиком в кресло губернатора Волгоградской области. Однако, все радужные планы федерального, но впрочем, серьезно подзабытого на Урале, политика сейчас буквально пошли прахом и были развеяны по ветру вместе со скандалом в МУГИСО – одним из фигурантов дела стал родной брат политика Андрей Анисимов, которому, в числе его компаньонов, вменяется дача взятки министру в размере 31 млн руб. Но и без "уголовки" с МУГИСО, Анисимов стал "звездой СМИ" в прошлом году, когда сотрудники его похоронного дома "Вознесение" перекрыли дорогу к моргу, и людям приходилось "перекидывать трупы через забор". Такой шлейф едва ли поможет московскому родственнику избраться на какой-либо пост на Среднем Урале, и шансы Алексея Анисимова, по крайней мере, на данный момент невелики.
Председатель областного кабмина Денис Паслер опять же время от времени фигурирует в числе "запасных вариантов", но последний месяц явно подкосил его позиции. Глава правительства, в котором в течение месяца шестеро министров либо оказываются за решеткой, либо увольняются, либо меняют работу – не лучший показатель эффективности. Удивительно, что Паслер до сих пор сам не подал в отставку.
В развитие "экспансии мэрских в желтый дом" логичным стало бы исполнение "голубой мечты" последней четверти века администрации Екатеринбурга – появление своего губернатора. Это мог быть, например, Александр Высокинский, который перешел работать на областной уровень несколько месяцев назад и уже, вероятно, освоился там.
В скобках заметим, что некоторые местные эксперты вообще считают, что наделавший шума в свое время переход Высокинского был лишь первым этапом плана, а Тунгусов во главе губернаторской администрации вторая часть - трехходовки по пересадке команды "серого дома" в областную властную вертикаль. В пользу этой экзотической версии говорит все то же дело МУГИСО, как ни странно. Скорей всего, сейчас те полномочия, что область сумела перетянуть от города, будут без резких законодательных движений переданы в надежные руки опытных городских бюрократов. При этом без разницы, где они сидят или будут сидеть - в "сером" или "белом" домах Екатеринбурга.
В конце концов, может появиться и кто-либо еще - присланный варяг из Москвы или другая "темная лошадка", которая выскочит на политическую арену в результате договоренностей бизнес-элит региона.
Но нынешняя "кадровая скамейка" говорит о том, что даже такой политический шторм вряд ли побудит федеральные власти менять первое лицо региона в преддверии выборов. Как отметил в беседе с Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин, вопрос с отставкой действующего губернатора "неактуален" и вряд ли будет подниматься в период начинающейся избирательной кампании.
"До сентябрьских выборов и подведения их итогов я смены руководства региона в принципе не ожидаю, не прогнозирую. Есть объективные причины, потому что любая смена руководства накануне парламентских выборов порождает определенную политическую неопределенность, некое безвластие в регионе. Это никому не нужно, есть задача провести выборы, чтобы в партии власти получили хорошие результаты", – прокомментировал Накануне.RU политолог Руслан Мухаметов.
По его оценке, назначение Тунгусова в губернаторскую администрацию – тактический шаг, основная цель которого – повышение результатов "Единой России", и вовсе необязательно, что он станет началом стратегического движения по общей смене власти в регионе через полтора года.
Как проявит себя этот тандем в будущем - покажет время, Накануне.RU продолжит следить за развитием событий.