"Винни-Пух и все, все, все". Еще раз о праймериз и "Единой России" в "криминальном" Приморье
В Приморье на, пожалуй, самых скандальных праймериз "Единой России" в одном из округов победила сестра бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева, ранее известного под кличкой "Винни-Пух", который находится за пределами России, потому что объявлен в розыск, и за ним тянется целый шлейф дел. Виктория Николаева уже является действующим депутатом заксобрания региона и "метит" в Госдуму. Но федеральное руководство "ЕР" объявило, что может отменить итоги праймериз в ее округе из-за большого количества жалоб. Ситуацию прокомментировал для Накануне.RU член Общественной палаты РФ Валерий Коровин.
Вопрос: Подтверждает ли пример приморских праймериз, с масштабным использованием технологий "из 90-х", что криминал действительно хочет как-то вернуть себе власть? Какие есть механизмы противодействия этому?
Валерий Коровин: Дело в том, что последние два десятилетия в России сложилась такая модель власти, которая ориентированна преимущественно на наживу. Как следствие, главная функция чиновника, депутата или министра, как он сам видит ее для себя, - это повысить свое личное материальное благосостояние. Собственно, эта же цель является главной для человека, который преступает закон и выбирает путь криминала. Поэтому естественно, что при совпадении мотиваций, криминал пытается легализоваться и законным путем встроиться в систему, ставящую в основу те же цели, которые до попадания во власть представитель криминала достигает незаконным путем.
Здесь все логично, и так будет продолжаться до тех пор, пока не изменится базовая мотивация представителя власти, представителя российских политических элит, а для этого необходимо серьезное, системное изменение действующей политической системы, действующей политической модели, о чем речь, как видно, пока не идет. Поэтому единственный способ не допустить конкурентов во власть, конкурентов из среды криминалитета для тех, кто уже находится у власти фактически, - внимательно отслеживать и отсекать нежелательных конкурентов на подходе. Благо, способов для этого за последние полтора десятилетия выработано достаточно.
Все фигуранты известны, они на виду, и, собственно, отследить криминальную, коммерческую или политическую историю того или иного нежелательного конкурента не составляет никакого труда. А при нынешнем количестве избирательных участков в России сформировать правильный, соответствующий запросам действующей власти, комплект депутатов всех уровней также не составляет труда. Поэтому я не думаю, что нам стоит бояться попадания нежелательных, непроверенных элементов во власть, потому что все способы отсечения их от власти еще на дальних подступах давно разработаны, отточены, уже не раз показывали свою эффективность и давали положительный результат. А отдельные эксцессы – это не система, они будут либо купироваться на следующих этапах, либо стороны договорятся. Поэтому нет смысла бояться Виннипухшу, с ней система разберется.
Вопрос: Как такие истории сказываются на имидже партии, на Ваш взгляд? Приморье вообще славится своими грязными выборными технологиями...
Валерий Коровин: По большому счету никак ни сказываются, потому что эта партия "понарошку". Эта партия – продолжение властной вертикали, системы, главной задачей которой является держать под контролем всех тех, кто уже у власти, а все остальные не имеют значения. Поэтому если бы это была партия – партия, выстроенная, как и положено, снизу вверх от идеи, тогда бы подобные эксцессы, может быть, имели для нее какой-то отрицательный имиджевый результат. Если бы это была партия, которая участвовала в выборах, действительно участвовала, и действительно в выборах, тогда это могло бы нанести какой-то электоральный урон. Но эта партия – симулякр, партия – игрушка, партия – механизм, что угодно, только не партия, поэтому никаких отрицательных издержек наличие или не наличие криминала во власти, прошедшего через горнило этой структуры, не будет.
Вопрос: Нужно ли Викторию Николаеву пускать во власть? Она будет освещать или лоббировать интересы определенных кругов? Или сестра за брата не отвечает?
Валерий Коровин: Закон в России – явление довольно гибкое и все-таки вторичное по отношению к политической воле. Поэтому, если политическая воля будет наличествовать, и решение "не пускать" будет принято, то все остальное будет подогнано должным образом, комар носа не подточит.
В целом, в условиях кризиса, когда объем бюджетных средств стремительно скудеет, лучше, конечно, с точки зрения власти, минимизировать количество представителей "неприкрытого" криминала и вытеснять их с помощью представителей "прикрытого", чиновничьего истеблишмента, если выражаться корректно.