Константин Сивков: Американский "рельсотрон" - посредственное вооружение. По крайней мере, пока
Сейчас американцы рекламируют свое новое оружие, речь идет о рельсовой пушке, ее еще называют "рельсотрон". Это система вооружения, которая экспериментально создавалась еще в 80-е годы в СССР, причем это был нормальный работающий экземпляр, который отрабатывался дальше.
Смысл в том, что обычно снаряд разгоняется пороховыми газами, а тут он разгоняется электромагнитным полем высокой напряженности. Главное отличие в том, что обычный снаряд по ограничению физики горения и ударной волны можно разогнать максимум до 2-2,5 км в секунду. А у рельсовой пушки такого ограничения нет – она может достигнуть скорости порядка 5-10 км в секунду. Нет проблем - хоть до космических скоростей. Это как своего рода коллайдер - и вот такая же пушка, где снаряды могут разгоняться до скоростей, близких к скорости света.
Поэтому ее главное достоинство в том, что можно создавать такие скорости. Еще можно добавить из достоинств этой пушки, что там нет пороха, поэтому взрывоопасность у нее ниже, чем у обычного оружия.
Из недостатков – для этой пушки требуется огромная энергия, чтобы разогнать снаряд. Второе – очень мощная напряженность электромагнитных полей, которые, естественно, надо экранировать, чтобы защитить остальное оборудование. Другое важное ограничение – громоздкость оружия. Все эти моменты сильно ограничивают возможности ее применения.
Если говорить конкретно об американском образце, то она пока достигла лишь посредственных результатов: начальная скорость снаряда всего 1,6 км в секунду, а вес снаряда 11 кг. Тогда как, скажем, танковая пушка нашего Т-72, Т-80 имеет начальную скорость снаряда порядка 1,8 км в секунду, а весит снаряд 21 кг, что почти в 2 раза больше.
Таким образом, то, что сделали американцы – это лишь пропагандистский шаг, это посредственное вооружение, которое военное значение будет иметь очень ограниченное. Интерес она в другом отношении представляет – всегда принципиально новые системы оружия на первом этапе имеют ограниченные возможности. Например, первые ружья почти по всем параметрам уступали лукам. Но ведь никто не пошел по пути автоматических луков – все пошли по пути создания огнестрельного оружия, в итоге появилось все, что мы имеем сегодня.
Поэтому, безусловно, первый опыт необходим, и американцы ставят перед собой задачу не столько создания именно суперпушки и принятия ее на вооружение, сколько создать условия для формирования школы развития этого вида оружия и отработки тактики приемов и способов ведения боевых действий.
Как в свое время авианосцы – когда их только создали, их возможности были весьма ограничены, а потом они стали основной ударной силой в результате того, что были отработаны приемы и способы ведения боевых действий. Так и эта пушка нужна для того, чтобы создать школу электромагнитного оружия, которая потом уже принесет плоды в виде качественного образца боевой техники. Так что, это заявка на более серьезный рывок в военном деле в будущем – это факт.
Председатель Союза геополитиков России, корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук Константин Сивков специально для Накануне.RU