"Альтернатива кудринской экономике есть - мы способны перестать быть сырьевым придатком!"
25 мая при президенте прошло заседание президиума Экономического совета, на котором "сошлись" сторонники разных концепций, но "доминировал" опять "бывший лучший министр финансов" Алексей Кудрин. Именно поэтому радует уже то, что по итогу заседания никаких решений принято не было. С другой стороны, изменений не происходит, а они давно назрели. И 16 июня 2016 г. состоится Совет Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Председатель Совета ТПП РФ Константин Бабкин рассказал в интервью Накануне.RU, чем отличается разрабатываемая стратегия от тех, которые были представлены президенту, а также о том, какие меры необходимо принять для оздоровления экономики.
Вопрос: Расскажите, что будет обсуждать Совет, какие цели он преследует?
Константин Бабкин: Мы должны давать рекомендации, как повышать конкурентоспособность нашей экономики, как снять Россию с сырьевой иглы, как обеспечить развитие страны. Сейчас у нас задача - в течение нескольких месяцев, к Новому году, разработать документ, Стратегию экономического развития России. Это будет альтернатива той стратегии, которую предлагает Кудрин.
Его главной идеей является вливание России в мировую экономику, в мировые технологические цепочки, хотя бы на вторых ролях. Он намерен сделать нашу страну сырьевым придатком развитых государств.
Мы представляем другой подход, наша задача – построить независимую, развитую, высокотехнологичную экономику, основанную не на сырье, а на перерабатывающих отраслях. Соответственно, 16 июня мы будем рассматривать один из разделов готовящейся Стратегии, а именно подходы, принципы работы внешнеэкономической политики.
Главные вопросы - какими методами поддерживать экспорт высокотехнологичной продукции, продукции обрабатывающих отраслей; как регулировать экспорт сырья, как повышать или на что снижать экспортные пошлины; на каких принципах строить импортную политику, как регулировать импортный тариф; по какому принципу назначать пошлины на те или иные товары.
Вопрос: Точка зрения Кудрина, о которой Вы сказали, понятна. А как Вы оцениваете планы Сергея Глазьева, Бориса Титова - с ними стратегия как-то будет коррелироваться?
Константин Бабкин: Да, мы будем учитывать их опыт, но, тем не менее, мы пишем свою стратегию. Главная идея предложений Глазьева, которые связаны с предложениями Бориса Титова - выделение дешевых кредитов конкретным проектам.
Наш подход иной – мы считаем, что элементы планирования нужны, но нужно поддерживать не отдельные проекты, а поддерживать все, что еще живо. Если какое-то производство сохранилось, выжило за четверть века этой либеральной антинародной политики, еще какие-то товары производит – значит, это производство суперконкурентоспособно, значит, ему надо обеспечивать дешевое сырье, дешевые кредиты, поддержку экспорта, защищать от несправедливого импорта, готовить качественные кадры для этой отрасли.
Это другой подход, более широкий, чем у Титова и Глазьева, но, естественно, мы будем смотреть, какие методы предлагают они, будем брать полезное из их предложений. В частности, по проблеме политики Центробанка, я думаю, у нас очень похожий подход.
Вопрос: Название темы предстоящего заседания - "Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны". То есть существующие принципы неразумны?
Константин Бабкин: Да, сейчас принципы неразумные. Внешнеэкономическая политика последних 20 лет – это вступление в ВТО, выполнение всего, что от нас просят наши западные коллеги в первую очередь. От этой стратегии страдали позиции многих отраслей народного хозяйства, позиции сельского хозяйства. Государство не может поддерживать своего производителя, как другие страны это делают, не может субсидировать экспорт сельхозпродукции, хотя другие страны это делают. Более того, власти снизили десятки тысяч пошлин на ввоз тех или иных товаров в Россию, исходя не из принципов поддержания своих производителей, а исходя из цели, что нам надо любой ценой вступить в ВТО.
То же самое происходит и в области экспорта сырья. Мы хотим быть энергетической сверхдержавой, мы должны очень много экспортировать, но либералы ведут политику так называемого "налогового маневра", то есть постепенно повышают внутренние цены на энергоносители, поднимая акцизы и НДПИ, и постепенно снижают пошлины на вывоз сырой нефти, на необработанное сырье. И таким образом делают все более дорогими энергоносители внутри, тем самым подрывая естественное конкурентное преимущество нашей экономики - обрабатывающие сектора.
Это ущербная политика, которой мы будем предлагать альтернативу, в частности по энергоносителям предложим делать наоборот - повысить пошлины и снизить внутренние налоги на производство этих энергоносителей.
Вопрос: А какова ситуация в экспорте продукции в целом?
Константин Бабкин: Про поддержку экспорта у нас Правительство много говорит, но очень мало делает. В принципе эффективной системы поддержки экспорта у нас не построено – нет понятия льготных кредитов, нет понятия связанных кредитов на поставку нашей продукции, нет такого понятия, как поддержка продвижения нашей продукции. Государство не субсидирует участие компаний в выставках, в образовательных проектах за рубежом, в показах той или иной продукции. Все это делается за счет самих предприятий.
А государство должно политически и экономически продавливать присутствие своей продукции на внешних рынках. У нашего Правительства такого механизма, и даже стремления – нет. Есть какие-то зачатки механизмов и институтов, а работающего механизма - нет.
Например, в производстве сельхозтехники у нас второй год идет рост, государство начало субсидировать покупку крестьянами техники российского производства. Это как раз элемент протекционизма, который создает условия для развития, и мы видим, что производство на всех 60-ти сельхозмашиностроительных заводах увеличилось, тысячи рабочих мест были созданы. Это стало возможным как раз потому, что нас услышали в некоторых отдельно взятых вопросах. Мы хотим закрепить этот успех, сделать такую политику долгосрочной и всеобъемлющей, чтобы эти меры распространить не только на сельхозмашиностроение, но и всю несырьевую экономику в целом.
Вопрос: То есть основная задача Правительства для развития промышленности, несырьевых отраслей должна состоять в поддержке экспорта и защите от чрезмерного импорта? А сейчас оно этим не занимается?
Константин Бабкин: Да, задача государства, вся экономическая политика государства должна быть нацелена на поддержание обрабатывающих отраслей. Если у нас не будет развиваться несырьевое производство, то невозможно сделать нашу экономику здоровой. Этому должна быть подчинена и внешнеторговая политика, и политика ЦБ, и налоговая политика.
Защита рынка даст возможность нашим производителям развиваться, создавать рабочие места, создавать запрос на образование, на научные разработки. Внешнеторговая политика должна быть нацелена не на то, чтобы можно было собрать как можно больше денег в виде пошлин, а на то, чтобы защитить своих производителей, создать для них условия развития. Например, мы видим большой потенциал роста сельского хозяйства, мы можем в три раза больше производить продовольствия, чем производим сегодня. А наполнение казны путем установления пошлин – это уже приятный дополнительный эффект, но никак не самоцель.
Вопрос: Но если Правительство намеренно продолжит гнуть свою линию – чем это может кончиться?
Константин Бабкин: Тут два варианта. Либо Правительство прислушается и будет проводить разумную политику, и тогда в стране начнутся десятилетия бурного экономического роста, пока мы не упремся в какие-то объективные барьеры типа наполнения рынка или ограничения ресурсов.
Либо Правительство не услышит предложений и будет продолжать нынешнюю политику. А дальше может быть, как на Украине – она прошла впереди нас во всем: Украина раньше вступила в ВТО, лучше слушается советов и лучше выполняет требования МВФ, Украина прошла по пути деиндустриализации быстрее и дальше, чем Россия, и мы видим, что с Украиной стало.
Поэтому наличие адекватной экономической политики - это вопрос выживания нации.