"МС-21 символизирует прогресс"
Авиа-премьера прошла на Иркутском авиационном заводе - состоялась торжественная церемония выкатки первого самолета МС-21-300. Фактически работа над новым российским лайнером стартовала в 2010 г., 6 февраля 2014 г. началась сборка первых опытных образцов. Новость об иркутской "среднемагистральной" премьере тем более отрадна, что недавно стало известно о создании на базе Ил-96-400 дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. И уже недалек тот день, когда наши машины начнут вытеснять с отечественных перевозок "Боинги" и "Аэробусы"?
Сможет ли МС-21 конкурировать с зарубежными аналогами и какими будут главные сложности в реализации проекта? Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал летчик гражданской авиации, Герой России Владимир Шарпатов.
Вопрос: Сегодня на Иркутском авиационном заводе представили новый самолет МС-21-300, какие надежды связаны с проектом?
Владимир Шарпатов: Это будет уникальный лайнер, который едва ли уступит зарубежным "Аэробусам" и "Боингам". Надо понимать, что этот иркутский завод производит многие детали, которые идут на производство "Аэробусов", то есть французы не в состоянии освоить некоторые технологии. А в Иркутске это умеют, что уже говорит об огромном потенциале. Хотя, конечно, и на МС-21 есть детали, которые производят за рубежом.
Самолет этот только выкатили из сборочного цеха, сейчас его будут укомплектовывать на стоянке. А потом, где-то в декабре, планируются летные испытания. МС-21 имеет большие возможности и большие перспективы. Выпускающий завод - мощный, и думаю, что вскоре наполнит отечественными авиасуднами наши воздушные трассы.
Посмотрите на фотографии цехов - они сплошь заполнены "автоматами", и качество и точность изготовления очень высокие. Литейный цех изготовляет около 800 наименований деталей, кузнечный – 2,5 тыс., цех неметаллов - порядка 20 тыс. деталей. Через цеха термообработки проходит более 5% всех выпускаемых на заводе деталей. Электрожгуты в самолете достигают протяженности от 30 км и до 70 км. Это насущная необходимость, и это показывает сложность и современность самолета и то, сколько электронного оборудования в нем.
Вопрос: Каковы сильные стороны нового судна? Почему самолет может создать конкуренцию?
Владимир Шарпатов: Внутри самолета установлена новая авионика, используются новые технологии, широко используются композитные материалы, весовая отдача этого самолета, соотношение конструкции и полезной загрузки у него будет очень хорошее, а значит, и высокая экономичность. Двигатели современные, которые более экономичны, чем имели прежние самолеты.
Раньше, например, "Суперджет" многие боялись покупать, потому что очень высокие цены были, поэтому пошли по пути приобретения поношенных самолетов с Запада, которые, естественно, за счет износа имели и цену заниженную. Но старые самолеты уже доработаны, они модифицируется в процессе производства. Безусловно, сейчас уровень производства такой, что все меньше и меньше ошибок допускается, потому что расчеты производят на компьютерах. Человеческий фактор меньше влияет на надежность новой конструкции.
Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, проект МС-21 выгоден государству, какие перспективы?
Владимир Шарпатов: У нас иногда государство идет на дотации - первые самолеты всегда дороже, но когда серийное производство наладится, они дешевеют. Со временем цена их значительно может упасть, и будут совершенствоваться технологии. Авиационное производство — это процесс постоянства в совершенствовании.
Все новейшие достижения науки, техники, электроники первым делом идут в авиацию и оборонную промышленность, а потом уже и в гражданское пользование. Авиация с "оборонкой" являются паровозом всей экономки и промышленности в целом. Поэтому в связи с развитием и восстановлением авиационной промышленности у нас будут развиваться и другие отрасли хозяйства, а это новые рабочие места и поступления в бюджет. Прогресс идет.
Вопрос: А Вы как оцениваете ситуацию с реиндустриализацией в авиастроении - это новый подъем или мы топчемся на месте?
Владимир Шарпатов: Я считаю, что мы движемся вперед. Вот сборочный цех МС-21. Я в свое время работал на Казанском авиационном заводе, и сравниваю сборные цеха того завода и вот этого, иркутского, - он как конвейер сборочный. Кроме того, там производят и другие самолеты - "Сушки". Так что прогресс, я считаю, значительный, и работы идут полным ходом.
Вопрос: Все-таки в любых проектах есть проблемы. Что надо делать для успешной и быстрой реализации?
Владимир Шарпатов: В первую очередь нужна поддержка руководства страны. У нас появился достойный руководитель, такой как Рогозин – сразу все пошло, многие отрасли подвинулись. Появился у нас министр обороны Шойгу - началось и поступление новой техники, и модернизация, и на ноги встает любой род войск. Все зависит от руководителя. Если в советское время роль личности отрицали, хотя Ленина везде превозносили как гения и Сталина тоже - и в промышленности, и в экономике, а уж в руководстве государством личность играет большую роль. Побольше бы нам таких руководителей. Ну, и конечно, президент у нас на уровне, с пониманием относится. Без его воли едва ли такие шаги делались бы в промышленности, в экономике и авиации.