Бойкотом критского собора Россия может укрепить свои позиции в мире
До открытия так называемого Всеправославного Собора на Крите остаются считанные дни, а ясности в том, состоится ли он и в каком составе, до сих пор нет. 13 июня на экстренном заседании Священного Синода Русская Православная Церковь (РПЦ) приняла решение не ехать на собор и попросила его перенести. Ранее еще четыре автокефальные церкви отказались участвовать в нем – Болгарская, Антиохийская, Сербская и Грузинская. 15 июня сербы все же решили участвовать, но оставляют за собой право покинуть мероприятие, если там проигнорируют позицию отказавшихся. В этих условиях, как отмечали в РПЦ еще до своего отказа, критское собрание может быть лишь межправославным совещанием.
О том, что РПЦ, вероятно, откажется от участия в соборе, стало понятно на прошлой неделе. 10 июня глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил в телеэфире, что повестка собора не отвечает озабоченности людей. "Всего шесть тем вынесено на собор. К сожалению, среди этих шести нет тех тем, которые, как нам и представителям других поместных церквей представляется, являются чрезвычайно важными и отвечали бы на озабоченности современных людей", - заявил Легойда. Но еще несколькими днями ранее, когда критское собрание стали бойкотировать поместные церкви, он отмечал, что "без всеобщего участия собор теряет смысл".
Почему же РПЦ не отказалась от участия в соборе раньше, почти дождавшись начала и фактически обесценив его? Ведь возможное участие в нем РПЦ уже породило множество вопросов и даже протестные движения. Как уже отмечало Накануне.RU, тем самым был нанесен ответный удар по Константинопольскому патриархату и его претензиям на власть в православном мире. Священник Сергей Карамышев считает, что в случае игнорирования собора это было бы поводом объявить РПЦ изоляционистами, раскалывающими православие. "Когда же наша Церковь приняла деятельное участие в подготовке собора, какие бы ярлыки теперь на нее ни навешивали, для всякого здравомыслящего человека очевидно, что виновница раскола вовсе не она, и претензия тиранически господствовать над другими исходит не от нее", - подчеркнул иерей.
Профессор МГЛУ Роман Силантьев полагает, что срыв собора нам на руку. По его мнению, "следующий Собор должна проводить Москва, а не Стамбул, причем на нормальных, недиктаторских условиях". В те времена, когда в Константинополе сидел глава православной империи, приоритет патриарха этого города был оправдан. "Но когда вместо императора мы наблюдаем там симпатизанта ИГИЛ Эрдогана, сразу возникает вопрос: стоит ли доверять Константинопольскому патриарху деликатное дело консолидации православных?" - отмечает Силантьев.
Очевидно, что фактический срыв собора бьет прежде всего по его организатору – Константинопольскому патриархату, подрывая доверие к нему как к той структуре, которая не смогла организовать собор, хотя готовила его 55 лет. Накануне.RU уже писало, что в нем крайне заинтересован Ватикан, нуждающийся в едином управлении всем православием под эгидой Константинополя, которому очень хочется взять в свои руки власть в православном мире, чтобы с этими полномочиями провернуть "объединение" с папством, а по сути – подчинение. Возможно, на соборе планировалось сделать первый шаг, создав единый орган управления всей Церковью.
Что касается второго шага, то константинопольский патриарх Варфоломей своих замыслов не скрывает. Так, в интервью болгарскому телевидению в 2007 году он заявил, что все православные якобы убеждены: в первом тысячелетии было признано первенство папы римского как необходимого "координационного центра". "Мы готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено в первом тысячелетии… Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место – то, какое он занимал до раскола", - сказал Варфоломей о своих планах. То есть признал, что рулить всем христианством должен Ватикан. Не зря в Риме католики на днях молились об успехе критского собора.
Да и сам иезуит Франциск не скрывал, что ожидает собора. "Я там буду присутствовать духовно и посредством послания. Мне известно, что они хотят пригласить католических наблюдателей, и это - отличный мост. А за католическими наблюдателями буду я", - сказал Франциск. Видимо, теперь этим планам Ватикана и Стамбула не суждено сбыться, по крайней мере в ближайшем будущем. РПЦ сделала сильный ход, который ослабляет позицию Стамбула и увеличивает авторитет России, как главного оплота православия. При попытке же провести собор и навязать его решения силой Константинопольский патриархат еще больше ухудшит свои позиции. "Если он не проявит благоразумия и проведет этот собор, который будет иметь статус не выше, чем соборное совещание, то сам себя опозорит и дискредитирует в глазах вселенского православия как человек, явно не способный быть его вождем, на что он напрашивается в течение многих лет", - считает член Синодальной богослужебной комиссии, диакон Владимир Василик.
И если Ватикан пока отстраненно молчит, то реакция Стамбула не заставила себя ждать. В интервью американскому католическому сайту "Crux" советник Варфоломея, архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил, что решения собора все равно будут иметь обязательный характер для всех поместных церквей, в том числе и тех, кто не будет участвовать в соборе. "Великий собор – превыше собора или синода каждой отдельной Церкви… и он останется таковым даже в отсутствие одной или нескольких Церквей", - пригрозил Хрисавгис. Он также добавил, что неучастие в соборе означает маргинализацию. В этих условиях участие в критском собрании было бы равносильно для нас капитуляции перед Стамбулом и стоящими за ним США и Ватиканом. Недаром Варфоломей все еще призывает отказавшихся приехать на Крит.
Есть еще одна причина, по которой РПЦ медлила с отказом, которая также проливает свет на события последних месяцев, в том числе на встречу с Франциском. По сообщению председателя "Русского собрания" Анатолия Степанова, на патриарха Кирилла оказывается беспрецедентное давление со стороны церковных и околоцерковных либеральных кругов. Их цель – не дать затормозиться процессу создания глобальной религиозной структуры и втянуть туда РПЦ, для чего нужно было непременно участвовать в соборе. "Патриарха Кирилла, насколько мне известно, пугают расколом, уходом Украины "под руку Константинополя". На днях довелось читать аналитическую записку, в которой утверждается, что патриарх Варфоломей держит за пазухой для Украины "эстонский сценарий", - утверждает Степанов.
Речь идет о том, что в Эстонии в 90-е годы власти поддержали маленькую Эстонскую апостольскую православную церковь в юрисдикции Константинополя, в то время как ЭПЦ МП находится в немилости у эстонских властей. Похожий план вынашивается и в отношении Украины. "Суть его такова: "неожиданно" собирается "собор" в составе инициативной группы архиереев, священников и мирян, на котором создается для начала Украинская автономная церковь в подчинении "матери-церкви" - Вселенского патриархата. Эта "инициатива" получает поддержку из Стамбула… и вопрос этот могут в пожарном порядке включить в повестку дня Критского собора и решить без участия Москвы", - предупреждает Степанов. По его мнению, этим шантажируют патриарха Кирилла.
В мае эта угроза была озвучена. За создание "единой поместной церкви" на Украине вновь выступил митрополит УПЦ МП Александр Драбинко, известный своими мечтами о "самостийной церкви".
Известный карьерист, он поддержал войну против Донбасса, что "и делают сейчас наши нынешние патриоты, которые защищают целостность нашего государства". Россию он назвал "государством-агрессором", обвинив в "империализме" и насильственном удержании УПЦ в орбите своего влияния. Однако услышать все это из его уст неудивительно. Важнее то, что этот высокопоставленный церковный чиновник открыто выступил за объединение с раскольниками-филаретовцами. Так как они "ни с каким покаянием, так как его понимают некоторые представители нашего священноначалия", не придут, то "поместную церковь надо делать каким-то другим путем", "и она, эта поместная церковь, имеет право на существование". То есть Драбинко дал понять, что канонический способ излечения украинского раскола – принятие раскольников в Церковь после покаяния – ему не нужен. Ему нужна своя "независимая украинская церковь", которую он будет продвигать любым путем.
Об остроте проблемы говорит тот факт, что 15 июня митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий вынужден был резко прокомментировать обращение некоторых депутатов Рады к Варфоломею. "Я бы советовал таким депутатам лучше подумать о том, как выполнять свои прямые обязанности", - сказал предстоятель УПЦ. Он подчеркнул, что "вторжения одной Церкви на каноническую территорию другой не должно быть".
В этих условиях встреча патриарха Кирилла с иезуитом Франциском, как теперь выясняется, была превентивным, но и вынужденным ходом. Патриарху важно было заручиться поддержкой Рима по украинскому вопросу. С одной стороны, эта проблема толкает нас к Ватикану, с другой – выбор у нас невелик. Пока что от Ватикана получено письменное подтверждение того, что проблема украинского раскола должна решаться только каноническим путем, как зафиксировано в гаванской декларации. РПЦ получила передышку в этом вопросе.
Что касается угрозы создания "независимой церкви" на Украине, то, вероятно, в РПЦ рассудили, что отказ от участия в соборе все же не подвигнет Варфоломея на признание этой структуры, т.к. данный шаг поставит крест на нормальных отношениях с Москвой, а для Ватикана важно именно это – там заняты подбиранием ключей к России и РПЦ, и сжигание "константинопольского моста" для него недопустимо.
Стоит отметить, что в постановлении Синода РПЦ от 13 июня сказано (п.6): "Признать весьма желательным, чтобы в будущем Соборе могли без ограничений принять участие ВСЕ архиереи Святых Божиих Церквей, поскольку это несомненно повысит общеправославный авторитет принимаемых Собором решений". Напомним, согласно регламенту критского собора, от каждой церкви участвуют лишь 24 архиерея. Предложение РПЦ, с одной стороны, бьет по возможным намерениям провести через собор сомнительные решения, вероятность чего уменьшается с увеличением представительства иерархов. С другой стороны, РПЦ, как наибольшая из всех церквей, получит и наибольший вес на соборе. Потому что статус константинопольского патриарха неоправданно завышен, а РПЦ – не соответствует ее реальному значению для православного мира.
В целом же отказ РПЦ от участия в критском соборе вносит дополнительную напряженность в межправославные отношения. Но это создает и возможности стать лидером вселенского православия. Важно воспользоваться этим шансом, но без ущерба своей идентичности. Если это удастся, Россия значительно усилит свои позиции и приобретет бόльший международный вес.