Маннергейму - памятник, Мавзолею - тряпку, вот вам политика государства
Евгений СпицынМемориальная табличка в память финскому военачальнику, сражавшемуся во Второй мировой войне против Советского Союза и участвовавшему в блокаде Ленинграда, была установлена в Санкт-Петербурге 16 июня. Общественность "вскипела" от такого исторического "примирения", как ее назвали авторы памятной инициативы.
Кем был Маннергейм? Он был генералом русской императорской армии, потому что Финляндия с 1810 г. входила в состав Российской империи. Закончив военное училище, он делал военную карьеру, принимал участие в Русско-японской войне, потом командовал корпусом в Первой мировой.
Но стоит ли вспоминать эти заслуги, когда речь идёт о том, что он впоследствии стал руководителем вооружённых сил Финляндии, военного сателлита фашистской Германии? Он лично из рук Гитлера к своему 75-летию в 1942 г. получил Железный крест, затем в 1944 г. - Дубовые листья к Железному кресту, а это ещё более серьёзный ранг высшей воинской награды фашистской Германии. И не следует забывать, что в годы советско-финской войны он возглавлял финские вооружённые силы.
Мы кому ставим памятники? Ну, давайте поставим памятную доску Петру Николаевичу Краснову - а что, он тоже был генерал русской императорской армии, генерал казачьих войск. Но он же в годы Великой Отечественной войны стал коллаборационистом, и был повешен именно как предатель Родины. То же самое можно сказать относительно Андрея Григорьевича Шкуро. А ещё есть Альфред Розенберг. Он закончил МВТУ (впоследствии "Бауманка") - московское высшее техническое училище в 1918 г. Это тот, кто потом был министром восточных территорий, кто был одним из составителей плана OST, идеологом уничтожения целых народов. Он с отличием закончил это училище, получил диплом инженера-архитектора, ему тоже можно повесить доску?
Можно сколько угодно рассказывать сказок, пересказывать личные беседы Гитлера с Маннергеймом, причём так эмоционально и достоверно, как будто ты был третьим участником бесед. Но достаточно взглянуть на карту. Без финских войск не было бы блокады Ленинграда.
25 июня 1941 г. Финляндия вступила в войну против Советского Союза. Финны приняли участие в блокаде Ленинграда - они не только с севера вышли на старую советско-финскую границу, но и перешли её. И если бы финны не участвовали в блокаде Ленинграда, её бы просто не было. Пускай товарищ Мединский, он же у нас аж доктор исторических наук, глянет на карту блокады Ленинграда и увидит, что с юга, со стороны Урицка, Шлиссельбурга кольцо блокады держали немецкие войска, а с севера - финские. И дальше никаких двух мнений быть не может.
И, вопреки распространяемым инициаторами установки доски мифам, это не Сталин был впоследствии расположен к Маннергейму. Это Финляндия вышла из войны. Крысы побежали с тонущего корабля, когда поняли, что гитлеровская Германия проиграла.
Не было никакого знака расположения, как говорит Мединский. Это была просто большая политика. Надо было выводить германских сателлитов из состояния войны, а с точки зрения элементарной логики, здравого смысла и политики, любой выход военного союзника фашистской Германии был для нас благом. Это были спасённые жизни. Таким же образом из состояния войны выходила и Румыния, и Болгария и так далее. Они понимали, что военной машине Германии конец, Третьему Рейху конец.
А то, что финны не подошли ближе к Ленинграду – так это не заслуга Маннергейма, и не его игры с Гитлером. Они просто напоролись на мощную оборону войск ленинградского фронта. Финны пару раз пытались прорвать эту оборону – получили по зубам. Поэтому Маннергейм, прекрасно зная возможности Красной Армии, понимал, что никаких успехов, даже тактических, на этом участке фронта он достичь не сможет.
И финские войска встали там, где стояли. Они участвовали в блокаде Ленинграда. Если бы финны не захватили эту территорию, то город бы в блокаду не попал. Мы бы спокойно вывезли жителей из Ленинграда, туда бы доставлялось продовольствие, боеприпасы, вооружение и всё необходимое. И стоит напомнить, что особенно в первую зиму 1941-1942 гг. были понесены огромные потери среди мирного населения блокадного города. Финны имеют к этому самое прямое отношение.
Что и сказать, открытие памятной доски человеку, ответственному за это, идет в парадигме наших нынешних а-ля монархистов. Мединский же возглавляет Русское военно-историческое общество, которое кишмя кишит белогвардейцами и монархистами. Они делают особый упор на воспевание белого движения, русской императорской армии. В русской императорской армии было достаточное количество выдающихся полководцев, которым не висят у нас ни памятные доски, не стоят памятники. Но почему-то мы ставим табличку Маннергейму сейчас - когда у нас, как выразился товарищ Кудрин, "геополитическая напряжённость". Это реверанс в чью сторону?
И потом, многие полководцы русской императорской армии, тот же Антон Иванович Деникин, почему-то не служили у Гитлера. Теперь что, всем прислужникам Гитлера за то, что они с отличием закончили русские военные училища, поставят тоже памятные доски? Песков же сказал, что это "неоднозначные выдающиеся личности"... Хочется спросить, Краснов, Шкуро, Султан-Гирей, Власов, кто следующий в списке "неоднозначных"?
Власовцы были повешены. Они были предателями СССР, и получили по заслугам. А Маннергейм был государственный военный деятель другого государства, и просто вовремя почувствовал, что к чему, поэтому остался жив. А если бы он, как венгерский Ференц Салаши, до конца бы Гитлера поддерживал - то тоже виселицу получил.
Установка этой памятной доски, и тем более на государственном уровне, с участием высших должностных лиц, да ещё и с торжественном прохождением войск, - это плевок в народ. Таким образом власть делает все, чтобы взбудоражить общество и расколоть его. И не понимает, что роет яму самой себе.
Сейчас, когда у нас "напряжённость геополитическая" с Западом, когда мы фактически находимся в состоянии гибридной войны, когда на Украине под флагом декоммунизации распоясался фашистский режим, мы уподобляемся им. Мы проводим эту топорную декоммунизацию. Другого времени не нашли, что ли? Маннергейму - доску, ленинскому Мавзолею - тряпку. А что, советские солдаты штандарты германских частей и соединений бросали не к Мавзолею Ленина, а к доске Маннергейма, что ли?
Самое удивительно, что все это преподносится под лозунгами борьбы за историческую справедливость. Так если вы за историческую память и за равенство исторических периодов, тогда не завешивайте Мавзолей непонятно чем, и на Красной площади проведите парад, где было бы чётко видно, что это Мавзолей имени Ленина.
Очень жаль, но в Администрации президента есть люди, которые вольно или невольно вносят лишний раскол в патриотический лагерь.
Тогда как быть? Сносить неправильные памятники? Это вандализм, и уподобляться бандеровцам, как на Украине, конечно, не стоит. Но высказать своё мнение общественность должна. И обязана. И я считаю, что органы государственной власти должны прислушаться и демонтировать эту доску. Любой юрист обоснует, что установление этой мемориальной доски подпадает под действие статьи о пропаганде фашизма. И надо этим заниматься.
Эксперт по политическим и межнациональным вопросам, автор учебников по истории России Евгений Спицын специально для Накануне.RU