"Украина выйдет из кризиса, когда ее товары смогут вернуться на российский рынок"
Украина в ожидании нового транша от МВФ. Некоторые эксперты уверены, что нерешенный вопрос с долгом России мешает фонду сподобиться на очередной "займ". "У фонда множество причин не выдавать очередной транш. Но главная, действительно, заключается в том, что официальный Киев не выполняет свои обязательства в рамках тех программ, которые согласовывает с фондом", - рассказал в интервью Накануне.RU экс-вице-премьер Украины, бывший глава Нацбанка Сергей Арбузов.
Известно, что свои деньги фонд просто так не отдаст – МВФ требует повышения пенсионного возраста, проведения масштабной приватизации, отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель, дальнейших чисток банковского сектора.
Эксперт уверен, что тяжелая экономическая ситуация связана с тем, что Украина перевела сотрудничество с ЕС из экономического в политическое поле, в современном глобализированном мире выигрывает тот, кто максимально расширяет географию сотрудничества, а не рвет все отношения с соседом. Когда украинские товары смогут вернуться на российский рынок, тогда страна и выйдет из кризиса.
Вопрос: Украина – в ожидании нового транша от МВФ. Как Вы считаете, почему с ним тянут? Нерешенный вопрос с долгом России играет здесь какую-то роль или у фонда есть другие причины не доверять киевской власти – она не выполняет обещаний?
Сергей Арбузов: У фонда множество причин не выдавать очередной транш. Но главная, действительно, заключается в том, что официальный Киев не выполняет свои обязательства в рамках тех программ, которые согласовывает с МВФ. Наши чиновники сначала много обещают, а потом ничего не делают. В МВФ сидят неглупые люди, там делают из этого правильные выводы. Вся помощь МВФ за 2,5 года составила всего $6 млрд, хотя в 2014 г. в правительстве мечтали совсем о других цифрах.
В этом году Украина ожидала получить около $7 млрд. В результате премьер Владимир Гройсман уже признал, что рассчитывает лишь на $1,7 млрд.
Впрочем, в Киеве не делают из этого трагедии. Эффекты от низкой базы и огромной девальвации, ситуативное оживление на международных товарных рынках, надежда на урожай - позволяют правительству верить в то, что в 2016 г. экономика стабилизируется даже без транша МВФ. Однако, как мне кажется, расслабляться рано. Позиция страны крайне уязвима: высокий государственный долг, золотовалютные резервы, состоящие в основном из заемных средств, закрытые внешние рынки капитала, мало иностранных инвестиций, а уже осенью можно ожидать роста социального напряжения в стране. Без МВФ Украина не справится. Кроме того, деньги МВФ важны еще и потому, что откроют двери для другой западной помощи.
Вопрос: Известно, что взамен от страны будет требовать МВФ? Срез социальных программ ударит по Украине или будет приемлемым?
Сергей Арбузов: МВФ требует серьезных институциональных и структурных изменений, проведения пенсионной реформы (включая повышение пенсионного возраста), масштабной приватизации, отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель, дальнейшей чистки банковского сектора. Все это очень непростые вещи, которые могут привести к непредсказуемым и очень тяжелым для граждан последствиям. Но проблема не в том, что эти реформы нельзя проводить - многое из того, что хочет МВФ, на самом деле нужно делать. Проблема в том, что в нынешнем правительстве нет достаточного количества профессионалов, которые бы могли сделать это качественно, учитывая особенности нашей экономики и национальные интересы. Очень боюсь, что получится как с курсообразованием, когда по совету МВФ Нацбанк отпустил гривну в "свободное плавание" и полностью потерял контроль над ситуацией.
Вопрос: Государство и так сворачивает финансирование социальных программ, медицины, здравоохранения – работают ли эти меры, не зря это делается? Есть улучшения в экономике?
Сергей Арбузов: Смотря что рассматривать как конечную цель. Сокращая социальные расходы, правительство сокращает дефицит бюджета, то есть теоретически получает позитивный для себя результат, который можно демонстрировать МВФ. Однако вряд ли стоит говорить о том, что подобные действия идут на пользу экономике в целом. Еще ни одной стране мира не удалось выйти из кризиса, загоняя собственное население в нищету, оставляя стариков без куска хлеба, а детей без медицинской помощи.
Я согласен с МВФ в том, что многие расходы бюджета на Украине неэффективны, но считаю, что неэффективная система лучше, чем ее отсутствие.
Есть два варианта решения проблемы. Первый – кардинально реформировать систему социальной помощи, медицину, образование и таким образом увеличить отдачу от вкладываемых денег. Второй – оставить все как есть до лучших времен, финансируя не идеальный, но в целом рабочий механизм.
Власть же выбрала третий вариант – не создавать ничего нового, одновременно прекращая финансировать старое. Финал таких действий предугадать несложно. Украинцы по итогу останутся и без социальной сферы, и без медицины, и без образования. А страна - без будущего.
Вопрос: С чем связан быстрый рост тарифов ЖКХ и урезание льгот – с обещаниями МВФ тоже? Насколько катастрофична ситуация, по Вашим оценкам – падают зарплаты, повышаются цены, тем не менее, про дефолт только говорят уже не первый год, но удается избежать потрясений? Как?
Сергей Арбузов: Действительно, повышение тарифов ЖКХ было одним из требований МВФ. Вернее, следствием требования МВФ решить проблему дефицита "Нафтогаза". Просто новое правительство не нашло ничего лучше, как переложить ее на нищее население, не решив перед этим вопрос с коррупцией в отрасли, завышенными расходами и, соответственно, необоснованными тарифами.
Что касается дефолта, то на самом деле он уже произошел, и не один раз. Первый раз он случился тогда, когда Украина в добровольно-принудительном порядке провела реструктуризацию своих внешних долгов. Второй раз – когда правительство не смогло расплатиться с Россией по кредиту размером в $3 млрд. Ну а третий раз – это внутренний дефолт, дефолт банковской системы, длящийся уже два года. По данным Ассоциации украинских банков, в результате обрушения банковской системы вкладчики-физлица потеряли около 100 млрд грн. Еще до 20 млрд грн лишились органы местного самоуправления. При этом многие до сих пор не могут снять свои деньги, потому что действуют административные ограничения. Так, согласно недавнему распоряжению Национального банка Украины был сохранен лимит по выдаче наличности в иностранной валюте в эквиваленте не более 100 тыс. грн на одного клиента в сутки. То есть снять более $4 тыс. в банках Украины не получится. Также в банках нельзя купить более $500. Это все можно называть разными словами, но по факту это дефолт.
Вопрос: Украина обязалась в обмен на экономическую помощь провести масштабное сокращение госрасходов и реформировать экономику. Не приведет ли это к новым волнениям?
Сергей Арбузов: Я не исключаю такую возможность. Когда осенью украинцы получат платежки с новыми ценами на услуги ЖКХ, то реакция может быть очень острой. Ситуация усугубляется еще тем, что украинцы не доверяют власти. Недавно проведенные опросы показали, что лишь 14,2% опрошенных украинцев считают, что ситуация в стране развивается в правильном направлении, а 72,2% убеждены, что в неправильном. 64% граждан не верят в то, что кабмин под руководством Владимира Гройсмана сможет успешно провести реформы. При таком уровне доверия будет сложно удержать ситуацию под контролем.
Вопрос: Почему в стране взят курс на деиндустриализацию? Что это, тоже требование МВФ?
Сергей Арбузов: Не нужно делать из МВФ злодея. У фонда нет намерения любой ценой уничтожить украинскую экономику. Просто нужно понимать, что МВФ изначально не ставит целью проводить в странах-получателях помощи структурные реформы, повышать конкурентоспособность местной экономии или уровень жизни населения. Задачи фонда другие - фискальный баланс, баланс по текущим счетам и валютный курс.
МВФ считает, что добиться этого можно сокращением работающих в бюджетном секторе, снижением госзаказа, отказом от поддержки трудоемких отраслей, а также "закручиванием гаек" в налогах и сборах. Как по мне, так стратегия сокращения экономической активности государства - очень социально-опасный и экономически сомнительный подход. Но нынешнее правительство, видимо, думает иначе, раз соглашается на все, что ему предлагают.
Что же касается деиндустриализации, то курс на это был взят Украиной давно, еще в начале 90-х. Просто сейчас, когда промышленные предприятия остались без российского рынка, процесс заметно ускорился.
Товары, которые мы продавали в Россию, в мире больше нигде оказались не нужны. А, значит, ненужными оказались и целые отрасли экономики.
Вопрос: По сути, рецепты МВФ стали разрушительными для Украины, где по требованию фонда отпустили валютный курс?
Сергей Арбузов: Рецепты МВФ часто приносят результаты, прямо противоположные ожидаемым. Причина этого в том, что экономисты фонда основывают свои рекомендации на опыте экономик развитых стран. В странах же третьего мира экономические процессы зачастую протекают совершенно по-другому. Например, в классической теории считается, что девальвация национальной валюты приводит к импортозамещению, росту экспорта и снижению дефицита торгового баланса. В Украине же курсовые колебания заканчиваются всегда одним и тем же – паникой, обвалом гривны и обнищанием населения. При этом никакого импортозамещения не происходит просто потому, что на Украине нет производственных мощностей, которые можно было бы загрузить. Мы пытались объяснить это эмиссарам фонда в 2013 г. – увы, не получилось.
В результате мы отказались от получения денег на тех условиях, которые нам выдвигали. Новая же власть бездумно выполняет все, что скажут. Не стоит винить в этом только МВФ.
Вопрос: Как Вы считаете, есть ли альтернатива таким структурам, как МВФ и Всемирный банк?
Сергей Арбузов: В настоящий момент такой альтернативы нет. Однако, она может появиться. Банк БРИКС вполне может стать альтернативой МВФ, и это радует, потому что монополизм - это плохо. Если кредитует всего один банк, то у него очень жесткие условия. Если банков 100, то наступает элемент конкуренции и все движется гораздо мягче и эффективнее.
Кроме того, в отличие от МВФ, новая структура могла бы принимать взносы стран-участниц не только деньгами, но и высоколиквидные товарами. Это мое предложение, которое нашло живой отклик у экономистов.
Существующая система, когда в золотовалютных резервах учитываются ценные бумаги частных структур, ликвидность и надежность которых под вопросом, но не учитываются ликвидные и востребованные товары, несовершенна. Многие развивающиеся страны располагают ликвидными товарами. Нефть, зерно, технологии. Им нет нужды обменивать их на доллары или облигации американских банков, чтобы включить в резервы.
Финансовый мир стал слишком виртуальным и заполитизированным, это одна из причин нынешнего глобального кризиса. Будем надеяться, что структурам, которые создаются под эгидой БРИКС, удастся хотя бы частично это исправить.
Вопрос: Что стало причиной сегодняшних бед Украины? Ошибкой было подписывать соглашение по евроинтеграции?
Сергей Арбузов: Ошибкой было превращать переговоры с ЕС в политический вопрос. Для нашего правительства, в отличие от наших оппонентов, евроинтеграция не была самоцелью. Сотрудничество с ЕС мы рассматривали как возможность получения инвестиций, технологий, нового рынка для украинских товаров.
При этом мы понимали, что есть цена, которую за это платить нельзя. В частности, ради сотрудничества с Европой нельзя отказываться от российского рынка. Нельзя приносить в жертву экономику ради политики. Новая власть пошла на это и получила вполне закономерный результат, который теперь расхлебывает вся страна.
Вопрос: Ориентация Украины только на Запад вредит экономике страны? Почему?
Сергей Арбузов: Потому что экономика не успевает за политикой. По итогам 2013 г. на Россию и страны СНГ приходилось 36% украинского экспорта, а на страны ЕС – лишь 26%. При этом на Россию приходилось, например, до 60% всего украинского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, - едва ли не единственной продукции с высокой долей добавленной стоимости, которая еще производилась в стране. Именно структура экспорта и невозможность в сжатые сроки переориентировать экспорт трудоемкой и наукоемкой продукции на другие страны вынуждали наше правительство взвешенно подходить к вопросу евроинтеграции.
Последующие события подтвердили нашу правоту. Сейчас экспорт в ЕС и близко не покрывает убытки в торговле с Россией. Причем если в Россию Украина продавала товары с высокой степенью переработки, то в Европу идет сырье и продукция сельского хозяйства. Такая "евроинтеграция" никому не нужна.
Вопрос: С кем Украине стоило бы строить долгосрочные экономические отношения? Можно ли ориентироваться только на Европу? Какие перспективы экономических отношений с Китаем?
Сергей Арбузов: В современном глобализированном мире выигрывает тот, кто максимально расширяет географию сотрудничества. Я не вижу причин, почему Украина должна замыкаться в рамках какого-то одного интеграционного объединения. Есть определенные плюсы сотрудничества с Россией, есть плюсы в сотрудничестве с Европой. И задача власти как раз и должна состоять в том, чтобы выстроить такие отношения с партнерами, которые бы не противоречили друг другу, и не лишали страну возможностей.
Сотрудничество с Китаем – одна из таких возможностей. Китай, вторая экономика мира по номинальному ВВП, а с недавних пор – и первая по ВВП по паритету покупательной способности, имеет возможность инвестировать деньги в нашу страну. И украинское правительство должно сделать все, чтобы заинтересовать китайское государство и китайский бизнес прийти в Украину.
В конце 2013 г., после моего визита в Пекин в должности первого вице-премьера, было подписано 15 документов, согласно которым в Украину должны были зайти около $30 млрд в виде кредитов, инвестиций и государственно-частного партнерства. Это были не просто кредиты на финансирование дефицита внешней торговли или на рефинансирование внешних долгов, как деньги МВФ. Это – настоящие инвестиции. В научно-техническую, космическую, сельскохозяйственную, образовательную и другие сферы. Эти деньги планировали потратить на реализацию взаимовыгодных инфраструктурных проектов, строительство отелей, развитие туристического бизнеса. К сожалению, практически все проекты, о которых мы договаривались в 2013 г., остались лишь на бумаге. Большинство из них заморожены, а те, которые начали реализовываться, умирают из-за незаинтересованности новой украинской власти.
И, несомненно, подавляющее большинство нынешних проблем Украины возникли именно из-за противостояния с Россией. Мы не только потеряли российский рынок и российские инвестиции, но и превратились в горячую точку Европы, куда не спешат частные инвесторы. Поэтому все это нужно как можно быстрее прекращать и браться за работу – время поджимает.
Вопрос: Когда экономика Украины сможет восстановиться, что для этого следовало бы предпринять?
Сергей Арбузов: Экономика Украины сможет восстановиться тогда, когда прекратится война, когда украинские товары смогут вернуться на российский рынок. Одно это выведет страну из кризиса. Что же касается дальнейшего развития, то просто вернуться куда-нибудь в 2012 г. недостаточно. Если мы хотим жить, как в Европе, то нужно проводить кардинальные реформы, привлекать серьезные инвестиции, восстанавливать финансовую систему, заново проводить индустриализацию. За последние четверть века Украина упустила слишком многое и больше времени на раскачивание у нас нет. Речь уже идет не просто об экономике, речь идет о судьбе государства.
Вопрос: Как долго на антироссийских настроениях можно будет удерживаться нынешним политикам и удерживать экономику от краха? Помогут займы США, МВФ? Долго ли они будут "кормить" Украину траншами и решат ли эти займы все проблемы экономики?
Сергей Арбузов: Нынешняя власть держится не только на антироссийской истерии или помощи Запада. Главное, что помогает этим людям сохранять кресла – отсутствие альтернативы. В Украине нет сильных оппозиционных партий. Осколки бывшей Партии регионов деморализованы, Компартия запрещена, против неугодных политиков открываются уголовные дела под надуманными предлогами, людей сажают в тюрьму за посты в социальных сетях. В таких условиях роль оппозиции пытаются играть недавние попутчики власти – майданные популисты и правые радикалы, однако их политический вес слишком мал, чтобы быть реально угрозой. Тем не менее, свято место пусто не бывает. Рано или поздно в стране появятся силы, способные бросить вызов нынешнему режиму и тогда правящей верхушке уже ничего не поможет.
Придется ответить не только за бесконечное вранье, но и за внешнеполитические провалы, за развал экономики, за развязывание братоубийственной войны в Донбассе. Я глубоко убежден, что это случится, причем довольно скоро. Причем не исключено, что западные союзники Киева сами приложат к этому руку. Я общаюсь со многими иностранными политиками и экономистами и вижу, что там тоже откровенно устали от нынешней украинской власти. Все понимают, что с бардаком в центре Европы пора заканчивать.